ПТК в МИЭП : Конфликтология

16 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Попробуйте определить, в рамках какого из этих направлений понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Сформулируйте, в чем, на Ваш взгляд, состоит принципиальное отличие этих двух подходов?

2. Какое определение конфликта Вы считаете наиболее удачным и почему? Свой выбор аргументируйте. Можно ли вообще отказаться от универсальной дефиниции конфликта?

3. Сравните приведенные определения и изложите свою точку зрения относительно достоинств и недостатков каждого из них. Какие аспекты социального конфликта, по Вашему мнению, «выпадают» из определений, а какие, наоборот, слишком преувеличены. Свой ответ обоснуйте.

4. Можно ли, на Ваш взгляд, назвать конфликтологию самостоятельной наукой, образовавшейся на стыке социологии, психологии и других наук, или же разумнее рассматривать ее как комплекс научных дисциплин? А, может быть, ответить на этот вопрос по принципу: «и то, и другое»? Обоснуйте свою точку зрения и попытайтесь выделить общие принципы понимания конфликта, которые конфликтология заимствует из других наук. Представьте в виде схемы соотношение конфликтологии с другими отраслями научного знания.

5. Попробуйте представить, как могут разделяться мнения людей, и к каким конфликтам может привести это расхождение во мнениях. Сформулируйте задачи изучения конфликтов (не менее трех) для предпринимателей, профсоюзных деятелей, политиков, юристов, а также рядового среднестатистического гражданина России.

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О КОНФЛИКТЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

1. Попытайтесь сформулировать, в чем основное различие в понимании взаимоотношения человека и общества между Аристотелем и Гоббсом. Приведите высказывания из их произведений. Как эти мыслители понимали роль государства в регулировании социальных конфликтов?

2. Приведите примеры осмысления конфликта как феномена, предпринятого в Средние века. Что нового в представления о конфликтах внесли мыслители-гуманисты Нового времени?

3. К какому, на Ваш взгляд, логическому выводу приводит это утверждение?

4. Как Вы считаете, что это за группы? Сформулируйте принцип деления социологических «школ» по вышеуказанному признаку. Кого, на Ваш взгляд, следует считать представителями этих «школ»?

5. Проанализируйте определение общества, данное Максом Вебером. Какое место в обществе, по мнению М Вебера, занимает конфликт материальных и идеальных интересов? В чем, на Ваш взгляд, различие в понимании конфликта у М. Вебера и у К. Маркса?

6. Вспомнив из российской истории церковный раскол и разногласия Аввакума и Никона, их методы утверждения нового, ответьте на вопрос, почему приверженцы никонианства после 1917 г. с большей готовностью приняли мировоззрение большевизма? Какого рода конфликт оказался для них несущественным?

7. Изучите этапы становления российской конфликтологии и представьте собственные выводы о том, чем она отличается от западной. Укажите, каков вклад отечественных конфликтологов в развитие представлений о конфликте.

8. Проиллюстрируйте на литературно-историческом материале развитие идеи конфликта в России.

9. Подумайте, каковы особенности социальных конфликтов в России после 1991 года и попытайтесь предложить какие аспекты этих конфликтов должны стать предметом изучения конфликтологов.

ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Как Вы считаете, к какому типу трудных ситуаций относится описанная выше ситуация? В чем важность рассмотрения конфликта как типа трудных ситуаций? Насколько, на Ваш взгляд, верна «теорема Томаса»? Может ли она быть применена к изучению поведения психически устойчивой личности в трудной ситуации?

2. Какая классификация конфликтов, на Ваш взгляд, наиболее полно отвечает существующим представлениям об основном объекте конфликтологии?

3. Проведите системно-генетический анализ конфликта христианства и Римской империи и попытайтесь выявить наиболее существенные причины конфликта.

4. Дайте характеристику основных причин одного из конфликтов, происшедших или происходящих в современной России (на Ваш выбор).

