Раннефеодальная монархия в Англии

27 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Падение Западной Римской Империи, последней в истории рабовладельческой державы мирового масштаба, ознаменовало начало новой эпохи - эпохи средних веков, основным содержанием которой было утверждение и развитие феодальной общественно-экономической Формации. На смену рабовладельческому государству и праву приходит феодальный тип государства и права.

История феодального государства и права не заканчивается эпохой средневековья.

В ряде стран феодализм и феодальное государство продолжали сохранять свои позиции вплоть до XX века, хотя революции XYII-XYIII вв. повлекли за собой становление мировой капиталистической системы. В настоящее время в некоторых государствах Азии и Африки отдельные элементы феодальной политико-правовой надстройки по-прежнему играют значительную роль.

Разные условия перехода к феодализму обусловили конкретно-исторические формы классообразования и специфики правового положения классов и отдельных групп населения.

Политическая система феодального общества имела ряд особенностей, определявшихся, прежде всего тем, что при феодализме политическая власть была связана с земельной собственностью. Важное место в политической системе Феодального общества занимала сельская община. Сельская община существовала до конца средних веков и была фактически разрушена к X веку.

В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности

феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.

В период разложения феодализма королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (XYI-ХYIII вв.).

Цель данной лекции ознакомить обучаемых с возникновением феодальной государственности, ее институтами в феодальной Германии, Франции, Англии и показать роль права в регулировании государственно-правовых отношений.

После ухода в 407 г. римлян из Британии враждовавшие между собой кельтские вожди пригласили для поддержки германские дружины англов, саксов и ютов. В результате во второй половине V в. эти племена начинают переселяться на территорию Британии, уничтожая местных жителей. Вскоре завоевание Британии в основном закончилось. Сложилось семь англо-саксонских королевств (Эссекс, Суссекс, Уэссекс – саксонские, Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия – королевства англов и ютский Кент), которые вели постоянную борьбу между собой. В истории этот период получил название семидержавия или гептархии. До конца VI в. англосаксы в основном оставались язычниками. После принятия христианства (597 г.) начинается быстрый процесс христианизации Британии.

Так же как и на континенте в Галлии, германские племена в Британии сохраняют свободную соседскую общину – марку. Хотя верховным собственником земли считался король, фактически общины пользовались правом собственности. Часть земли, как и на континенте, король передавал своим приближенным: знати и воинам. Внутри общины земля делилась между отдельными ее членами – керлами. Величина каждого надела составляла приблизительно 50 гектаров. В англо-саксонском обществе свободный надел получил название «гайда». Эти участки передавались по наследству и постепенно закреплялись за отдельной семьей, по своему статусу приближаясь к континентальному аллоду. Кроме пахотных земель у общины в совместном пользовании были и другие угодья: леса, луга, пастбища. Королевские воины, дружинники – тены наделялись участками, в пять раз превышающими участок рядового общинника. Представители родовой знати – эрлы имели наделы в восемь раз больше, чем наделы тенов.

Соседская община была не только содружеством по обработке земли, но и сохраняла значительные коллективные прерогативы. В частности, она выступала как коллективный обвинитель в случае убийства их члена, а также сообща участвовала в выплате штрафа (вергольда) в случае совершения рядовым общинником преступления. Кроме свободных общинников обычно на землях воинов и знати имелись зависимые люди, как правило, кельтского происхождения (литы). На самом низу социальной лестницы находились рабы, чаще всего находящиеся в услужении при дворе богатых землевладельцев.

Вознаграждая своих приближенных, король наделял их различными пожалованиями: судебными и финансовыми правами над определенной территорией. Позднее эта территория закреплялась за дружинниками в качестве лена. Владелец отвечал перед королем за выполнение повинностей с этой территории: участие в ополчении, починка дорог, несение пограничной и дозорной службы.

