Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела, и принятие решения по делу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на несколько частей: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления по делу об административном правонарушении и его оглашение. Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность.

 Непременным условием законного и обоснованного рассмотрения дел об административных правонарушениях, как в судебном, так и во внесудебном порядке является предварительная подготовка к их разбирательству, которая предполагает обязательное разрешение судьей, коллегиальным органом, должностным лицом вопросов, предусмотренных данной статьей. Так, в процессе изучения дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен решить вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Необходимость разрешения данного вопроса обусловлена тем, что в производстве по делам об административных правонарушениях очень часто одни органы возбуждают производство, другие рассматривают и принимают решения, третьи выполняют функции только кассационной и надзорной инстанции. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.

Наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, проверяется в соответствии со ст. 29.2 КоАП. Закон запрещает рассмотрение данного дела этим судьей, должностным лицом, если выяснится, что лицо, на рассмотрение которому направлено дело об административном правонарушении: является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника или представителя; лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

 При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении решается вопрос о том, насколько правильно составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении. Ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лице, его совершившем. В этом случае они не могут быть приняты к рассмотрению и, как правило, с замечаниями возвращаются тому, кто его составил (ч. 3 ст. 28.8).

На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении рассматривается вопрос об обстоятельствах, исключающих производство по делу. Так, к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В качестве специалиста, эксперта и переводчика к участию в производстве по делу не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, либо если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела,

При подготовке к рассмотрению дела выясняется вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. Оценка материалов на этом этапе, с точки зрения достаточности доказательств, носит ограниченный характер, поскольку вопрос о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, не рассматривается, а только при необходимости решается вопрос об истребовании дополнительных материалов либо их возвращении на дополнительное административное расследование лицу, составившему протокол об административном правонарушении, с соблюдением требований ст. 4.5 КоАП.

При подготовке к рассмотрению дела выясняется вопрос о том, имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайство на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является одной из гарантий все-стороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Это может быть ходатайство о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств, о гражданском иске и мерах его обеспечения.

Основанием для отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, является наличие родственных связей с лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или потерпевшего, их законных представителей, защитника или представителя либо наличие оснований считать, что это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. В таких случаях возможность рассмотрения дела исключается, а судья член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Порядок отводов и самоотводов определяется ст. 29.2 и 29.3 КоАП. Основания для отвода распространяются и на прокурора, эксперта, переводчика, специалиста, секретарей судебного заседания или коллегиального органа (ст. 25.13).

Вопросы, по которым на стадии подготовки к рассмотрению дела выносится определение, относятся к числу значимых. Их разрешение способствует реализации целей и задач, стоящих перед судьями, должностными лицами на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости, выносится определение:

а) о назначении времени и места. Как правило, время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП;

б) о вызове лиц в качестве представителей, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, защитника и др. Судья, должностное лицо обязаны внимательно изучить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Список лиц, вызываемых в качестве свидетелей, в том числе и по ходатайству лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или других лиц может быть дополнен. С несовершеннолетним свидетелем, не достигшим возраста четырнадцати лет, вызывается педагог, психолог, которые обязаны присутствовать при его опросе (ч. 4 ст. 25.6). Лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший во всех случаях подлежат вызову (ст. 25.1, ст. 25.2). Обязательному вызову подлежит законный представитель несовершеннолетнего (ст. 25.3). Эксперт вызывается в случаях, когда по обстоятельствам дела была назначена экспертиза (ст. 25.9). Специалист вызывается в тех случаях, когда необходимы специальные познания по вопросам, не требующим проведения экспертизы (25.8). Переводчик может быть вызван в тех случаях, когда возникает необходимость перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.10);

в) об отложении рассмотрения дела. Отложение рассмотрения дела возможно в случаях поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, если их отвод препятствует рассмотрению дела; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы (п. 7 ч. 1 ст.29.7);

г) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Основаниями возвращения являются: составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Возвращение протокола об административном правонарушении может иметь место, если допущенные нарушения носят существенный характер. Существенными следует считать те нарушения, которые привели к ограничению или стеснению гарантированных законом прав участников процесса или иным путем повлияли или могли повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела, например, административное расследование произведено лицом, не уполномоченным на то законом либо подлежащим отводу; лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, не предоставлен переводчик.

