ПТК в МИЭП : Римское частное право

4 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

1. Проанализируйте вышеуказанные и другие известные Вам точки зрения на критерии разграничения частного и публичного права. Чем, на Ваш взгляд, мнение римских правоведов отличается от представлений современных цивилистов?

2. Русский цивилист и теоретик права Г.Ф. Шершеневич утверждал, что римские юристы, «увлекшись частным правом,... почти вовсе не касаются ни государственного устройства, ни оснований карательной деятельности, ни системы обложения налогами». Прав ли ученый? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Как Вы считаете, какие совокупности правовых систем Древнего Рима соответствуют понятию гражданского (частного) права в современном смысле?

4. В каком смысле, на Ваш взгляд, говорят о рецепции римского права правом ряда европейских государств? Речь идет здесь о заимствовании или воспроизведении? Приведите примеры.

5. Приведите несколько примеров использования латинской терминологии в Гражданском кодексе РФ, относящихся к общим положениям гражданского права.

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

1. Какую классификацию источников римского частного права предложили бы Вы? Сколько источников римского права, на Ваш взгляд, перечислено в первой книге «Институций» Гая? Какой важнейший источник права не назван в перечне Гая? Как Вы считаете, почему?

2. Какой из источников римского права стал наиболее авторитетным в начале нашей эры и почему? Как это отражено в Дигестах (Пандектах)?

3. Как Вы понимаете изречение: «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это закон»)?

4. Какое значение имеет, по Вашему мнению, такая черта, как стабильность для любых правовых систем и, в частности, для складывающегося в России правового государства?

5. Как Вы считаете, что имеют в виду Берман и Рейд? Правы ли они? О чем свидетельствует приведенный выше факт?

 

ТЕМА 3. ИСКИ

1. Какова Ваша точка зрения на сущность leges actio? Как Вы считаете, почему гражданский процесс в Древнем Риме отличался крайним формализмом? Какую аргументацию в данном случае приводит Гай?

2. Какая новая форма суда пришла на смену легисакционному процессу в эпоху классического права? Как изменилась в это время роль претора в суде? Претерпела ли изменения техника разбирательства гражданских дел?

3. Рассмотрите указанные различия и объясните их природу. Свой ответ аргументируйте.

 

ТЕМА 4. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ

1. Проанализировав приведенные точки зрения, изложите собственное определение физического лица в римском частном праве. Какие изменения в объем правоспособности раба были внесены в классический период римского права?

2. Имелось ли в римском праве понятие юридического лица? Можно ли согласиться с романистами, считающими, что выдвижение идеи юридического лица и его теоретическое определение как самостоятельного субъекта гражданского права составляет одну из крупнейших заслуг римского права? Какие конкретно понятия и юридические свойства (признаки) разработали в данном отношении римские юристы?

3. В чем, на Ваш взгляд, заключается это противоречие? Прав ли профессор Покровский, считающий, что в области гражданского права Древнего Рима существенных различий между подданным и неподданным нет?

4. Разрешите ситуации и заполните таблицу:

5. Переведите с латинского на русский содержание следующей таблицы:

 

ТЕМА 5. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Какую из приведенных точек зрения Вы разделяете? Свой ответ обоснуйте.

2. Можно ли согласиться с этим утверждением? Если да, то приведите соответствующие аргументы. Правы ли ученые, считающие, что между двумя известными в римском праве видами брака (cum manu и sine manu) существует глубокая разница? В чем эта разница, на Ваш взгляд, заключается?

3. Ответьте на приведенные вопросы и заполните таблицу.

 

ТЕМА 6. ВЕЩНЫЕ ПРАВА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Попытайтесь в «Институциях» Гая отыскать статьи, устанавливающие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

2. Сравните классификации вещей в римском праве с классификацией вещей по Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч. 1, разд. 1, гл. 6). Определите, какие основания классификации вещей положены в основу современного понимания объектов гражданских прав. Какая классификация вещей в римском частном праве была без изменения реципирована европейским правом?

