Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Золотой век русской культуры — это прежде всего Пушкин — начало и вершина Золотого века, явление русской и мировой культуры. Именно с Пушкина и благодаря его влиянию на все виды творчества Россия вышла на уровень мировой культуры и превзошла его. Он не только гениальный поэт, запечатлевший в прекрасных поэтических формах русского человека. Пушкин — создатель совре­менного русского литературного языка, который и сегодня может считаться эталоном. Благодаря Пушкину был преодолен тот разрыв, который существовал между «верхами» и народом, между культурой и народом. С него самого русское чтение стало достоянием всех дворян и простых людей, и детей и взрослых.

Пушкин был та звезда, на которую ориентировались, свет которой вдохновлял литераторов, художников, музыкантов. Очень характерны в этом отношении горестные слова Гоголя. Получив в Италии печальную весть из России о гибели поэта, Гоголь писал П.А. Плетневу в Петербург: «...Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не пред­принимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы...» (6; 597).

Место и роль Пушкина в истории русской культуры, истории России вообще наиболее точно охарактеризовал В.О. Ключевский. Этот выдающийся историк ставит рядом две «знаковые» фигуры в истории России: Петра Великого — императора и А.С. Пушкина — поэта. Петр I сумел разглядеть мощные материальные и духовные силы, таившиеся и невостребованные в Руси, и начал с первых, призвав на помощь технические знания Запада, обеспечил России международную и политическую мощь, «выдвинул Россию в семью европейских держав и народов». Такую же роль в отношении духовной жизни России сыграл Пушкин. Поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтиче­ским содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело» (7; 311).

Ключевский подчеркивал глубокую народность Пушкина. Эту народность он видел не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в том, что во взглядах поэта на жизнь, во всем складе его мировоззрения впервые обозначился духовный облик русского человека, в особом образе его мыслей и чувствова­ний. В поэзии Пушкина образно и ясно отразилась эта физиономия русского народа. Это народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примири­тельный (8; 312).

Другой великий русский — писатель Федор Достоевский выде­лял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран — Шекспир, Сервантес, Шиллер и т. д. не обладали такой способностью всемирной отзывчивости, как Пушкин. В этом свойстве Пушкинской поэзии отразилась главнейшая способность нашего народа. Всемирная отзывчивость поэта нашла свое глубокое воплощение в его произведениях и образах из жизни других народов и всех времен («Фауст», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пир во время чумы», «Египетские ночи» и т. д.). И в этой изумительной способности — пророческий смысл Пушкина и его творчества. Именно в этом более всего выразилась народность его поэзии, сила духа русского народа в его стремлении ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399).

Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным традициям. Это стало одной из главных основ расцвета литературы и искусства, одной из их сильных сторон. Уже в первой половине XIX в. идет постепенный переход от классицизма, сентиментализма, отвлеченности через кратковременное увлечение романтизмом к реализму, к проблемам реальной жизни. Этот переход происходил во всех сферах художе­ственной культуры. Раньше и быстрее он совершался в литературе. В литературу и, прежде всего, в поэзию все более широко врывается живая жизнь. От «чувствительных» романов и повестей второй половины XVIII в., заполнивших книжный рынок, являвшихся развлекательным чтивом, в начале XIX в. в литературе все явствен­нее намечается поворот реальной жизни.

На литературную арену ворвалось молодое поколение поэтов — выпускников Царскосельского лицея — однокашников Пушкина. Первоначально предметом поэзии стали товарищеские пиры, лю­бовные похождения. Но постепенно и в поэзии, а затем в прозе все большее место начинают занимать проблемы российской действи­тельности. На поэтическом небосклоне появилась плеяда блестящих поэтов-современников и последователей Пушкина. Это: Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Михаил Лермонтов. Это также Рылеев, Дельвиг, Вяземский, Денис Давыдов, Веневитинов и др. Продолжали творить патриархи русской поэзии Г.Р. Дер­жавин, В,А. Жуковский. Ярко зазвучали голоса поэтов — выходцев из третьего сословия — Никитина, Кольцова, Языкова.

Символами литературы этой переходной эпохи стали Чацкий, Онегин, Печорин. Это герои безвремья, поднявшиеся над окруже­нием и не понятые им (10; 74). Постепенно реализм становится высшей задачей литературы и искусства. Социальный роман стал господствующей формой литературы. Одной из характерных и сильных сторон такого романа было философское осмысление нравственных проблем жизни, человеческих отношений. Литерату­ра освобождается от исключительного служения высшему классу. Скоро она становится потребностью читателя из других обществен­ных слоев. Круг таких читателей, по мере развития образования, все более расширяется. Литература становится трибуной, с которой выносятся на суд общественности больные вопросы жизни россий­ского общества.

Вслед за Пушкиным и под его духовным влиянием выступил Н.В. Гоголь с его «Мертвыми душами», «Ревизором» и другими произведениями, в которых была представлена неприглядная кар­тина некоторых сторон жизни России. И сегодня не устают цити­ровать, к месту и не к месту, гоголевские слова, что беда России — плохие дороги и дураки. И очень редко вспоминают другие слова, выражавшие веру писателя в великое будущее России, в ее народ:

«Еще пройдет'десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (11; I; 97).

