Пути решения проблем развития инфраструктуры в городе

6 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Баланс социальной и экономической политики - это со­отношение целей развития общества и средств их достиже­ния. Конкретные формы этого баланса - соотношения меж­ду накоплением и потреблением, между экономической эф­фективностью и социальной справедливостью, между различ­ными моделями экономического развития. Как известно, со­циальная политика - область политики государства по отно­шению к формированию жизненного уровня населения, вос­производству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федераль­ном, региональном и местном уровнях. Инструменты реали­зации социальной политики - программы, нормы и нормати­вы финансирования, стандарты, законы, гранты и др. Переходя от теоретических разработок к конкретной роли пред­приятий и муниципальных органов в работе по реализации социальных программ и реформ ЖКХ на подведомственной территории, отметим, что тема эта очень сложная и важная как в отдельных губерниях России, так и в ее центре - Москве.

Рассмотрим эту наболевшую тему на примере Астрахан­ского региона в рамках переориентации социальных программ предприятий территории за последние 10-12 лет и опреде­ления их положения на данном этапе.

Вначале коротко о демографических данных. Город Аст­рахань, отметивший в 2003 г. свое 445-летие, насчитывает свыше 500 тыс. чел.; территория - около 400 км2 - разделе­на на 90 микрорайонов; насчитывает 380 тыс. чел. трудоспо­собного населения - половину всего работающего населения Астраханской области. В городе зарегистрировано 11 тыс. 920 предприятий различных форм собственности, которые по удельному весу отраслей на сегодняшний день составляют:

- машиностроение - 48,8%;

- пищевая промышленность - 36,7%;

- прочие отрасли - 14,5%

Валовой объем продукции, произведенный предприятия­ми города в 2002 г., возрос на 38% к уровню прошлого года и составил 3 млрд 4 млн 413 тыс. руб. Названные цифры четко отражают рост объемов выпуска и реализации продукции.

Среди флагманов промышленных предприятий города отметим коллектив "Астраханского корабела", выпускающе­го морские суда для Венгерской республики, который за счет умелого руководства сделал значительный скачок. В резуль­тате привлечены дополнительные инвестиции в производство. Прирост на 1700% по сравнению с предыдущим годом - по­казатель, вселяющий надежду, что традиционная для при­каспийского города отрасль судостроения возрождается. Имен­но на примере этого предприятия, претендующего в обозри­мом будущем на роль одного из флагманов промышленного производства города, покажем срез проблем развития соци­альной инфраструктуры на данном этапе и роль предприя­тий города в реализации реформ ЖКХ, минимальных соци­альных стандартов на его территории.

Год 1991-й. "Астраханский корабел" (ранее Астраханс­кое судостроительное производственное объединение) - са­мое крупное процветающее предприятие города, имеющее мощную инфраструктуру, сосредоточенную в отдельно сто­ящем микрорайоне, насчитывающем 25 тыс. населения - ус­пешно решало многие годы социальные программы своего коллектива. В микрорайоне выстроены огромный культурно-развлекательный центр (клуб), многопрофильная больница и поликлиника, четыре детских дошкольных учреждения, школа, современный стадион, для работников предприятия вновь построено и заселено 32 многоэтажных дома.

Год 1994-й. Экономика завода в упадке, сменилось пять директоров предприятия; весь жилой фонд и объекты инф­раструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ передаются в муниципалитет города Астрахани в крайне запущенном состоянии. То же самое одновременно повторя­ется и со всеми 500 городскими предприятиями, которые взва­ливают на плечи экономику города (уже имеющего на своем балансе свыше 2000 многоэтажных жилых домов), еще 2080 - в критическом состоянии, особенно инженерные сети и ком­муникации.

Год 1998-й (августовский кризис). Дотационный бюджет города не позволяет закрывать полностью защищенные ста­тьи всех четырех районов города, которые в отдельности еже­годно получают 30 млн руб. вместо 133 - необходимых для эксплуатации и ремонта всего, в том числе и принятого жи­лого фонда.