Благодаря процессам феодализации в VIII-IX вв. англо-саксонское общество изменяет свою структуру. Появляются поместья – маноры, в которых находятся крестьяне с различной формой зависимости: гебуры – безземельные свободные люди, обязанные за аренду земли оброком, постепенно их положение становилось наследственным, а они по своему статусу приближались к крепостным; коттеры – близкие к крепостным батраки с крошечным наделом; гениты – бывшие свободные крестьяне, платившие феодалу подать, которую они раньше платили королю. Сохранялась также незначительная прослойка рабов. Большую роль в закрепощении свободного крестьянства играл суд. Достаточно быстро помещики стали обладать юрисдикцией над своей территорией, получив иммунитет от королевского суда. Местные судебные собрания были поставлены под контроль феодалов и фактически ограничивались собранием двенадцати старших тенов. Рядовые свободные были отстранены от участия в судопроизводстве. Фактически в X в. традиционное местное самоуправление оказалось под контролем феодалов. Значительное влияние на процесс феодализации сыграл королевский закон 930 г., который требовал, чтобы каждый свободный человек имел своего покровителя – лорда.

Государственный строй англо-саксов имел те же черты раннефеодальной монархии, которые присущи были и королевству франков на континенте. Изначально власть королей была слабой, они избирались, как в свое время племенные вожди, на народных собраниях. Но постепенно картина меняется. Король превращается в монарха, власть которого значительна. Особенно она усиливается в связи с завершением процесса объединения королевств в единое государство (IX в.), которое с X в. стало называться Англией.

При короле действовал королевский совет, включавший в себя верхушку аристократии – уитенагемот.

Вся территория королевств делилась на графства.  Во главе графства стоял граф – олдермен. Несмотря на усиление королевской власти в графствах продолжали играть большую роль народные собрания – фолькмоты.

Графства делились на округа, сотни, объединяющие несколько общин. Во главе сотен стояло народное собрание, где особыми преимуществами пользовались 12 старших тенов.

Низшей административной единицей в Британии продолжала оставаться территориальная община. Высшим органом управления в ней был сельский сход, который выбирал старосту, в ведении которого были также некоторые категории судебных дел.

Феодализация общества. Окончательное завершение процесса феодализации в Англии связано с нормандским завоеванием в XI в. С 1066 г. после битвы при Гастингсе, во время которой были разбиты войска англосаксонского короля Гарольда, Англия попала под власть нормандского герцога Вильгельма, получившего за успешное завоевание Англии имя Завоевателя. Завоевание имело для Англии весьма серьезные социальные и политические последствия.

После многочисленных восстаний против его власти Вильгельм объявил всех англосаксов мятежниками и конфисковал, за редким исключением, все земли местных землевладельцев.  В результате все земли Англии были объявлены собственностью короны. Из этих земель Вильгельм наделяет своих баронов феодами, значительную часть земель включает в королевский домен, в результате король, обладая к тому же значительными ресурсами на континенте, оказался значительно богаче и могущественней любого из его вассалов. В отличие от Франции коронные земли не составляли единый массив, а были разбросаны равномерно по Англии. Такими владениями короны управляли вице-графы (шерифы), представляющие власть короля в графствах. Кроме домениальных владений они возглавляли ополчение, представляли королевскую юстицию. Под его руководством исполнялись административные и полицейские функции.

Таким образом, господствующий слой был сформирован в основном из выходцев с континента, которые оказались окруженными в десятки раз превосходящим их по численности местным населением. Поэтому знать вынуждена была соглашаться со значительными королевскими прерогативами.   Благодаря завоеванию в Англии установилась особая система вассально-ленных отношений, во многом отличающаяся от континентальной Европы. По условиям держания феодов все английские землевладельцы вне зависимости от социальной и национальной принадлежности, как светские, так и духовные, получали свою землю от короля. Он считался верховным собственником всей земли и сюзереном для всех них. Все держатели земли, даже если они держали от отдельных баронов, считались вассалами короля, обязанными ему присягой и службой, поэтому от кого бы  вассал не получал феод, он должен был произнести клятву «кроме моей верности, которой я обязан королю». Из этого сложился принцип: вассал моего вассала – мой вассал. Эта английская особенность – присяга и служба королю – через головы промежуточных сеньоров значительно укрепляла королевскую власть.

