ПТК в МИЭП : Социология

16 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ТЕМА 1. Предмет социологии как науки

1. Дайте анализ каждого из приведенных выше определений социологии, найдите их слабые и сильные стороны, сравнивая друг с другом.

2. Определите, какое из указанных определений, по Вашему мнению, более всего соответствует современному пониманию предмета социологии.

3. Попытайтесь дать собственное определение предмета социологии, аргументируя свою точку зрения.

ТЕМА 2. Становление социологии. Огюст Конт (1798-1857)

1. Сравните позиции этих выдающихся ученых, проанализируйте явное противоречие во взглядах О. Конта и М. Вебера.

2. Определите, какая из этих двух позиций является для Вас предпочтительной.

3. Предложите свой вариант решения данного противоречия.

4. Как Вы считаете, какие идеи О. Конта нашли подтверждение и дальнейшее развитие?

ТЕМА 3. Становление социологии. Герберт Спенсер (1820-1903)

1. Объясните, в чем суть этой теории. Дайте оценку ее сильных и слабых сторон.

2. Какой смысл он вкладывал в эти понятия? Можно ли считать Г. Спенсера предшественником структурного функционализма?

3. Как Вы относитесь к этой идее Г. Спенсера? Что показала, по Вашему мнению, история развития человеческого общества?

4. Как Вы считаете, возможна ли полная объективность социального исследования? Как эта проблема решается современными исследователями?

ТЕМА 4. Становление социологии. Карл Маркс (1818-1883)

1. Как оценивается эта концепция современными учеными? Изложите Ваше отношение к основным идеям марксизма.

2. Какова Ваша позиция по данному вопросу? Свой ответ аргументируйте.

3. Если Вы разделяете эту точку зрения, то попытайтесь обосновать ее.

ТЕМА 5. Развитие социологии.

1. Согласны ли Вы с этим утверждением? Изложите Ваше понимание места и роли личности в обществе.

2. Проанализируйте позиции ученых. Отметьте сильные и слабые стороны этих взглядов. Как, по Вашему мнению, можно ли говорить о прогрессе общества при регрессе личности?

3. Дайте оценку приведенному выше определению М.М. Ковалевского. Если оно устарело, то почему? Если оно актуально и в наши дни, подтвердите это соответствующими аргументами.

ТЕМА 6. Развитие социологии. Эмиль Дюркгейм

1. Согласны ли Вы с позицией Э. Дюркгейма? Аргументируйте свой ответ.

2. Подтвердило ли дальнейшее общественное развитие существование этого противоречия? Если - да, то, какие пути его преодоления выработало человечество?

3. Дюркгейм ввел в научный оборот термин «аномия», которым он обозначил особое состояние общества. Объясните, что имел в виду ученый. Как Вы считаете, характерна ли аномия для современных обществ? Если - да, то приведите примеры. Если - нет, то обоснуйте свою точку зрения.

4. Проанализируйте приведенные выше взгляды на сущность религии. Что Вы сами считаете сущностью религии? Изложите свою точку зрения.

ТЕМА 7. Развитие социологии. Георг Зиммель (1868-1918)

1. В чем суть этого взгляда? Сохранил ли он свою актуальность?

2. Какие факторы, по Вашему мнению, в наибольшей степени влияют на социальную стабильность в современных условиях?

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Г. Зиммеля?

ТЕМА 8. Макс Вебер (1864-1920)

1. Как оценивают концепцию М. Вебера современные ученые? Какое значение, по Вашему мнению, она имела для формирования социологии как науки? Свой ответ аргументируйте.

2. Сравните позиции ученых с современными представлениями об обществе. В чем Вы видите основу общественного развития?

3. Изложите основные результаты этого исследования. Оцените их значимость с позиции сегодняшнего дня.

ТЕМА 9. Развитие социологии. П.А. Сорокин (1884-1968)

1. Проведите анализ одной из известных Вам революций XX в. (на выбор) в свете приведенных выше социологических подходов.

2. Какова Ваша точка зрения на причины социальных революций XX в.?

ТЕМА 10. Функционалистская социология

1. Определите Ваше отношение к этим позициям. Свою точку зрения аргументируйте.