Невосполнимой может быть признана такая неполнота административного расследования, для устранения которой требуется, в частности, проведение процессуальных действий, связанных с собиранием новых доказательств или установлением других лиц, причастных к совершению административного правонарушения, либо осуществления процессуальных действий в значительном объеме;

д) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности. Вынесение такого определения возможно в случаях, если: рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица (см. комментарий к ст. 22.1); вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи судья, должностное лицо, члены коллегиального органа обязаны изучить круг вопросов, с которыми связывается прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении. Если будет установлено одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, то отпадает необходимость разрешать вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление выносится в соответствии с требованиями, предусмотренными в ст. 29.10. В частности, в постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о приводе. Как вытекает из содержания рассматриваемой статьи, определение выносится в исключительных случаях по отдельным категориям дел.

Место рассмотрения дела

В ч. 1 статьи 29.5. установлено общее правило, согласно которому дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В основу этого правила положен территориальный критерий подведомственности, однако его применение требует определения персонального (субъекта административного правонарушения) и предметного (характера совершенного административного правонарушения) признаков, поскольку это позволяет определить обслуживающий район (город), на территории которого совершено административное правонарушение.

Вместе с тем допускается рассмотрение дела по месту жительства правонарушителя. В этом случае должно быть заявлено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 Согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Это означает, что правило, сформулированное в ч. 1 статьи 29.5., распространяется и на категории дел, по которым предусмотрено административное расследование.

В ч. 3 ст. 29.5 закреплено положение об обязательном рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних по месту жительства правонарушителя.

В большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта осуществляется по общему правилу. Однако в ч. 4 ст. 29.5 предусмотрена возможность рассмотрения некоторых дел по месту учета транспортного средства. Как вытекает из ее содержания, это возможно в случае, если характер правонарушения позволяет назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется судьей, коллегиальным органом, должностным лицом в сроки, предусмотренные действующим законодательством. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении входят в общий срок назначения административного наказания. Их соблюдение является одним из условий своевременного осуществления производства по делу.

Статья 29.6. устанавливает общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — пятнадцать дней. Он исчисляется со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении.

Предусмотренный пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административных правонарушениях распространяется также на случаи, когда было отказано в возбуждении уголовного дела, либо когда оно прекращено производством, но в действиях виновного имеются признаки состава административного правонарушения. Моментом, с которого исчисляется установленный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, является получение судьей, уполномоченным органом, должностным лицом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела с другими материалами об административном правонарушении.

В ч. 2 данной статьи предусмотрена возможность продления рассмотрения дела об административном правонарушении. Основанием для продления является: поступившее ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении; необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Исчисляется срок в этом случае со дня вынесения мотивированного определения.

Статьей установлен срок рассмотрения дела об административных правонарушениях, совершение которых, влечет наложение административного наказания в виде административного ареста. В этом случае срок рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляется с момента административного задержания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

 Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении деда об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В статье 29.7. впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу:

согласно п. 1 ч. 1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение);

путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях;

лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей; рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания. Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность:

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим Кодексом.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовых последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

Результатом решения по делу об административном право-нарушении является принятие предписания, имеющего государственно-властный характер и облекаемого в форму акта-документа — постановления. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся следующие виды постановлений: а) о назначении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.

 Постановление о назначении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Определение меры наказания осуществляется в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учетом принципа индивидуализации.

Сущность принципа индивидуализации характеризуется тем, что при определении вида административного наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Значимость постановления о назначении административного наказания обусловлена тем, что оно занимает особое место среди актов, издаваемых в процессе производства. Именно в постановлении реализуется решение коллегиального органа, должностного лица или судьи о применении меры наказания. Постановление о назначении административного наказания порождает правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению. Наконец, назначение административного наказания позволяет считать лицо, совершившее административное правонарушение, привлеченным к административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если:

имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5);

совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9);

установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления, и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Согласно ч. 2 статьи 29.9. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу. Каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам, в частности:

о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу. Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или не высылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.

По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9) пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12) копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано, но может быть опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!