Наиболее знатные феодалы также получили многочисленные поместья – маноры, которые располагались в различных графствах, не составляя единого массива. Этим король старался ослабить возможную оппозиционность знати. Король имел право отнимать феод (фьеф), если феодал не выполнял условия держания. При передаче баронии по наследству наследник обязан был получить разрешение короля и заплатить рельеф. При отсутствии прямого наследника барония отходила обратно королю. Все фьефы были неделимыми и передавались старшим сыновьям (право майората). Также король имел право опеки над несовершеннолетними наследниками, в том числе право женить их и выдавать замуж. Баронам запрещалось строить замки. Это право оставалось прерогативой короны. С каждых 200 фунтов дохода барония обязана была выставлять 40 рыцарей для службы в течение 40 дней. Для этого часть земли передавалась в держание мелким рыцарям. Часть земли передавалась невоенным держателям – сокменам – на условиях выплаты денежной ренты. Кроме того, каждый лорд получал иммунитетное право суда для своих держателей. В отличие от континентальных государств, права баронов были значительно ограничены. При Вильгельме, как противовес баронам, сохраняется судебное собрание графств и сотен. Кроме того, что поместья знати были разобщены, и кроме запрета строить замки, что ослабляло возможность их политического усиления, их власть над держателями была ограниченной, они не имели верховной юрисдикции над ними, им запрещалось вести частные войны между собой. Сохраняется фирд – пешее ополчение. Места в королевском совете не передаются по наследству, как во Франции. Совет формируется из лиц, лично угодных королю.

Английское крестьянство делилось на три категории. Они зафиксированы в земельной переписи, итоги которой закреплены в «Книге страшного суда» 1086 г. По этой переписи значительная часть свободных и полусвободных была записана крепостными – вилланами, их число составляло 38%. Полусвободные составляли 32%, свободные земледельцы – 12%, рабы – 9%. Свободное крестьянство сохранилось в основном на севере и востоке страны.

В Англии очень рано, еще до нормандского завоевания, стали образовываться города как центры ремесла и торговли. После нормандского завоевания города продолжали развиваться, вели оживленную торговлю с Фландрией, Скандинавией и Прибалтикой, поставляли шерсть и другое сырье. Города признавали власть короля, выкупались на свободу. Богатый городской патрициат управлял городскими делами. Имущее население города делилось на разряды, входило в гильдии и цехи. Происходило социальное и имущественное расслоение.

Государственный строй. Важнейшим следствием нормандского завоевания в политической области было значительное усиление королевской власти и создание централизованного государства. Нормандское завоевание остановило процесс феодальной раздробленности Англии.

Центром управления государством со времени Вильгельма Завоевателя становится королевский дворец. Главой государства был король с практически неограниченной властью. При короле действовал великий совет, собиравшийся три раза в год, и состоявший из верхушки светских и духовных феодалов. Функции этого органа были чисто совещательные. Кроме того, через него король озвучивал для страны свои решения. Также незначительную роль в управлении играли наследственные придворные чины, которые составляли верхушку аристократии. Фактически органом оперативного управления была малая курия из ближайших королю людей как знатного, так и незнатного происхождения. Во главе этого учреждения стоял юстициарий – главный помощник короля. Ему подчинялся, во-первых, канцлер, возглавляющий входящую в малую курию, королевскую курию – высшее судебное учреждение, и, во-вторых, казначей, заведовавший королевской казной. Кроме охраны казны это учреждение, называющееся «палатой шахматной доски» (клетчатая скатерть использовалась для расчетов), было высшим финансовым учреждением. Должность юстицинария вышла из должности сначала личного секретаря короля, который в конце XI века стал государственным секретарем.