2. Какие задачи, на Ваш взгляд, можно успешно решать с помощью структурно-функционального анализа? Покажите это на конкретных примерах.

3. Объясните, что представляют собой теории среднего уровня: их назначение и особенности методологического подхода. Оцените практическое значение теорий среднего уровня.

4. Используя понятийный аппарат функционалистской социологии, дайте оценку основным социальным изменениям современного российского общества (в рамках отношений «функция-дисфункция»).

ТЕМА 11. Конфликтологические теории

1. Чью точку зрения Вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.

2. Согласны ли Вы с таким утверждением? Если да, то раскройте подробнее взгляды Р. Дарендорфа. Если - нет, дайте собственное понимание природы социальных конфликтов.

3. Приведите примеры социальных конфликтов из жизни современной России. Проанализируйте причины их возникновения.

4. Закреплен ли механизм разрешения социальных конфликтов в действующем законодательстве современной России? Если да, то опишите его суть. Если - нет, то объясните почему.

ТЕМА 12. Общество как социальная система

1. Дайте анализ названных выше концепций, покажите их слабые и сильные стороны. Возможен ли их синтез?

2. Как Вы считаете, правы ли российские социологи?

3. Какую роль в развитии общества играют, на Ваш взгляд, естественные и исторические условия жизнедеятельности общества? Покажите это на примере какой-либо страны.

4. Объясните, что понимается под структурой общества?

5. По каким критериям Вы определяете принадлежность человека к элите? Свой ответ аргументируйте.

6. В любом обществе, как утверждают социологи, функционирует механизм социального взаимодействия. Что же он собой представляет? Дайте на этот вопрос развернутый и обоснованный ответ.

ТЕМА 13. Культура общества

1. Чем отличается, на Ваш взгляд, культурная реальность от социальной? Аргументируйте Ваш ответ.

2. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие вышеуказанный тезис.

3. Чем объясняется эта разница в понятиях?

ТЕМА 14. Личность в обществе

1. Что, по Вашему мнению, понимается под «социальным статусом» личности? Насколько важна его правильная оценка? Из каких факторов складывается эта оценка? Попытайтесь охарактеризовать свой социальный статус.

2. Чем они отличаются друг от друга? Что такое «ролевой конфликт» и каким образом он разрешается? Подтвердите свою точку зрения примерами из личной жизни.

3. Объясните, что происходит с личностью в процессе ее социализации. Как изменяется при этом поведение личности? Можно ли управлять этим процессом? И если - да, то какими методами? Аргументируйте Вашу позицию.

4. Дайте ответ на этот вопрос применительно к современному этапу развития России.

ТЕМА 15. Социальная стратификация и мобильность

1. Проанализируйте различные подходы к определению понятия «социального класса». Изложите Вашу позицию по данному вопросу.

2. Объясните, по каким признакам формируются «страты», что является основанием для ее выделения, чем отличается «страта» от социальной группы и класса.

3. Объясните, в чем суть этих различий. В какой степени, например, большие и малые группы ориентированы на групповые цели? Какую роль в деятельности тех и других групп выполняет групповое мнение?

4. Какие признаки, на Ваш взгляд, характеризуют личность, которую относят к интеллигенции?

5. Какие подгруппы Вы бы выделили среди студентов, если согласны с этим утверждением? Дайте социологическую характеристику этих групп.

6. Проанализируйте соответствующую ситуацию в современном российском обществе с выделением характерных тенденций.

ТЕМА 16. Социальные институты

1. Какими причинами по Вашему мнению, могут быт вызваны дисфункции социальных институтов? Свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

2. Выясните, что представляет собой дезорганизация общества, и какими мерами можно противодействовать разрушению остановленного порядка.

3. Раскройте эти цели. При каких условиях, на Ваш взгляд, общественное мнение функционирует как социальный институт демократического общества?

4. Как Вы считаете, какую роль в этом процессе призван сыграть социальный институт права? Чего удалось добиться, а чего - нет и по какой причине?

ТЕМА 17. Социальный контроль

1. Как Вы представляете себе систему социального контроля в демократическом обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. Назовите основные способы реализации социального контроля и дайте им краткую характеристику.

