ПТК в МИЭП : Конституционные суды

16 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

 Тема 1. Конституционный контроль и конституционное правосудие. Теоретические основы

Тема 2. История становления и современное состояние конституционного правосудия в Российской Федерации

Тема 3. Правовые основы конституционного правосудия в Российской Федерации

Тема 4. Правовая природа, функции и компетенция судебных органов конституционного контроля

Тема 5. Статус судей конституционных (уставных) судов в Российской Федерации

Тема 6. Принципы и гарантии статуса конституционных (уставных) судей

Тема 7. Организация деятельности конституционных (уставных) судов в Российской Федерации

Тема 8. Взаимодействие и правовое сотрудничество конституционных (уставных) судов Российской Федерации

Тема 9. Проблемы становления и развития конституционного правосудия в Российской Федерации

Список литературы

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1. Проанализируйте соотношение институтов конституционного контроля и конституционного надзора и выявите сущность их различий.

2. Соответствует ли, на Ваш взгляд, вышеперечисленным теоретическим положениям и мировой практике назначение Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, установленное российским законодательством?

3. Проанализируйте нормативные положения российского законодательства и практику Конституционного Суда Российской Федерации и определите, какие виды конституционного контроля используются в них.

4. Какой из вышеизложенных подходов, на Ваш взгляд, более всего соответствует смыслу конституционного правосудия? Обоснуйте ответ.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Основываясь на сведениях о личных данных членов ККН, укажите основные принципы формирования Комитета конституционного контроля СССР. Представители каких союзных республик СССР не входили в состав комитета и почему?

2. Какими признаками обладают квазисудебные органы конституционного контроля, которые отличают их от конституционных (уставных) судов? Почему в СССР отдавалось предпочтение квазисудебным органам конституционного контроля? С чем связан отказ от института комитетов конституционного контроля и переход к такой организационной форме конституционного правосудия, как конституционные (уставные) суды в современной России? Имеют ли квазисудебные органы конституционного контроля черты, делающие их перспективными в Российской Федерации?

3. Сравните полномочия Конституционного Суда РФ, установленные Конституцией РФ 1978 г. (в редакции от 21 апреля 1992 г.), с его полномочиями, предусмотренными Конституцией РФ 1993 г. Укажите, какие из прежних полномочий суда были «устранены» Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. с целью деполитизации его деятельности.

4. С чем связано разнообразие организационных форм конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации в 90-е гг.? Допустимо ли, с точки зрения современного законодательства, создание в России иных форм конституционного контроля в субъектах Российской Федерации помимо конституционных (уставных) судов? По каким причинам именно в таких субъектах, как республики, институт специализированного конституционного контроля первоначально получил наибольшее распространение и почему в них отдано предпочтение именно такой организационной форме, как конституционные суды?

ТЕМА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Основываясь на текстах конституционных проектов, приведенных в приложении к плану-конспекту лекционного курса, поясните, каким формам правления более соответствует предлагаемые в каждом из этих проектов порядок формирования и компетенция высшего органа судебного конституционного контроля. Какой из них наиболее соответствует форме правления современной Российской Федерации? Какому из предложенных проектов наиболее близки положения Конституции 1993 г., в чем конкретно проявляется это сходство?

2. Не противоречат ли Конституции РФ, в которой не упоминаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, нормы ст. 4, 27 Федерального конституционного закона 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», статьи конституций и уставов субъектов РФ, устанавливающие возможность создания таких судов? Являются ли эти суды обязательными для субъектов Российской Федерации? Аргументируйте Ваши утверждения нормами федеральной конституции и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

3. Какие вопросы организации и деятельности конституционных (уставных) судов, как правило, отражаются в упомянутых актах? Почему не во всех субъектах Российской Федерации, в конституциях (уставах) которых провозглашено учреждение органов конституционного правосудия, приняты специальные законы об этих органах? Какие еще нормативные акты, помимо конституций (уставов) и специальных законов, регулируют организацию и деятельность конституционных (уставных) судов в России?

4. Какая из перечисленных формулировок наиболее соответствует сущности правовых позиций конституционных (уставных) судов и почему Вы так считаете? В чем суть такого явления, как правовые позиции?

ТЕМА 4. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

1. Учитывая правовую природу конституционных (уставных) судов, их отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, можно ли сказать, что их деятельность носит исключительно судебный характер? Свой ответ обоснуйте.

2. Поясните, в связи с какими событиями политической истории России был издан этот указ. Дайте правовую оценку действий и решений Конституционного Суда РФ в этих событиях. Обладал ли Президент РФ в октябре 1993 г. конституционными или иными юридическими полномочиями, позволяющими ему приостанавливать деятельность федерального Конституционного Суда, и обладает ли он такими полномочиями сейчас?

3. Исходя из положений Конституции Российской Федерации, ст. 18, 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также конституции (устава) двух любых субъектов РФ (на Ваш выбор), учредивших свои конституционные (уставные) суды, укажите основные отличия: а) в полномочиях Конституционного Суда РФ и полномочиях конституционного (уставного) суда субъекта РФ; б) в полномочиях конституционных (уставных) судов двух выбранных вами субъектов РФ. В чем причина таких отличий?

4. Как Вы считаете, должен ли орган конституционного (уставного) правосудия следовать девизу «Пусть погибнет мир, но торжествует юстиция» или его решения могут определяться целесообразностью и жизненными реалиями? Свою точку зрения сопроводите аргументами, в том числе юридическими. Что еще; по мнению В.Д. Зорькина, помимо норм конституции, должны учитывать конституционные судьи, принимая решение, и насколько эти критерии совпадают с приведенным латинским изречением?