Россия в XIX в. подарила миру такие великие имена, как Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Тургенев, Грибоедов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Островский, Чехов, Горький, Успенский. В произведениях великих русских писателей нашли глубокое отраже­ние все пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Не осталось ни одного уголка российской жизни, который не был бы охвачен литературой. И что еще харак­терно: классики беспощадно критиковали все, что было темного в стране, но делали это, любя Россию, веря в ее народ.

Расцвет русского классического романа в 60—70-е годы связан прежде всего с именами Достоевского, Тургенева, Толстого. Главная тема произведений Ф.М. Достоевского — боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. В романах «Униженные и оскорб­ленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подро­сток», «Братья Карамазовы» глубоко раскрываются нравственные проблемы взаимоотношений людей, столкновение сильных само­бытных характеров, одиночество человека в чужом и безжалостном мире.

В художественных произведениях, публицистике и философ­ских работах Достоевский постоянно возвращается к проблеме исторического предназначения русского народа, к его всечеловеч-ности, всеотзывчивости и всепониманию. В «Дневнике писателя» (12), над которым он работал с перерывами ряд лет, представлено многообразие тем: политика, религия, проблемы воспитания и образования, интеллигенция и народ и многое другое. Но в конеч­ном счете, это всегда глубокие размышления о России и ее народе. Это дало основание известному русскому философу Н. Бердяеву говорить, что Достоевский является наряду с Пушкиным одним из тех гениев, которые выражают дух народа (13; 81).

В прекрасных романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» встает картина переломного вре­мени в жизни России. Выведены новые для русской литературы герои — разночинцы и демократы. И грусть по уходящей эпохе, и тревожное ожидание нового, не очень ясного грядущего. Тургенев представил нам русских женщин, самоотверженных и духовно красивых. В его «Записках охотника», как ранее ни в одном другом произведении русской литературы, даны образы русских крестьян, их высокая нравственность и одаренность.

Главное содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» — судьбы народа и страны. В романах «Анна Каре­нина», «Воскресение», в других произведениях — жизнь русского общества 70-х годов. Автор показывает крушение традиционных моральных устоев под натиском наступающей буржуазной эпохи. Пушкин, Достоевский, Толстой оказали огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Их произведения остаются и сегодня самыми читаемыми не только в нашей стране.

Богатейшее наследие оставил А.Н. Островский (1823—1886). В его пьесах («Доходное место», «Гроза», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Бесприданница» и многие др.) исследуется мир купечества и жизнь маленьких подневольных людей в этом мире. Драматургия Островского сыграла решающую роль в становлении русского реа­листического театра. Его пьесы и сегодня не сходят со сцены. Блестящий талант М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889) раскрыл­ся в непревзойденной сатире. В своих произведениях «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «История одного города», «Господа Головлевы» он дал убийственную сатиру на существующие бюрократические порядки и тупоумие начальников всех рангов, дремучую отсталость жизни помещиков в различных «медвежьих» углах страны. В мировой литературе найдется немного таких ше­девров сатиры, как произведения Салтыкова-Щедрина. Тема наро­да, его исканий и надежд — главное в творчестве Н.А. Некрасова (1821—1877/78). Психологически тонкое и лирическое творчество А.П. Чехова (1860—1904), приходящиеся уже на конец века, отра­зило искания русской интеллигенции, ее потерянность и смятение.

Значительное влияние на художественную жизнь второй поло­вины XIX в. оказала революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены В.Г. Белинским. В своих многочис­ленных статьях он последовательно отстаивал идеи свободы и независимости человеческой личности и подчеркивал, что главным критерием ценности литературы должна быть верность действитель­ности и народность. А его цикл из 11 статей, посвященных творче­ству А.С. Пушкина, сыграл большую роль в развитии пушки­новедения. Дальнейшее развитие революционно-демократической эстетики связано с именами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролю­бова. В их работах последовательно проводилась идея обществен­но-преобразующей роли литературы и искусства, подчеркивалось, что литература способна и должна быть не только средством ото­бражения и познания действительности, но и ее изменения, борьбы с общественным злом. Литературно-критическая деятельность этих выдающихся людей оказала большое влияние на творчество многих писателей и художников, в особенности из среды разночинной интеллигенции.

Уже в начале века начинает меняться и отношение читающей публики к литературе: из предмета развлечения и отдыха она стала сферой поиска ответов на жизненно важные вопросы, будила мысль и споры вокруг этих вопросов.

Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической лите­ратуры на все времена: гуманизм, сострадание к человеку, высота нравственных идеалов, пристальное внимание к больным вопросам народной жизни, транснациональный, вселенский характер русской литературы. На русской классической литературе — детище XIX в. — воспитывались все последующие поколения россиян. Вобрав в себя духовные достижения русского и других населяющих Россию народов, русская классика стала яркой, богатейшей и неповторимой частью мировой литературы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!