3. Исходя из опыта собственной деятельности, сформулируйте подмеченные Вами зависимости: при каких условиях те или иные санкции «срабатывают», а при каких - нет?

4. Чем, на Ваш взгляд объясняется этот феномен? Каким образом может быть решена данная проблема?

ТЕМА 18. Социальные организации

1. Какую из приведенные выше позиций Вы разделяете? Если Ваше мнение не совпадает ни с одной из них, изложите его.

2. Объясните, что понимается в социологии под «управляемостью организации». От каких факторов зависит управляемость организации? Какие меры Вы могли бы предложить для повышения управляемости организации, в которой Вы работаете?

3. Чем объяснить это противоречие? Какие сильные и слабые стороны бюрократии как управленческой организации Вам известны? Чем отличается бюрократия как идеальный тип управления на современном этапе развития общества от традиционного и харизматического?

4. Как Вы оцениваете роль самоуправления в организации? Не ведет ли оно к снижению уровня профессионализма в управлении? Свой ответ аргументируйте.

ТЕМА 19. Социальные изменения

1. Раскройте суть этого понятия с позиций современной социологии

2. На конкретных примерах из истории России 90-х гг. XX в. покажите роль эволюционных социальных изменений в жизни общества.

3. Какие мотивы поведения в настоящее время выдвигаются на первый план у разных слоев населения России и почему? Выделите основные тенденции в изменении мотивов поведения россиян.

4. Объясните, что Вы понимаете под глобализацией. В чьих интересах идут эти процессы, и кто ими управляет? Какое место в современных процессах глобализации занимает Россия?

ТЕМА 20. Социальные движения

1. Какую роль, по Вашему мнению, играют выдающиеся личности в возникновении и развитии социальных движений? Свой ответ аргументируйте.

2. Объясните то «общее», что лежит в основе этих движений, а также их принципиальные различия. Свои выводы, по возможности, подтвердите примерами из реальной жизни.

3. Ваше мнение по этой проблеме. Попытайтесь обосновать свою точку зрения,

4. Выберите одно из известных в России социальных движений и дайте ему социологическую характеристику (опишите основные цели этого движения и средства их достижения, состав участников, методы их работы, степень общественного влияния и т.п.).

ТЕМА 21. Актуальные проблемы развития современного российского общества (социологический аспект)

1. Изложите Вашу позицию по данному вопросу. Как идет, по Вашему мнению, процесс переоценки социальных ценностей в российском обществе? Свой ответ аргументируйте

2. Дайте Вашу оценку места и роли политических партий в современной России. Изложите Ваши представления о перспективах развития многопартийной системы в России.

3. Попытайтесь выразить Ваше отношение к экономическим реформам в России. Какие тенденции в российской экономике кажутся Вам позитивными, а какие - негативными и почему? Сформулируйте предложения, которые могли бы содействовать решению обострившихся в России социальных проблем.

ТЕМА 22. Методология и методика социологического исследования

1. Покажите свое умениё выполнять такую работу. С этой целью осуществите интерпретацию (операционализацию) понятия «отношение к учебе» применительно к возможному социологическому исследованию, призванному определить отношение к учебе студентов современного вуза (например, МИЭП).

2. Проведите развернутый социологический анализ программы одного из телецентров России за неделю (по Вашему выбору). Какие рекомендации Вы могли бы дать руководству телекомпании на основе проведенного Вами анализа?

3. В каких случаях социолог подошел к исследованию правильно? Если социолог допустил ошибки, то какие?

4. Прокомментируйте данную схему. Определите неформального лидера.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 2003.

3. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: исто¬рия и современность. - Ростов-на-Дону, 2000.

4. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова и др. - Минск, 2004.

5. Кравченко А.И. Социология. - М., 1997. Гл. 8.

6. Социальные группы: Методическое пособие по курсу «Социология» для студентов заочной формы обучения. / Сост. И.А. Тюплина – Магнитогорск, МаГУ, 2001

7. Фролов С.С. Социология. - М., 2006.

8. Современная социология. Словарь. - М., 2000.

9. Современная социальная теория. - Новосибирск, 2005.

10. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова. - М., 2005.

ПТК в МИЭП

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ: 250 руб.

КОД РАБОТЫ: Ptk_0049

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!