Раннефеодальная монархия в Германии

27 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского королевства (843 г.). За восточной частью империи, в которую вошли пять племенных герцогств – Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Аллемания, а затем Лотарингия и Фризия, закрепилось название Тевтонского государства. В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между составными частями, объединение германских герцогств в значительной степени определялось внешней политикой королей, преследовавших одну единственную цель – захват территорий соседних королевств.

Первые короли Германии вели свою политику укрепления единства государства и расширения его территории за счет соседних народов, проводя ее в союзе с католической церковью. Король Оттон I за помощь папе римскому в борьбе против итальянских феодалов в 962 г. был возведен в Риме в сан императора и получил из рук папы имперскую корону. Таким образом в центре Европы возникла империя, в которую вошли все германские герцогства, насильственно присоединенные земли славян и Северной Италии – «Священная Римская империя германской нации».

В отличие от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период всей средневековой эпохи оставалась раздробленной. Политическая и территориальная раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871 г., была следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

Историю феодального государства Германии можно разделить на три основных этапа: 1) образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства, результатом чего явилась феодальная раздробленность (X-XIII вв.); 2) формирование сословно-представительной монархии и установление олигархии курфюрстов (XIV-XVI вв.); 3) утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (XVII-XVIII вв.).

Тенденции развития. Политика завоеваний сделала власть первых германских императоров весьма значительной. С течением времени образуется небольшая группа наиболее сильных князей – курфюрстов, которые занимают наиболее важные должности в центральном правительстве.

Особенностью становления феодальной государственности в Германии было значительно более слабое римское влияние на территории германских земель, чем в Галлии.  В результате этого феодальные отношения здесь к X в. были развиты слабее, чем на остальной территории Каролингской империи и  процесс феодализации был еще не закончен. Менее развиты были ленная система и иммунитет.

Еще одной особенностью Германии было развитое церковное землевладение, принадлежащее епископствам и аббатствам. Во многом оно шло от каролингских времен и было обусловлено двумя обстоятельствами.

Первым из них было позднее включение этих территорий в орбиту католической церкви, и поэтому компенсировалось активной миссионерской политикой франкских государей, наделяющих церковь значительными земельными пожалованиями на вновь присоединенных территориях.

Вторым обстоятельством была попытка королевской власти избежать передачи должностей по наследству, что в условиях целибата (безбрачия) католического епископата достигалось закреплением этих должностей за отдельными епархиями.

Императоры и короли наделяли епископат не только гражданской, но и церковной властью, и вплоть до конца XI в. католическое духовенство находилось под более сильной зависимостью светских властей, включая императора и крупных феодалов, чем от власти римских пап.

X век положил начало борьбе германских королей, а с 962 г. императоров, за Италию, где они вступили в тесную конкуренцию с папством. Во многом борьба за Италию и конфликт с папством определял политическую историю Германии на последующие века.

Стараясь найти опору для проведения военной экспансии, германские правители вынуждены были идти на значительные уступки верхушке знати, наделяя ее не только новыми земельными владениями, но и значительными привилегиями.

Должности герцогов и графов, дававшие первоначально, в отличие от бенефициев, право временного управления конкретной территорией, постепенно становятся наследственным леном. Большие возможности для приобретения земель, зависимых людей и власти давали судебные права или судебный банн, т.е. полученное от императора право проводить следствие, судить и выносить приговор. Использовать это право для создания крупного землевладения можно было потому, что оно распространялось, во-первых, на значительную территорию, иногда целый округ, вне зависимости от того, чьи бы владения там ни находились, во-вторых, как на зависимых людей, так и на свободных.

Этот процесс активизировался во время борьбы за инвеституру, то есть право назначения на высшие церковные должности. Долгое время, нуждаясь в императорской поддержке, папство снисходительно относилось к тому, что епископ сначала получал предметы своей власти из рук короля, а затем они ему вручались вторично в ходе церковного обряда посвящения.

Однако со второй половины XI  в. в результате кюнийской реформы папство стремится освободить церковь от влияния светской власти. Это поставило вопрос не только о судьбе церковных владений, но и о приоритете светской или духовной власти.