Как судебное учреждение королевская курия принимала к рассмотрению дела, во-первых, затрагивающие интересы короля, во-вторых, споры между непосредственными вассалами короля – баронами, а также она была высшей апелляционной инстанцией. В исключительных случаях эта инстанция разрешала дела, в порядке исключения, минуя суды сотен и графств. Также у этого органа сохранялись функции контроля по гражданским и уголовным делам. Ее члены посылались в графства, где проводили собрания графств для получения сведений о злоупотреблениях.

Палата шахматной доски делилась на два отделения. В нижнее отделение шерифы привозили собранные налоги, судебные пошлины и доходы с королевских поместий. Затем они получали бирки и отчитывались ими в верхней отчетной палате, где эти данные заносили в общегосударственный казначейский список. Такая систем сбора налогов на много предвосхитила подобные учреждения в остальной Европе.

Наибольшее значение в усилении королевской власти имела судебная реформа Генриха II, суть которой заключалась в том, что каждый свободный человек мог обратиться за защитой в королевский суд. Генрих II учредил разъездные королевские суды – суд ассиз. Вся страна была разделена на шесть округов и для каждого из них король назначил по три разъездных судьи, обязанности которых были весьма обширны (они не только вершили суд, но и следили за деятельностью чиновников на местах, принимали присягу верности королю и т.д.). Рассматривая уголовные и гражданские дела от имени короля, судьи обязаны были привлекать к вершению правосудия 12 местных жителей (рыцарей или других свободных подданных).

Высказывается мнение, что именно в это время в Англии зарождается институт присяжных заседателей, который в последствии являлся предметом гордости английской буржуазии.

Важное значение для эволюции государственности в Англии сыграла военная реформа Генриха II. Начало ей положила принятая в 1181 г. «Ассиза (закон) о вооружении». Обязательная военная служба феодалов королю ограничивалась определенным небольшим сроком. Взамен остальной службы король требовал уплаты особой денежной суммы, так называемых «щитовых денег». На эти деньги король стал содержать наемное войско из рыцарей и свободных простолюдинов, постоянно находившихся на королевской службе, что уменьшало его зависимость от феодалов. Кроме того, было реанимировано народное ополчение – фирд. Каждый свободный человек с определенным уровнем достатка обязан был обзавестись вооружением и, в случае необходимости, являться на службу.

Генрих II немало сил положил и на то, чтобы подчинить церковь королевской власти, хотя в этой области ему не удалось достичь полного успеха, тем не менее он добился права назначать епископов и несколько ограничил церковную юрисдикцию. Дела кириков по уголовным преступлениям отошли к светскому суду. За епископальным судом оставалось только лишение преступника сана.

Местное управление в этот период тоже претерпело известные изменения. Прежнее деление государства, которое существовало до нормандского завоевания, сохранилось (графства, сотни, общины). Формально во главе графств остаются олдермены, но они утратили былую власть, которая перешла в руки шерифов – королевских чиновников, осуществлявших на местах финансовую, судебную, военную и полицейскую власть. Они оказывали помощь другим королевским чиновникам и, в частности, разъездным королевским судьям.

Следовательно, завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом приостановило процесс феодального раздробления страны, вынудило феодальную знать объединяться, укреплять в классовых интересах королевскую власть. Нормандское завоевание ускорило процесс феодального закрепощения крестьян.

Образование сословно-представительной монархии в Англии вызвано теми же причинами, какие привели к возникновению этой формы феодального государства и в других странах Западной Европы. К ним относятся прежде всего рост товарно-денежных отношений, численный рост городов, переход в связи с развитием торговли от натуральной ренты к денежному оброку, усиление эксплуатации крестьян и ремесленников и, как следствие, обострение классовой борьбы (восстание Уота Тайлера в 1381 г.). Все это толкало феодалов на существенные преобразования как формы феодального государства, так и институтов власти, которые они стремились приспособить к новым историческим условиям.

