Психотерапия ее виды и этика

8 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Личность и психотерапия 4

2. Виды психотерапевтических воздействий 5

3. Этическая сторона психотерапии 13

Заключение 20

Литература 21

Введение

Психотерапия – это психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.

У психотерапии могут быть весьма специфичные цели, например преодоление фобии, или более широкая задача – помочь человеку изменить собственную личность, стать более доверчивым, общительным, способным к созданию стабильных эмоциональных или сексуальных отношений. Психотерапия может применяться в сочетании с другими видами лечения, такими, как лекарственная терапия, терапия средой или электрошок.

Психотерапией занимаются люди с различным образованием и подготовкой; это могут быть психиатры, психологи, социальные работники, медицинские сестры. Однако только психиатры как получившие медицинское образование имеют право выписывать лекарства или назначать дополнительные виды лечения. В больницах и клиниках психотерапевты нередко входят в состав лечащей бригады. Пасторское консультирование, сходное с психотерапией, стало в США частью подготовки многих священников. Психоаналитик – это психотерапевт, который прошел дополнительное обучение в психоаналитическом центре или институте.

1. Личность и психотерапия

Многочисленные данные говорят о том, что психотерапия эффективна. Но личность ли изменяется в ее процессе? М. Л. Смит и коллеги полагают, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами, а Л. Люборский и коллеги делают вывод, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей .

Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит имеются в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на конструирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность) .

Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует.

Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений.

Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкции личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта.

При работе с такими пациентами психотерапевт, по сути, стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, но такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни .

Рассмотрим далее различные виды психотерапии и их воздействие на личность.

2. Виды психотерапевтических воздействий

Хотя врачи и священники всегда оказывали эмоциональную поддержку, давали советы и разъяснения по долгу службы, их практика не опиралась на какие-либо психологические теории. Психотерапия как специальность появилась во второй половине 19 в., но только в последние десятилетия получила широкое распространение.

В период своего становления психотерапия использовала лишь индивидуальную беседу терапевта с пациентом. Однако в настоящее время часто применяются методы групповой терапии, при которой один или два терапевта регулярно (например, каждую неделю) встречаются с группой, включающей от 3 до 12 человек; семейная терапия, занимающаяся семьей как единым целым, нуждающимся в помощи, тоже предполагает беседы с участием более двух человек.

Разработаны методы проведения терапии различной длительности. Вмешательство при кризисах может ограничиваться одним или несколькими сеансами, пока не будет снято тяжелое состояние; есть краткосрочная терапия, предполагающая около 12 сеансов, но существуют также промежуточные и долгосрочные формы терапии, которые в особых случаях длятся годами .

Каждый вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников. Мы вкратце опишем как основные теории, так и некоторые более новые и не столь широко принятые.

Психоанализ. Этот вид терапии использует так называемый метод свободных ассоциаций, согласно которому пациента просят не подвергать цензуре приходящие в голову мысли, чего бы они ни касались. Терапевт уделяет особое внимание бессознательным мотивам и неосознаваемому поведению пациента, стремясь выявить скрытую в бессознательном причину его страданий. Особенно важным считается детский опыт, который во многом определяет автоматические эмоциональные реакции в зрелом возрасте.

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней .

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения .

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно.

Хотя большая часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности – вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

Психотерапия, центрированная на клиенте. Основанная американским психологом К.Роджерсом, эта форма терапии придает особое значение созданию такой эмоциональной обстановки, которая позволяет пациенту (называемому в данном случае клиентом, чтобы подчеркнуть его личную ответственность за результат лечения) обсуждать и тем самым исследовать собственные чувства без страха неодобрения. Предполагается, что подобная свобода придаст ему силы разрешить проблемы, с которыми он не мог справиться раньше. На практике этот вид терапии часто комбинируется с психоанализом.

Поведенческая терапия использует подход, основанный в большей мере на принципах бихевиоризма и теории социального научения, чем на теории личности. В соответствии с таким подходом терапевт анализирует те специфические формы поведения, которые пациент хочет изменить, и отыскивает их приятные или неприятные последствия, с тем чтобы научить пациента самонаблюдению, усилить его самоконтроль или выработать у него желательные условнорефлекторные реакции.

В СССР по преимуществу использовался сходный с поведенческой терапией метод. Он был разработан на основе теории условных рефлексов, открытых знаменитым русским физиологом И.П.Павловым .