ТЕМА 5. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Поясните, в чем заключаются особенности правового статуса судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, отличающие их от статуса судей остальных судов Российской Федерации?

2. Исходя из содержания гл. 2 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также аналогичных нормативных положений законодательства одного из субъектов Российской Федерации (на Ваш выбор), учредившего свой конституционный (уставный) суд, укажите общие черты и основные различия в статусе судей этих судов.

3. Основываясь на приведенных в приложении 2 к плану-конспекту лекционного курса сведениях о судьях Конституционного Суда РФ, поясните, в чем формально выражается такая признанная квалификация в сфере права. Все ли судьи этого суда обладают формальными признаками, подтверждающими такую квалификацию?

4. Сравните возрастные цензы занятия должностей судей всех звеньев судов общей и арбитражной юрисдикции с аналогичными цензами судей Конституционного Суда РФ, а также любого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (на Ваш выбор). Проанализируйте биографические данные действующих судей Конституционного суда РФ (даны в приложении 2) и выведите средний возраст судьи этого суда. Поясните, с какой целью по отношению к лицам, назначаемым на должности конституционных (уставных) судей, устанавливаются высокие возрастные требования? Почему возрастной ценз конституционных (уставных) судей субъектов Федерации ниже, чему судей Конституционного Суда РФ?

ТЕМА 6. ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ СТАТУСА КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДЕЙ

1. Поясните, как способен повлиять каждый из четырех названных способов установления продолжительности полномочий конституционных (уставных) судей на их независимость.

2. Каким образом может сказаться на независимости конституционного судьи нарушение подобного ограничения? Есть ли аналогичный запрет для судей органов конституционного (уставного) правосудия в российском законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации?

3. Что означает несменяемость судьи конституционного суда, если срок его пребывания в должности ограничен? В каких случаях возможно прекращение, приостановление полномочий конституционного судьи?

4. Почему для судей конституционных (уставных) судов устанавливаются запреты на определенные занятия и действия? Почему не запрещены законом преподавание, научная и иная творческая деятельность, даже если они приносят конституционному судье доход?

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Какой из существующих вариантов порядка формирования состава конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, а также избрания (назначения) на должность председателя и других должностных лиц такого суда в большей степени соответствует принципам независимости и равенства прав судей?

2. Какое количество судей, входящих в состав конституционного (уставного) суда субъекта РФ, является, с Вашей точки зрения, наиболее оптимальным? Обоснуйте свое мнение.

3. Чем объясняется столь необычное количество судей Конституционного Суда РФ? Сколько судей входило в Комитет конституционного надзора СССР (см. приложение 1 к плану-конспекту лекционного курса) и чем, на Ваш взгляд, объяснялась его многочисленность?

4. С какой целью деятельность Конституционного Суда РФ организована на двухпалатной основе и какие принципы формирования состава его палат направлены на обеспечение реальной независимости, объективности и профессионализма при рассмотрении дел в палатах?

ТЕМА 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Перечислите известные Вам решения Конституционного Суда РФ, правовые позиции которых составляют основу взаимодействия конституционных (уставных) судов с другими судебными органами России. Какие основные принципы (важнейшие идеи) такого взаимодействия изложены в этих решениях? Какие еще проблемы во взаимоотношениях между конституционными (уставными) судами субъектов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции остались неурегулированными до настоящего момента?

2. Какими именно сдержками и противовесами (средствами воздействия, мерами влияния) обладают российские органы конституционного (уставного) правосудия в отношении несудебных органов власти? Существуют ли, в свою очередь, юридические механизмы, при помощи которых органы исполнительной и законодательной власти могут воздействовать на конституционные (уставные) суды?

3. Охарактеризуйте статус этого Консультативного совета. Какими причинами вызвано его переименование?

4. Какими причинами объясняется отсутствие инстанционности в российской системе конституционного правосудия? Существуют ли ситуации, при которых возможно оспорить, пересмотреть решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации в Конституционном Суде РФ?

ТЕМА 9. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В зависимости от варианта Вашего задания проанализируйте один из четырех вышеназванных проектов модернизации российского конституционного правосудия. Каких недостатков современной организационной системы конституционного правосудия удастся избежать, если реализовать проект, рассматриваемый в Вашем задании? Какие препятствия могут возникнуть в ходе его реализации?

Список источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. - 1993. №237. 25 декабря.

2. О военных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ. (в ред. от 4 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3170.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ. (ред. от 5 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

4. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

5. Об арбитражных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1994 г. №1-ФКЗ. (ред. от 12 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №18. Ст. 1589.

6. О статусе судей в Российской Федерации. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. №3132-1. (ред. от 24 июля 2007 г.) // Российская газета. 1992. №170.

7. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ. (ред. от 4 мая 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №11. Ст. 1022.

2. Литература

8. Баглай М.В. Конституционное право. - М.: Норма, 2007.

9. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы РФ. – М.: Эксмо, 2005.

10. Завидов Б.Д. Комментарий к федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации». – М.: Юстицинформ, 2003.

11. Катков Д.Б. Конституционное право России. – М., 2007.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М.: Новое знание, 2005.

13. Лазарев Л. Исполнение решений Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. – 2002. - №9.

14. Чиркин В.Е. Конституционное право. - М.: Эксмо, 2007.

15. Шумский И.И. Конституционное право России. - М.: Новый юрист, 2007.

ПТК в МИЭП

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ: 250 руб.

КОД РАБОТЫ: Ptk_0044

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!