Результатом преобразования германского королевства в империю германской нации было изменение правовой природы верховной власти. Титул императора  был значительно выше любого другого, в том числе и королевского. Истоки этого находились в Римской империи. Носитель императорского титула имел особые права в Италии, в том числе и право контроля над Римом.

Еще со времен Древнего Рима этот титул был не наследственным, и поэтому начиная с конца XI в., утверждается принцип  выборности императора коллегией герцогов (князей), а затем и с участием наиболее влиятельных архиепископов. Именно княжеское право избирать короля (императора) не позволило сложиться значительному по территории королевскому домену, ни другим институционным  основаниям королевской власти. В результате этого полномочия монарха ограничивались определенными ленными правами, верховной юрисдикцией, в том числе правом суда над князьями, чеканкой монеты. Однако законодательные права монарха были существенно ограничены княжескими привилегиями.

Такой объем прав императоров не отвечал их властолюбивым интересам. Они, естественно, стремились к расширению своих полномочий. Начало этому процессу положил император Фридрих II (1212-1250 гг.).

Таким образом, к концу XIII в. Германия превратилась в политическую федерацию, включающую десятки самостоятельных государств.

Общественный строй. Социально-классовая структура общества была представлена тремя основными сословиями: военным, церковным и податным. По объему прав и по отношению к центральной власти они подразделялись на: а) имперские сословия (в империи) - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; б) земские сословия (в княжествах) – дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Принадлежность к имперским чинам обуславливалась прямой ленной зависимостью от императора. В территориальных княжествах складывание сословий начинается в XII в. Первоначально сословная иерархия господствующего класса имела три ступени: король, князья, свободные господа.

Слой высшей знати составляли король, герцоги и представители их фамилий, графы, как выделившиеся на службе монарху, так и крупные феодалы, никогда не занимавшие этой должности, но имеющие крупные владения. Значительное место среди высшего слоя занимали духовные иерархи: архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Из ста германских графств около восьмидесяти возглавляли представители церкви.

Высшую ступень после короля (императора) занимали имперские князья, возглавлявшие бывшие племенные герцогства и считавшиеся непосредственными вассалами императора. От них, а иногда и непосредственно от короля, лены держали бароны и графы, у них в зависимости находились влиятельные рыцари. Внизу этой лестницы располагались мелкие рыцари, не имевшие военной свиты. Таких рыцарей иногда называли «однощитовыми».

Ленная иерархия в Германии была выражена сильнее, чем во Франции, и принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал» получил здесь почти абсолютное значение.

В XII-XIII вв. в связи с консолидацией и все большей закрытостью привилегированных сословий сам термин «рыцарь», до этого обозначавший только конного воина, становится синонимом принадлежности к благородному сословию.

Особенностью социальной структуры Германии было наличие значительного числа министериалов. Их лены отличались от ленов вассалов тем, что были строго служебными. Поэтому юридический статус министериалов определялся не столько их происхождением, сколько службой и леном. Часто это были несвободные военные слуги крупных феодалов, выполнявшие кроме того определенные административные функции, вплоть до управления графствами. Позднее этот слой сольется с благородным сословием.

В противовес светской церковная иерархия строилась в соответствии с занимаемой в церкви должностью и во многом имела параллели со светской иерархией (папа, архиепископы, епископы, аббаты и т.д.). Особое место в этой иерархии занимали архиепископы Трирский, Кельнский и Вормсский, имевшие права имперских князей.

Все взаимоотношения внутри класса феодалов строились в основном на ленных отношениях, в развитии которых для Германии было характерно: 1) замедленность процесса складывания ленных отношений; 2) неравномерность течения данного процесса в отдельных герцогствах; 3) сравнительная централизованность  системы ленных отношений.

Податное сословие Германии распадалась на две неравные группы.