Помимо причин социально-экономического характера переход к сословно-представительной монархии в Англии был продиктован и важными политическими причинами, прежде всего острой борьбой между королевской властью и крупными феодалами (баронами), приведшей к принятию важного политического документа – Великой хартии вольностей.

В мае 1215 г. баронское ополчение («войско бога и святой церкви») захватило Лондон и 15 июня король был вынужден подписать их требования, которые и составили «Великую хартию вольностей».

Великая хартия вольностей, состоящая из 63 статей, отразила соотношение социально-политических сил в стране. В ней прежде всего зафиксированы требования духовных и светских феодалов, стоящих во главе движения. В ст.ст. 1 и 63 король признавал права английской церкви и обещал их не нарушать. В ст.ст. 2,3,4 и 5 хартия подробно перечисляла те обязанности, которые вправе король требовать от собственных вассалов, не злоупотребляя своим положением верховного сеньора. Взимание щитовых денег и иных пособий в соответствии со ст.ст. 12 и 14 король мог осуществлять лишь с согласия общего совета королевства. В хартии говорилось и о других правах феодалов, на которые не имеет права посягать король.

Статьи, отражавшие интересы баронов и церкви, в Великой хартии вольностей сформулированы так подробно и тщательно, что не оставалось ни малейшей лазейки для их произвольного толкования.

Значительно  меньше  внимания  хартия  уделила  интересам рыцарей и других свободных держателей.  В ст.ст. 15 и 16,  сформулированных весьма лаконично,  бароны  обещали  своим  вассалам  (рыцарям)  те же права и свободы,  какие  они выторговали себе у короля, как у верховного сеньора, т.е. не  требовать с рыцарского лена большей службы и пособий, чем это предусмотрено обычаями, соблюдать правила наследования и т.д.

Еще меньше внимания Великая хартия вольностей уделяет интересам горожан. Ст. 35 устанавливает единство мер и весов, в ст. 13 подтверждаются древние вольности Лондона и других городов.

Наряду со статьями, содержащими узкосословные требования, в хартии имеется ряд статей общего характера, распространяющих свое действие на все свободное население Англии. Сюда относятся ст.ст. 38, 39, 40, которые ограничивают произвол королевской власти в судебной области. Особенно важное значение имела ст.39, которая положила начало юридическому обоснованию защиты подданных от королевского произвола. Арест, заключение в тюрьму, лишение имущества или изгнание из страны возможны только по правомерному приговору пэров и законам страны. Эта статья во многом сыграла важную роль в становлении гражданского общества и правового государства в Англии.

Для контроля за соблюдением Великой хартии вольностей ст. 61 предусматривала создание комитета из 25 баронов, который в случае нарушения королем хартии получил право «совместно с общиною всей земли …принуждать и теснить короля», т.е. давал право прибегнуть к военным действиям против короля.

Принятие Великой хартии вольностей не привело к окончанию конфликта. Как только бароны разъехались, Иоанн отказался от соблюдения хартии и начал собирать войско. В ответ на это бароны объявили его низложенным. Начавшиеся военные действия были прерваны смертью короля в 1216 г. Преемник Иоанна малолетний Генрих III подтвердил хартию. Когда король попытался, пользуясь ст. 14 хартии, ввести новый налог на военные цели, получил отказ. Под давлением баронов, собравшихся в Оксфорде на так называемый «бешенный парламент», король был вынужден принять «Оксфордские провизии» (1258 г.), ставившие его под баронский контроль. Торжество баронской олигархии было недолгим. Политикой баронов были недовольны рыцари, горожане и свободные крестьяне. Разногласиями в лагере оппозиции воспользовался король, начав гражданскую войну, в ходе которой был разбит восставшими под руководством Симона де Монфора.