Трансактный анализ. Этот метод, разработанный американским психиатром Э.Берном, заимствует некоторые идеи психоанализа. Терапевты данного направления полагают, что в человеческой личности существуют одновременно аспекты «родителя», «ребенка» и «взрослого»; в процессе общения эти аспекты личности разных людей вступают во взаимодействие («трансакции»), причем трудности обычно возникают, когда определенный аспект (например, детская импульсивность) одного человека взаимодействует с иным аспектом (например, рационализмом взрослого) в другом человеке, а участники такого взаимодействия не понимают происходящего.

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – целостная структура) выработала целый ряд методов, направленных на то, чтобы помочь личности интегрировать отчужденные части своего Я. Этими отчужденными частями могут быть определены чувства или формы поведения, связанные с какими-то незавершенными, неотреагированными ситуациями в прошлом, вследствие которых человек живет не «здесь и сейчас», а в мире прошлого или фантазий. Иногда гештальт-терапия энергично заставляет человека противостоять собственным чувствам и поведению.

Терапия движением выросла из признания того, что эмоциональные состояния неизбежно выражаются в позе, мышечном напряжении и выражении лица, а релаксация или энергичные движения тела способны улучшить психическое состояние. Методы весьма разнообразны и включают терапию танцами, массаж, йогу и медитацию.

Детская психотерапия. Игровая терапия – метод, разработанный для детей, которые еще слишком малы, чтобы обсуждать свои проблемы. Терапевт позволяет ребенку играть, как он хочет, любыми из имеющихся в специальной игровой комнате игрушек. Из создаваемых ребенком игровых ситуаций и историй, из замечаний ребенка терапевт обычно может узнать, что его беспокоит. Затем, участвуя в игре или беседуя с ребенком и его родителями, терапевт старается помочь в разрешении проблем ребенка (4).

Сексотерапия. Специалисты по сексотерапии часто сочетают психоаналитические подходы с методами обучения партнеров успешному сексуальному поведению. Наиболее популярный метод, разработанный У.Мастерсом и В.Джонсон, сводится к тому, что половых партнеров учат преодолевать сексуальные неудачи с помощью тщательно спланированных практических упражнений.

Тренинг чувствительности (сензитивности). Этот вид социально-психологического тренинга тесно связан с групповой психотерапией. Он основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам. Однако такие группы обычно не считаются терапевтическими, поскольку их цель заключается в совершенствовании навыков общения у практически здоровых людей – членов группы, а также потому, что их ведущий не обязательно должен быть специалистом в области охраны психического здоровья.

Группа встреч. Близкая к групповой психотерапии техника, предлагаемая широкой публике, представителям ряда специальностей, например бизнесменам или полицейским, или группам лиц со сходными проблемами, например наркоманам. Группы встреч более или менее сходны с другими группами социально-психологического тренинга, в частности с тренинговыми группами – группами тренинга чувствительности (сензитивности), тренинга перцептивности.

Различия между группами имеют много оттенков, чаще всего связанных с соотношением вербальных и физических взаимодействий между членами группы. В группах встреч физические взаимодействия и «игры» сочетаются с вербальными. В группах тренинга чувствительности упор делается на вербальную коммуникацию; они в большей степени ориентированы на разрешение профессиональных и деловых проблем.

Обычно в задачу групповых занятий входит достижение как различных индивидуальных целей, так и лучшего понимания групповой динамики. Индивидуальные цели тренинга в большинстве случаев следующие: повышение чувствительности к эмоциональным состояниям других людей и способности распознавать эти состояния; повышение готовности быть открытым для собственных чувств и искренним в их проявлении («обладать собственными эмоциями»); переосмысление сложившихся представлений о себе и других под влиянием совместных обсуждений каждого члена группы, а именно его манеры говорить и общаться («обратная связь») .

Возникновению групп встреч (как и групп тренинга чувствительности) способствовали два основных импульса. Первый из них – работа, выполненная в 1946 в США социальными психологами К.Левиным и Р.Липпиттом, которые провели эксперимент по групповой динамике на рабочих местах, в ходе которого формировались небольшие группы и изучались взаимодействия между их членами. Из этой работы родились Национальные тренинговые лаборатории (НТЛ), которые стали ведущей организацией по тренингу чувствительности с 1947 и до конца 1960-х годов. Подход НТЛ предполагал вербальную, а не физическую активность, и был преимущественно сориентирован на помощь лицам, занятым в бизнесе, образовании и разного рода социальных службах .