Одну из них составляли городские жители. Горожане первоначально  зависели от сеньора (короля, князя, епископа или графа). В социальном плане город не был един. С XIII в. наблюдается значительное имущественное и социальное расслоение. Горожане делятся на городскую верхушку, занимающую привилегированное положение по отношению к остальному населению (патрициату) и активно привлекавшуюся к городскому управлению.

Средний слой (бюргеры) составляли основу городского населения, и состояли из купцов, ремесленников и торговцев. Они являлись полноправными гражданами, имели собственность, входили в городские структуры, могли участвовать в управлении.

Беднота (городской плебс), жившая наемным трудом, часто не входила в основные городские структуры – гильдии и цеха, и соответственно не пользовалась их защитой.

Достаточно быстро города получили у сеньоров различные налоговые и административные привилегии, в том числе право консолидированного налога со всех горожан и право городского самоуправления.

Наиболее многочисленное сословие на протяжении всего  средневековья составляло крестьянство.

Структура крестьянства в Германии была очень неоднородна, и в различных частях государства значительно рознилась. Особенностью Германии было сохранение свободного крестьянства – собственников земли, чиншевников (мелких аллодистов). Часть лично свободного крестьянства – ландзассов (арендаторов) находилась только в поземельной зависимости от владельцев земли.

К двадцатым годам XIII в. в Германии население было распределено по определенным рангам, которые получили название военных «щитов». Всего насчитывалось семь «щитов», из них: шесть «благородных» (король, светские и духовные князья, а также их вассалы) и один «неблагородный» (шеффены).

Государственный строй. До конца XI в. Германия представляла относительно единое раннефеодальное государство, и королевская власть обладала значительными полномочиями. Король (он же император «Священной Римской империи германской нации») опирался на поддержку церкви в лице епископата.

Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их привилегиями. Получив права владельных князей, они становились противниками укрепления королевской власти.

Отрицательным фактором в укреплении единства страны было и то, что королевская власть не сумела установить отношения с городами, сделать их своей опорой.

Система центральных органов государственной власти была представлена следующим образом. Во главе государства стоял король (император), власть которого в раннефеодальный период была относительно значительной.

Съезды феодалов (герцоги, графы и др.) имели большое значение в политической жизни государства. На них принимались важнейшие решения по вопросам внутренней и внешней политики Германии. Они олицетворяли собой государственный суверенитет в период вакантности престола, в необходимых случаях избирали королей. От их имени издавались законодательные акты, а также производились назначения на высшие государственные должности.

Важную роль в государственном управлении играл королевский совет (гофтаг), в состав которого входили члены королевской семьи, представители крупных светских и духовных феодалов, важнейшие лица из министериалов. Совместно с советом король рассматривал наиболее важные дела. Делопроизводство велось в канцелярии.

Раннефеодальной монархии соответствовала и дворцово-вотчинная система управления, в которой ведущая роль принадлежала королевскому двору. Как орган центрального управления, он состоял из различных чиновников двора и королевских советников. Канцлер являлся главным должностным лицом, ведавшим почти всеми делами управления. Руководство двором осуществлял майордом. Обслуживанием двора заведовали королевский стольник и чашник. Отдельными отраслями управления руководили камерарий, каппелан, маршал. Существовал и аппарат министериалов, выступавший в роли обслуживающего служебного персонала королевского двора.

Судебная система состояла из суда императора, судов светских феодалов, сословных судов и судов церкви, городских судов и суда шеффенов. В том или ином виде сохранялась раннефеодальная система судебно-административного устройства в графствах и сотнях.

Военная система представляла собой государственную обязательную военную службу всех свободных людей, включая феодалов и их вассалов, в пользу короля. В организационном отношении она представляла военный контингент императора, вооруженные отряды светских и духовных князей, крестьянское ополчение (до XII в.); отряды наемников (с XIII в.). Число воинов, которых были обязаны выставить феодальные князья, устанавливалось королем, однако условия участия в военных экспедициях определялись феодальными обычаями и решениями феодальных съездов.

Общее руководство всеми вооруженными силами государства осуществлял король. Отдельными воинскими подразделениями командовали князья, осуществляя оперативное управление через графов и сотников.