Парламент. В условиях всерасширяющегося движения, вовлечения в него народных масс не могло быть и речи о возрождении олигархии баронов. Крупные феодалы вынуждены были пойти на уступки рыцарям, горожанам и наиболее зажиточной части свободных крестьян. В 1265 г. впервые в Англии был созван парламент в расширенном составе, в работе которого наряду с баронами участвовали рыцари и горожане. По соглашению 1268 г. король обещал соблюдать права и вольности баронов, церкви, рыцарей и горожан, а также признал возникшее в ходе гражданской войны учреждение – парламент, что означало переход к новой форме феодального государства – сословно-представительной монархии.

С момента возникновения (XIII в.) и до середины XIV в. английский парламент состоял как бы из трех палат: бароны, духовенство и общины. В дальнейшем духовенство как сословие выходит из парламента и образует свой сословный орган – конвонацию. Это, однако, не исключало в последующем наличие в парламенте духовных лиц, которые туда попадали не как представители духовного сословия, а как земельные собственники.

В 1343 г. происходит окончательное разделение парламента на две палаты: палата лордов, где заседали светские и духовные магнаты, и палата общин из представителей рыцарства и горожан.

В отличие от Генеральных штатов Франции, в которых дворяне и горожане заседали порознь, в Англии, где не существовало резкой грани между сословиями, рыцари и горожане заседали совместно в палате общин. Это объяснялось исторической общностью их экономических и политических интересов. В значительной мере эта общность и обусловила больший вес парламента в Англии, как органа сословного представительства, по сравнению с Генеральными штатами Франции.

Верхняя палата – палата лордов – состояла из верхушки светской и духовной аристократии, которые приглашались личными письмами короля. С конца XIV в. в Англии сложился институт наследственного пэрства. Лорды стали получать места в верхней палате по наследству, вместе с титулом.

Нижняя палата – палата общин – формировалась путем выборов от графств и городов (по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 горожанина от наиболее крупных городов). Право участия в собрании графства, избиравшего депутатов, имели лишь свободные, владевшие недвижимостью, приносящей доход не менее 40 шиллингов в год после уплаты налогов (закон 1429 г.). Позже, по закону 1445 г., избранными в парламент могли быть только дворяне. Но при этом нужно учесть, что любой свободный собственник земли, независимо от происхождения, мог и даже обязан был купить рыцарский патент, т.е. стать дворянином, если его состояние достигло 20 ф.ст. Это еще раз свидетельствует об отсутствии непроходимых сословных перегородок в Англии в отличие от Франции.

В городах характер выборов был различен, но одно было общим: право избирать и быть избранным принадлежало только имущей верхушке городского населения.

Объем прав английского парламента по сравнению с сословно-представительными органами в других странах (например, во Франции) был более широким. Уже в XIII-XIV вв. парламент получил право контролировать законодательную деятельность короля и постепенно превратился в высший законодательный орган страны. Так же уже с XIII в. (Закон Эдуарда I в 1297 г.) парламент получил право контролировать финансовую деятельность короля (взимание налогов, утверждение доходов и расходов и т.д.). Это породило право парламента контролировать королевских чиновников (XIV в.). При Эдуарде III (1327-1377 гг.) парламент получил право высшего суда по политическим делам, в частности, в связи со служебными злоупотреблениями королевских министров. Известны даже случаи в практике английского парламента, когда он низлагал королей и избирал новых.

При всем при этом, английский парламент никогда не являлся «надклассовым органом», он всегда выражал и защищал интересы феодалов и знатной, богатой городской верхушки, поддерживая короля в тех случаях, когда им проводилась политика в интересах правящей элиты.

Английская юстиция, начиная с Вильгельма Завоевателя, была представлена множеством независимых друг от друга судов. Это были: королевский суд, суды графств и сотен, суд сеньора над своими вассалами и суд манора для зависимых людей. Судопроизводство велось с использованием местных обычаев, имело формально-сакральный характер, идущий от варварских правд. В Англии не было профессиональных судей.