В этих условиях администрации города, городских райо­нов начинают вместе с налоговыми службами территорий кон­структивную совместную работу по внимательному изучению экономики оставшихся на плаву предприятий, помогают вести правильную кадровую политику в их подразделениях, на­стойчиво предлагают изыскивать пути выполнения социальных программ предприятий.

В результате коллектив "Астраханского корабела" вклю­чает в свою социальную программу и выполняет работы по благоустройству микрорайона, ремонту жилых домов, ранее принадлежащих этому ведомству и находящихся сегодня на балансе муниципалитета, оплачивает дорогостоящую дорож­ную технику для района.

Предприятие "Астрохано-Энерго" также включило в свою соцпрограмму реконструкцию стадиона, отвечающего всем современным футбольным стандартам, и теперь дети двух детских общеобразовательных школ в дневное время и фут­больная команда данного предприятия в вечернее время мо­гут тренироваться на одном футбольном поле.

Аналогичная работа проведена с руководством крупного частного предприятия "Стройкомплекс". В результате совме­стной конструктивной работы силами администрации "Строй-комплексу" выделены дополнительные строительные площад­ки под снос ветхого, аварийного жилья. Взамен предприятие полностью профинансировало и построило бульвар "Энерге­тиков" на сумму свыше 2-х млн руб., оборудовало 12 детских современных игровых площадок, внесло свыше 3 млн руб. на благоустройство (к приезду Патриарха Всея Руси Алексия II) храма Святого Князя Владимира, построило Духосошествен-ский храм (вложив в него 1,5 млн руб.), и в 2003 г. завершает строительство Мечети "Таубэ" (Покаяние).

Остающиеся еще в госсобственности предприятия, про­должающие нести на своих плечах объекты ЖКХ и инфра­структуры, советы трудовых коллективов и профсоюзные органы этих предприятий не вычеркивают их из своих соци­альных программ; среди них и предприятие "Астраханьгаз-пром", содержащее более 20 детских дошкольных учрежде­ний, и Тепловозо-ремонтный завод, имеющий на своем ба­лансе 42 многоэтажных дома, поликлинику, столовую, базы отдыха и детские летние оздоровительные лагеря. Данные примеры по городу подчеркивают хорошую традицию, кото­рую сумело организовать руководство города, районов с пред­приятиями по налаживанию контактов и отстаиванию соци­альных программ для населения, по совместной работе в ре­ализации реформ ЖКХ и просто в выживании системы жи­лищно-коммунального комплекса, особенно в сложный зим­ний период с очень низкими температурами. Однако это да­леко не единственный путь, и он во многом проблематичен. Сегодня надо искать другие пути вывода из кризиса объек­тов ЖКХ и развития объектов социальной инфраструктуры, и в этом плане следует обратиться к зарубежному опыту пре­образований конкретно в сфере ЖКХ.

В ходе рыночных преобразований ЖКХ закономерен ин­терес к практике его функционирования в зарубежных стра­нах, осуществляющих, как и Россия, системную социально-экономическую трансформацию.

В переходных странах, например, в бывшей ГДР, Ки­тае, рыночные преобразования шли успешнее, чем в России. При слиянии с ФРГ на территории бывшей ГДР не было бес­платной приватизации жилья, построенного в послевоенный период 1945-1989 гг., как это произошло в РФ, что обусло­вило развитие различных сценариев в реформировании ЖКХ России и Германии.

В России, видимо, необходимо перенять положительный опыт Германии в выделении "адресных компенсаций" семьям с низкими доходами, что должно подкрепляться финансовы­ми трансфертами со стороны государства. Отсутствие такого баланса ставит местные бюджеты в затруднительное поло­жение, а предприятия ЖКХ на грань банкротства.

За десятилетие переходного периода Астраханский реги­он столкнулся "лицом к лицу" с проблемами развития соци­альной инфраструктуры социальных программ как отдельных предприятий, так и всей территории города и области. Особен­но это обозначилось в реформировании ЖКХ городских райо­нов Астраханского центра. Названные выше пути решения вышеотмеченных проблем - не единственные. Требуется глубо­кая научная проработка этой проблемы с применением всего ценного, имеющегося как в России, так и за рубежом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!