Система местного управления Германии была неоднородна. Ее осуществляли императорские посланцы: в округах – графы, городах – префекты, ленных владениях – фогхты, сельских общинах – старосты. Владения церкви имели свою систему управления. Особый аппарат управления был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер.

Последующее развитие Германии (XII-XIII вв.) характеризуется победой и утверждением феодальных (ленных) отношений. К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. В ее восточной части появился ряд крупных самостоятельных княжеств. Нарастает территориальная раздробленность. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользуются курфюрсты, всесильные феодальные магнаты. Роль и значение королевской власти падает. «Золотая булла» 1356 г. юридически закрепила всевластие курфюрстов.

В XIII-XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. В каждом из них, наряду с сохранением замкнутого натурального хозяйства, вассальными отношениями, развиваются и товарно-денежные отношения, наблюдается рост ремесленного производства. Завершается оформление системы сословий и сословного представительства.

В Германии достаточно рано, уже с избрания первых императоров, начинают проявляться элементы сословно-представительной монархии. В XIV в. появляется рейхстаг – сословное собрание империи, в котором были представлены феодалы и городское население. Еще раньше появились аналогичные учреждения в отдельных княжествах – ландтаги. Появление их было связано с превращением вассально-ленной иерархии в сословную и утверждением новой политической силы в лице богатых горожан.

Предшественниками ландтагов были советы земских господ, выполнявшие роль совещательного органа при князе. С усилением влияния знати в княжествах советы получили привилегию утверждать наиболее важные княжеские решения. В то же время произошла консолидация рыцарского сословия, совпадавшая по интересам с верхушкой городского сословия.

Общественный строй. В XIV-XVI вв., как и раньше, на вершине феодальной лестницы находились король и имперские князья, в том числе представители церкви. Все они являлись крупными собственниками земли и господами над зависимыми от них крестьянами. С упадком императорской власти их самостоятельность возрастала, увеличивались и их суверенные права.

В этот период происходит резкий рост городского населения (3 млн чел., или 1/5 от общей численности населения). Слабость центральной власти, княжеский и рыцарский произвол приводят к тому, что для защиты своих интересов города объединяются в союзы, из которых самым крупным становится северогерманская Ганза, в которую входило до 160 городов.

В составе городского населения выделяется городская аристократия – патрициат. Патрицианские роды становятся наследственными. Они покупают рыцарские лены, роднятся с «благородным» сословием, приобретают дворянство и зачастую сливаются с господствующим классом.

Бюргерство остается самым многочисленным средним классом горожан. Становится характерным усиление замкнутости данной части населения. Профессия и членство в корпорациях и цехах становятся чисто наследственными. Представителям со стороны все труднее попадать в эти замкнутые городские сообщества. Немецкое бюргерство в связи с децентрализацией страны было раздроблено, жило провинциальными интересами. Из-за отсутствия единства и осознания своих общесословных интересов  его политическое значение в стране остается невысоким.

В германских городах увеличивается численность плебейских и полупролетарских элементов. В наиболее развитых городах, входивших в Ганзейский союз, численность этой прослойки населения составляла большинство от числа горожан. В ее состав входили обедневшие городские ремесленники, «вечные подмастерья», не имеющие возможности выполнить все возрастающие требования цехов для вхождения в его полноправные члены,  ушедшие или бежавшие в город крестьяне.

В XIV-XV вв. изменяется положение крестьянства в связи с новыми процессами в экономическом развитии страны, в том числе распространением товарно-денежных отношений. Идет быстрый процесс освобождения крестьян. На место прежней барщинной системе феодалами вводятся новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в разных районах страны оно было различным. В Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду; на юге и юго-западе Германии барщина была заменена денежной рентой, усиливаются правовые основы мелкого крестьянского держания; на колонизированных восточных землях, в результате недостаточности рабочих рук,  крестьяне находятся в наиболее благоприятных условиях – они получают земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивая феодалам умеренные фиксированные платежи.