Стремление к единству судебной системы начинается с Генриха II. В 1166 году был создан институт обвинительных присяжных: по 4 человека в каждой деревне и по 12 человек в каждой сотне. В их компетенцию передавалось следствие. По их указанию подозреваемые передавались суду и вынуждены были пройти ордалию. Независимо от результата они признавались виновными. В качестве наказания – смертная казнь или изгнание из страны. Кроме того, присяжных начинают использовать и в самой процедуре судопроизводства, вначале только по гражданским, а затем и по уголовным делам. Их решения становятся обязательными по аналогичным делам, зарождается прецедентное право.

В 1175 г. король создал личный суд своего двора, позднее он был преобразован в «Суд общих дел» с резиденцией в Вестминстере. Позднее, в XIII в., из него выделился «суд королевской скамьи», состоящий из профессиональных судей, рассматривающий наиболее тяжкие преступления, в том числе затрагивающие личность короля. Менее тяжкие преступления и  гражданские споры (общие дела) рассматривались судом общегражданских исков.

Эти два суда были одними из первых в Европе, постоянными, центральными профессиональными королевскими судами гражданской и уголовной юрисдикции.

Еще одним постоянным, центральным судебным органом Английского государства был суд лорда канцлера, который  издавал предписания от имени короля.

«Право справедливости» по сравнению с «общим правом» имело определенные преимущества: отличалось гибкостью; предусматривало широкий набор возможных санкций; свидетели доставлялись в суд силой королевской власти; предполагало более быструю и более дешевую процедуру судебного рассмотрения дел.

С одной стороны, это способствовало быстрому и гибкому приспособлению старых норм к новым условиям, а с другой, один и тот же конфликт мог быть принят к рассмотрению в обоих категориях судов и разрешен с учетом справедливости и целесообразности.

В XIV–XV веках в Англии происходят значительные экономические и социальные сдвиги. Эти изменения были связаны с двумя важными историческими моментами: 1) великие географические открытия, которые сделали Англию одним из центров мировых путей в Новый Свет, что дало ей возможность использовать свои выгоды островной державы; 2) ранние зачатки в этой стране буржуазных отношений, разложение феодализма, уничтожение уже к XVI в. крепостного права, развитие суконной промышленности, продукция которой стала востребованной всей Европой, быстрая политическая централизация страны.

Крестьяне в XV–XVI вв. делились в юридическом отношении на две категории. Во-первых, потомки бывших вилланов – копигольдеры. Копигольд – это держание по воле лорда и по обычаю манора. Подписав договор с лордом и уплатив вступительный денежный взнос, крестьянин получал копию договора, в котором были зафиксированы размер участка, ренты и срок держания. Вторая категория английского крестьянства – это свободные держатели – фригольдеры. Фригольдеры были наследственными владельцами земли. Эти земли защищались королевским судом, а фригольдеры пользовались правом участвовать в выборах в парламент. Среди фригольдеров и копльгольдеров в XV–XVI вв. выделяется богатая прослойка – йомены, которые не только берут в аренду значительные участки земли, но и часто скупают их у разорявшихся помещиков.

Централизация государства. Усиление королевской власти. Централизаторская деятельность Генриха VII была продолжена его сыном Генрихом VIII (1509–1547 гг.), при котором абсолютизм в Англии окончательно сложился. Он лишил остатков автономии Уэльс и ряд северных графств. Для их управления были созданы специальные органы: Совет Севера и Совет Уэльса. Эти органы осуществляли центральное управление бывшими автономиями в рамках единообразной административной системы. Местные лорды потеряли право суда. После проведения религиозной реформы король стал восприниматься как верховный глава независимого национального английского государства. Возрождается тезис о короле как наместнике Христа на земле, а его власть окутывается божественным ореолом.