5. Проанализируйте вышеперечисленные виды воздействия на оппонента. Что это: стратегия или тактика? Чем стратегия поведения отличается от тактики поведения в конфликте? Дайте определение каждому из приведенных видов воздействия на оппонента.

6. Какова Ваша точка зрения на функции конфликта? Попытайтесь выявить и оценить конструктивные и деструктивные функции конфликта на примере межличностного конфликта.

7. Какому этапу в развитии военно-политического конфликта соответствует антитеррористическая операция федеральных войск России в Чеченской Республике в конце 1999 - начале 2000 гг.?

8. Проанализируйте и кратко опишите один из межэтнических конфликтов на территории постсоветского пространства с помощью теории «симметричного схизмогенеза» Г. Бейтсона.

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ПРИКЛАДНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

1. Какова Ваша точка зрения на соотношение теории, эксперимента и практики в конфликтологическом исследовании? Как Вы считаете, какой подход к изучению конфликтов помогает определить состав, структуру, организацию и взаимодействие «элементов» и «частей конфликта»?

2. Попытайтесь выявить общие черты и различия в принципах конкретно-исторического подхода и эволюционизма, используемых для исследования конфликтов.

3. Дайте краткую характеристику достоинств и недостатков социометрической и модульной методик. Какая из этих методик позволяет оценить потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения?

4. Как Вы считаете, почему конфликтологи от модели системы перешли к модели участвующих сторон? Что, на Ваш взгляд, является основным предметом анализа при использовании каждой из перечисленных моделей? Свой выбор

5. Используя методику Т. Лири и К. Томаса, определите уровень своей внутриличностной конфликтности. Сделайте вывод о том, что в наибольшей степени влияет на выбор стратегии Вашего поведения в конфликте.

6. Проведите ситуационный анализ конфликта, описанного Н.В. Гоголем в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

ТЕМА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Как Вы считаете, возможно ли прогнозирование конфликтов? Попытайтесь привести пример спрогнозированного конфликта. Чем отличается прогнозирование конфликта от профилактики конфликта?

2. Какой метод психокоррекции конфликтного поведения описан в вышеприведенных ситуациях? Какие другие методы психокоррекции конфликтного поведения Вам известны? Какие из них Вы считаете наиболее действенными? Свой вывод обоснуйте.

3. Какова Ваша точка зрения на этот счет? Попытайтесь принять оптимальное решение по важной для Вас проблеме, используя алгоритмы подготовки и принятия управленческого решения, рекомендованные конфликтологией.

4. Какие способы Вы бы использовали при оценке результатов Вашей учебы?

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Как Вы считаете, какой термин больше подходит для обозначения завершающей стадии конфликта? Какую расшифровку этого термина Вы бы предложили?

2. Каковы исходы конфликта? Приведите для каждого из них примеры из истории и литературы (не менее восьми).

3. Предложите: критерии разрешенности конфликта; критерии разрешения конфликта.

4. Попытайтесь определить, в какой конфликт вовлечен гражданин Н.? Каковы участники конфликта и вероятные способы его разрешения?

5. Как Вы думаете, кто в описанном выше споре выступил медиатором? Свое мнение обоснуйте.

6. Кто, на Ваш взгляд, может выполнять роль посредника при урегулировании конфликта? Выявите возможных официальных и неофициальных медиаторов. Ответ представьте в виде таблицы.

7. Попытайтесь сформулировать основные принципы и правила ведения спора. Определите, чем отличается конфликт от спора.

8. Каковы деструктивные цели ведения полемики? Представьте ответ в виде таблицы?

9. Дайте подробную характеристику каждого из этих подходов. Сформулируйте особенности каждого из них. Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее разумным, с точки зрения избегания конфликтов, а от какого Вы бы отказались? Почему?

10. Какими, на Ваш взгляд, могут быть допущения в двух последних поставленных вопросах?