3. Как Вы считаете, в чем смысл деления вещей на родовые (genus) и видовые, или индивидуально-определенные (species)?

4. Дайте правильные ответы на вопросы и заполните таблицу:

 

ТЕМА 7. ВЛАДЕНИЕ

1. Какова Ваша точка зрения на важность и сложность проблемы римского владения? Какой смысл вкладывался в понятие «владение»? Как бы Вы объяснили отличие фактического владения от держания (detentio) и юридического владения от права собственности?

2. Ответьте на вопросы, объясните, почему Ваши ответы правильны, и заполните таблицу.

 

ТЕМА 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

1. Какой позиции в этом вопросе придерживаетесь Вы? Обоснуйте свою точку зрения ссылками на источники римского права.

2. Ответьте на вопросы, объясните, почему Ваши ответы правильны, и заполните таблицу.

 

ТЕМА 9. ПРАВА НА ЧУЖИЕ ВЕШИ

1. Каково Ваше мнение о специфике права на чужие вещи? Следует ли считать сервитуты второстепенными правомочиями на вещь или они самостоятельны как виды вещных прав?

2. Как Вы считаете, является ли сервитут в римском праве самостоятельным вещным правом? Какие цели преследовал законодатель, вводя понятия «предиалъный сервитут» и «личный сервитут»? Чем отличаются нормы о сервитуте в римском праве от норм о сервитуте в Гражданском кодексе Российской Федерации?

3. Разрешите ситуацию и заполните таблицу:

 

ТЕМА 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

1. Приведите наиболее удачное, на Ваш взгляд, определение римского обязательственного права, ссылаясь при этом на источники. Правы ли исследователи, утверждающие, что законодательство Рима было чрезмерно жестоким и беспощадным к должникам?

2. Объясните, как Вы понимаете римское изречение: «Impossibilium nulla est obligation («Невозможное не может быть обязательством»).

 

ТЕМА 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

1. Сравните эти две выдержки и сформулируйте вывод об отличии понимания ответственности за неисполнение обязательств в римском праве и в современной цивилистике.

2. Разрешите конкретные ситуации и заполните таблицу.

 

ТЕМА 12. РИМСКОЕ ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

1. Изучите статью СЮ. Седакова (см.: Журнал российского права. - 1997. - № 10. - С. 119-126). Согласны ли Вы с современной интерпретацией договорных правовых форм Древнего Рима? Свой вывод аргументируйте.

2. Приведите примеры использования терминологии из римского права в Гражданском кодексе РФ (ч.1, разд. 3, гл. 28) и поясните значение этих терминов.

 

ТЕМА 13. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Рассмотрите вышеуказанные мнения. Каково Ваше собственное представление о римской системе договоров (контрактов) и уровне ее развития.

2. Разрешите следующие ситуации и заполните таблицу:

 

ТЕМА 14. ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ

1. Как Вы считаете, какой смысл вкладывали римляне в понятие «наследование»? Какая оценка римского права наследования (с точки зрения «духа закона») Вам представляется наиболее точной?

2. Укажите правильные ответы на вопросы, объясните, почему Вы считаете эти ответы правильными, заполните таблицу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под ред. проф. B.C. Нерсесянш. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

2. Документы и материалы по истории государства и права Древнего мира и Средневековья. - М.: Юрид. колледж МГУ, 1994.

3. Косарев А.И. Римское частное право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

4. Новицкий И.Б. Римское частное право. - М.: Юристь, 1999.

5. Памятники римского права: законы ХП таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана / Сост. и отв. ред. Л.Л. Кофанов. - М.: Зерцало, 1997.

6. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций /Под ред. С.А. Чибиряева. - М.: Былина, 1998.

ЦЕНА РАБОТЫ: 300 рублей

КОД РАБОТЫ: Ptk_0002

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!