Короли новой династии не отказались от парламента (и в этом особенность английского абсолютизма). Парламент сохранил значительные прерогативы, как и прежде вотировал налоги, участвовал в принятии законодательства. Несмотря на присутствие в парламенте двух классов: дворянства и буржуазии антагонизма между ними не было. Во-первых, дворянство постоянно пополнялось за счет верхушки буржуазии, во-вторых, интересы нового дворянства, переориентировавшего свое хозяйство на рыночные связи, совпадали с интересами нарождающейся буржуазии. При Генрихе VIII была проведена и административная реформа. Старая система управления, основанная на восприятии страны как собственной вотчины, была преобразована. Был создан новый, более разветвленный и профессиональный аппарат центрального и местного управления. Центральным исполнительным органом стал Тайный совет. В отличие от существовавшего до него королевского совета, где членство определялось принципом родовитости, членство в Тайном совете определялось абсолютистским принципом личной выслуги. При Генрихе VII это был совещательный орган, позднее, в ходе административной реформы 30-х–40-х гг. XVI в. этот орган становится постоянно действующей высшей административной инстанцией. Сфера деятельности этого органа не регламентировалась и охватывала все отрасли государственного управления. Численность его была не велика: от 9 до 20 человек. В Тайный совет входили все высшие должностные лица: казначей, канцлер, хранитель печати, управляющий двором, командующий армией и флотом. Координатором их деятельности был личный секретарь короля, который фактически исполнял должность премьер-министра. Два вновь возникших органа, Совет Севера и Совет Уэльса, не только подчинялись Тайному совету, но и были созданы по его образцу.

Значительным достижением английского абсолютизма была реформа судебной системы. Местные синьоры потеряли свои судебные прерогативы, которые перешли к разветвленной системе королевских судов. Суд королевской скамьи решал дела, затрагивающие интересы короны. Споры между подданными судил суд общих прошений. Экстраординарным судебным органом стала звездная палата, созданная первоначально для суда над мятежной знатью. Затем этот орган получил статус высшей надзорной инстанции. Гражданские дела в основном по поводу собственности, долгов и земельных пожалований рассматривал суд канцлера. Но так как судебные пошлины в нем были достаточно высокими, то был создан специальный суд для неимущих. Как правило, английские чиновники не получали регулярного жалования, поэтому для них устанавливалось вознаграждение за проделанную работу. При этом аппарат суда и управления формировался, исходя из феодальных принципов. Крупные чиновники назначали себе помощников из числа своих бывших вассалов или слуг. За свой труд они получали жалование от патрона. Соответственно и отвечали перед ним за свою деятельность.

Со времен сословно-представительной монархии в Англии продолжала существовать разветвленная система местного самоуправления (ее наличие также свидетельствует о незавершенном характере английского абсолютизма). Местные чиновники в основном были выборными, а частично назначались центральной властью. Значительную роль в местном административном управлении играли выборные мировые судьи. Обычно их избирали из числа местного дворянства, пользующегося уважением и имеющего определенный имущественный ценз. В графствах сохранялись должности шерифов, но они утратили большинство своих прерогатив и фактически выполняли указания мировых судей. В отличие от мировых судей шерифы назначались. Они следили за положением в графствах, а их полицейские функции дублировались мировыми судьями. В подчинении шерифов оставались низшие полицейские чиновники: коронеры и бейлифы сотен. Кроме того, шерифы управляли королевскими землями в графствах. Постоянно возрастающие полномочия мировых судей, а также выгоды от исполнения ими своих должностей привели к тому, что за столетие их численность выросла в 4–5 раз (до 1200-1500 чел.). Для надзора над ними в графства посылались тесно связанные с короной, происходившие обычно из знатного дворянства высшие чиновники: лорды и лейтенанты.

Особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной регулярной армии, что связано с островным положением страны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!