Государственный строй. «Золотая булла» 1356 г., изданная императором Карлом IV, окончательно закрепила политическую раздробленность Германии. По ней вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюрстов (четырех светских и трех церковных), которая выбирала германского императора. Курфюрсты взимали пошлины, раздавали земельные держания, чеканили монету и т.д. В стране была установлена олигархия курфюрстов. Без их согласия император не мог принять никаких решений, его власть была номинальной. За императором, по сути, оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование.

Общегерманским органом сословного представительства был рейхстаг, состоявший из трех курий: коллегия курфюрстов; коллегия князей, графов и свободных господ; коллегия представителей имперских городов. Мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства.

Рейхстаг созывался два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. В известной мере рейхстаг влиял на установление мира между княжествами, рассматривал территориальные изменения в составе империи и княжеств. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Этому способствовало, в частности, провозглашение «вечного земского мира» (запрещение междоусобных войн) Вормсским рейхстагом (1495 г.).

В Германии, как и во Франции, существовали местные сословно-представительные органы – ландтаги. В ландтагах было три замкнутых курии: духовенство, рыцари и горожане. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Согласие ландтага обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходовании средств, - духовенства и рыцарства. Кроме того, ландтаги решали некоторые внешнеполитические, церковные, судебные, полицейские и военные дела. Оказывая влияние на формирование состава княжеских советов или на назначение чиновников, ландтаги могли вмешиваться в дела управления.

Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, обладали своеобразным императивным мандатом, поскольку получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям.

Особенностью германской сословно-представительной монархии была независимость и отсутствие связи между общеимперским рейхстагом и территориальными ландтагами. Не претерпел существенных изменений и аппарат административного управления при императоре. Его основной задачей было не столько выполнять указания императора, сколько следовать предписаниям коллегии курфюрстов, подготавливать соответствующие документы для одобрения их феодальными олигархами или рейхстагом.

Помимо рейхстага общеимперским учреждением был имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага в 1495 г.), его члены назначались курфюрстами (14 человек), городами (2 человека) и императором (председатель суда). Империя была поделена на 10 судебных округов, во главе с князьями, призванными исполнять постановления суда. Имперский суд сыграл весьма важную роль в рецепции римского права на территории Германии.

Ослабление императорской власти шло параллельно с формированием суверенной княжеской власти и складыванием новых форм государственности.

В силу территориальной и политической раздробленности Германии постоянная общеимперская армия не сформировалась. Для вербовки солдат в императорские воинские контингенты требовалось согласие рейхстага и князей, поэтому основной вооруженной силой во всех германских землях являлись отряды наемников.

Слабость имперской власти и децентрализация Германии поставили вопрос (конец XV в.) об усилении императорской власти, как крайне необходимой для поддержания земского мира. Успешное проведение данной реформы способствовало бы развитию страны и преодолению княжеского сепаратизма. В XVI в. началась Реформация, религиозное по форме, буржуазное по содержанию движение под лозунгом реформы католической церкви. Реформация еще больше разъединила Германию, теперь еще и по признаку вероисповедания: на протестантский север и католический юг.

Абсолютная монархия в Германии имела свои особенности. В результате неравномерного экономического развития страна на долгое время сохраняла состояние политической раздробленности, но в каждом отдельном государстве, входившем в состав империи, к XVII в. утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский (областной) абсолютизм, который явился следствием важных политических событий, происходивших в Германии в XVI – XVII вв.

Утверждение абсолютной власти князей имело крайне отрицательные последствия для  Германской империи. Она так и не  стала  централизованным государством, оставаясь как  и в предшествующие столетия территориально,  экономически и политически раздробленной. Императорская власть превратилась в почетное звание. Князья полностью освободились от каких-либо обязанностей перед императором. Рейхстаг, имперский суд и ландтаги утратили практическое значение. Руководство армией, полицией и судом превратилось в суверенное право князей. Правящие  сословия  дворянства и духовенства, сохранив свои феодальные привилегии, находились в полной зависимости от князей.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами Германской империи стали Австрия и Пруссия, в которых уже тогда зародилось соперничество за  политическое верховенство в империи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!