11. Как Вы считаете, каким важным принципом поведения пренебрег Ветер, и каким злоупотребил?

12. Как, на Ваш взгляд, нужно организовать переговорный процесс в условиях острой конфликтной ситуации на производстве?

13. К приведенной ниже принудительной тактике в манере ведения переговоров попытайтесь найти альтернативную.

ТЕМА 7. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

1. Каковы другие известные Вам представления о межличностных и внутриличностных конфликтах? Какие из них Вам представляются наиболее приемлемыми и почему?

2. Определите вид внутриличностного конфликта у следующих персонажей литературы:

3. Каковы, на Ваш взгляд, основные механизмы психологической защиты? Какие из них Вы можете предложить друзьям или знакомым, переживающим внутриличностный конфликт в результате:

4. Как Вы считаете, следствием каких причин, по Фрейду, является внутренний конфликт личности?

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

1. К чему, на Ваш взгляд, ведет распространение элитизма и к чему -популизма? На чем основывается успех демократической традиции?

2. Какова Ваша точка зрения на особенности межгосударственных конфликтов и направления их предотвращения?

3. Определите виды межгосударственных конфликтов: Троянская война; Крестовые походы; Война Алой и Белой Розы; Отечественная война 1812 г.; Первая мировая война; Вторая мировая война; Карибский кризис 1962 г.; Разрыв дипломатических отношений СССР с Израилем в июне 1967г.

4. Приведите несколько примеров межгосударственных конфликтов, не приведших к войне. Объясните их особенности.

ТЕМА 9. МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

1. Какая тенденция, на Ваш взгляд, будет в ближайшие 10-15 лет доминирующей? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины обострения межэтнических конфликтов? Проанализируйте один из известных межэтнических конфликтов (на Ваш выбор). Предложите способы его урегулирования. Почему располагая широким набором средств по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов, современное государство в действительности имеет относительно небольшой выбор практических решений. От чего зависит этот выбор?

ТЕМА 10. ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ

1. Какие конфликты Вы могли бы выделить в приведенной ситуации и какие из них Вы отнесли бы к правовым и почему?

2. При каких условиях, по Вашему мнению, в указанной выше организации дело дойдет до правового конфликта и чем он закончится?

3. Какие, на Ваш взгляд, правовые конфликты могут возникнуть в этот период? Существует ли отработанный механизм урегулирования подобного рода конфликта.

ТЕМА 11. КОНФЛИКТ В ЭКОНОМИКЕ

1. Раскройте основные причины вышеописанного конфликта и его последствия.

2. Как Вы считаете, какого рода конфликтом может завершиться развитие этой ситуации? Что бы Вы могли предложить для ее разрешения?

3. Какие действия, на Ваш взгляд, должна предпринять страна-поставщик для возмещения своих убытков. Возможно ли международное разрешение вышеуказанного конфликта и куда следует обратиться для решения данного вопроса?

ТЕМА 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ

1. Как Вы считаете, какого рода конфликт следует рассматривать в качестве глобального? Каковы основные причины, ведущие к возникновению глобальных конфликтов?В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

2. При каких условиях внутригосударственный и международный конфликты можгут перерасти в конфликт глобальный?

3. Какие существуют способы разрешения глобальных международных конфликтов? Дайте им исчерпывающую характеристику.

Список литературы

1. Бородин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт. Новосибирск, 1984.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой. – М.: Наука, 1983.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.

5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: Рос. педагогическое агентство, 1995.

6. Здравомыслов А. Социология конфликта – М.: Академия, 1996.

7. Ковачик П. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Владос, 1994.

8. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000.

9. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов / Пер. с англ. – Киев: Внешторгиздат, 1991.

10. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: «Тандем» ЭКСМОС, 2007.

11. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Прогресс. 1997.

ПТК в МИЭП

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ: 200 руб.

КОД РАБОТЫ: Ptk_0043

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!