Рациональная философия Эмиля Дюркгейма

31 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) открывает новую главу в развитии классического позитивизма. Значение его деятельности для становления и развития социологии обусловлено следующими обстоятельствами:

1) он практически первым попытался выделить и теоретически обосновать специфический предмет социологии - «социальный факт»;

2) им разработаны методология и методы социологических исследований;

3) с его именем связан процесс выделения социологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины на европейском континенте;

4) он выступил создателем французской социологической школы, которая формировалась вокруг основанного им журнала «Анналы социологии».

Обобщающим понятием теории и методологии рационализма Э. Дюркгейма является «социологизм», который имеет две стороны:

1) онтологическую (т. е. выступает характеристикой социального бытия);

2) методологическую (т. е. является главным принципом анализа социальных явлений).

С онтологической стороны социологизм, Дюркгейма представлен тремя позициями:

1. Социальная реальность включена в общий универсальный порядок, и как другие виды реальности развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - это реальность особого рода, которая не сводима к другим се видам, что означает автономию социальной реальности.

3. Социальная реальность является приоритетной по отношению к индивидуальной реальности.

Таким образом, социологизм Дюркгейма как характеристика общественного бытия есть утверждение объективности и автономности социальной реальности, а также ее первичности в обусловленности человеческого знания и поведения.

С методологической стороны социологизм раскрывается в принципах социального познания, которые Дюркгейм сводит к следующим позициям:

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе социология - подобна наукам о природе. Это означает, что познавательной целью социологии является исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

2. В социологии применимы методы познания, аналогичные методам естественных наук.

3. Социальные факты следует рассматривать как вещи.

4. Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Опираясь на социологизм, Э. Дюркгейм обосновывает предмет социологии - это социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:

1) существуют вне индивида;

2) оказывают на индивида принудительное воздействие. Центральной социологической идеей, которая проходит через все творчество Э. Дюркгейма, является идея социальной солидарности. Данная идея сопряжена со стремлением ответить на вопрос: «Какие механизмы объединяют людей в общество?».

Дюркгейм усматривает два основных вида связей, обеспечивающих социальную солидарность:

1) коллективное сознание;

2) разделение труда.

В зависимости от того, какой вид связи преобладает в социальной солидарности, ученый выделяет соответствующие им типы общественного развития:

1) механическая солидарность (традиционное общество);

2) органическая солидарность (индустриальное общество). Механическая солидарность присуща традиционному обществу, где отсутствует разделение труда. Она основывается на неразвитости и сходстве людей, составляющих это общество. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а религиозное коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности (т. е. отсутствует собственное «я», здесь «я» -это «мы»). Механическая солидарность опирается на социальное принуждение, которое выражается в строгих епрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Органическая солидарность свойственна индустриальному обществу и является результатом разделения труда. Она основывается на различии индивидов и на развитии их личностей. Благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Современное общество, в силу разделения труда, напоминает организм с различными функционально зависимыми органами.

Останавливаясь на проблемах закономерностей исторического развития и прогресса, Дюркгейм подчеркивает, что переход от механической солидарности к органической является и историческим законом, и главным показателем прогресса;

Социальная солидарность понимается Э. Дюркгеймом как высший моральный принцип, как высшая универсальная ценность, которая концентрируется в нормативно-ценностной системе общества и поддерживается коллективным сознанием и коллективными представлениями. Разрушение нормативно-ценностного стрежня, которое ведет к ослаблению социальной солидарности, и свойственно для обществ в состоянии кризисов социолог, называет «аномия» (ценностно-нормативный вакуум, когда старые коллективные представления перестают действовать, а новые еще не сформировались).

Дюркгейм обращает особое внимание на то, что именно коллективным представлениям принадлежит решающая роль в процессах усиления социальной солидарности (интеграции общества). Наиболее ярко данная идея воплощается его социологии религии, где религия воспринимается и как форма коллективного сознания, и как символическая система, которая оценивается с точки зрения ее социальных функций (общественного интегратора, прародителя и транслятора культуры), а не как совокупность идей.

Идея социальной солидарности раскрывается Э. Дюркгеймом и в социологии самоубийств. Проводя эмпирическое исследование по проблемам суицида, социолог делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена воздействию таких переменных, как:

1) структура общества;

2) социальные условия;

3) внутригрупповые отношения.

Причем, главная черта социальных переменных - степень социальной связи (или солидарности).

Ученый классифицировал самоубийства по 4 типам:

1) эгоистические;

2) альтруистические;

3) анемические;

4) фаталистические.

Дюркгейм приходит к заключению, что независимо от типа, число самоубмйств обратно пропорционально степени социальной интеграции тех групп, в которые входит индивид.

В целом, творчество Э. Дюркгейма систематизирует идеи классического позитивизма, подводит итог его развития и закладывает основы структурных парадигм современной социологии.

Источник: Тюплина И.А. Идеи классической и современной социологии

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!