Второй важный импульс возник в конце 1960-х годов, когда средства массовой информации в США сделали предметом публичного обсуждения ряд разработок Эсаленского института в Биг-Суре (шт. Калифорния).

Примерно с 1962 Эсален стал приглашать ведущих специалистов в области психологии, восточного мистицизма, дзен-буддизма, телесно ориентированных техник, массажа, танцев и ряда психотерапевтических методик (таких, как гештальт-терапия и биоэнергетика). В 1965 М.Мерфи дополнил эти разработки «тренингом сензитивности» .

В течение последующих двух-трех лет У.Шюц, Ф.Перлз и другие работавшие в Эсалене специалисты внедряли психотерапевтические принципы в практику групп встреч. В частности, у Шюц пытался дополнить ее множеством «игр», разработанных с целью стимуляции эмоциональных переживаний высокой интенсивности в основном при помощи моделирования таких взаимодействий между людьми, как агрессия, привязанность, зависимость, доверие.

Распространенность. В конце 1960-х годов группы встреч и группы тренинга чувствительности часто использовались в промышленных корпорациях, являлись основным методом лечения в центрах помощи наркоманам и были широко распространены в церквах, школах и т.н. «центрах развития». Лидеры движения рассматривали группы встреч в качестве предвестников новой гуманистической революции, относясь к ним как к попытке совладать с чувством социальной изоляции и ослабления доверия, возникающим в результате разрушения семейных связей, механизации и рутинизации общественных институтов, особенно работы и образования. Критики движения указывали, что предлагаемая форма близости кратковременна, поверхностна, непрочна и что подобный гуманизм оказывается в основном внешним, ритуализованным и зачастую чуть ли не фашистским в своем требовании эмоциональной конформности. Группы часто становились агрессивными, использовали принуждение, поощряли острые переживания как самоцель.

Преимущества и опасности. Стали появляться сообщения о случаях возникновения психотических эпизодов у участников групп и о физических травмах, полученных в ходе игр; у некоторых лиц тренинг чувствительности послужил толчком к самоубийству. Хотя защитники групп утверждали, что подобные последствия наблюдаются менее чем у 1% участников, наиболее объективное из доступных в то время исследований показывало, что число жертв достигает 9%.

Несмотря на то, что участие в группах встреч, как правило, сопряжено с сильными эмоциональными реакциями, эти реакции далеко не всегда приводят к эмоциональному «росту» или изменению эмоционального статуса. Большинство опрошенных участников сразу по завершению работы группы положительно оценивали групповой опыт. При опросе через шесть месяцев их оценка значительно снижалась.

Американская ассоциация групповой психотерапии предупредила своих членов об опасности для членов групп, руководимых непрофессионалами. Комиссия по группам встреч Американской ассоциации психиатров подчеркнула, что группы сами по себе ни хороши, ни плохи, но что в безответственных руках они могут привести к негативным последствиям.

3. Этическая сторона психотерапии

С этической точки зрения недопустимо применять лечебные процедуры, в отношении которых не существует специальных показаний и доказательств их эффективности и безопасности. Это общее правило относится и к психотерапии. Психотерапия представляет собой важный способ лечения душевных заболеваний, и как компонент всякого медицинского вмешательства, и как специфический вид терапии при некоторых расстройствах. По крайней мере, в последнем случае необходима специальная подготовка в области практических навыков, установок и владения психотерапевтическими техниками.

Эффективность и безопасность психотерапии должна оцениваться точно так же как и эффективность и безопасность любого другого лечения в медицине, т.е. должны существовать критерии показаний, эффективности, безопасности и контроля качества. Учитывая сложность и интимность психотерапевтической работы, необходимо рассмотреть целый спектр оценок результатов психотерапии, включая позитивное влияние лечения на здоровье.

На применение психотерапии должно быть получено информированное согласие, особенно в тех случаях, когда пациент полностью понимает выгоду и возможный риск лечения. Информирование пациента должно быть частью начальной стадии процесса терапии. Всякий раз, когда есть медицинские показания для комбинирования психо- и фармакотерапии, следует объяснить это пациенту и предложить именно такое лечение. Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной психотерапией, когда для лечения пациента необходима и фармактерапия.

Необходимо уважать конфиденциальность. Пациенты, проходящие курс психотерапии, имеют право знать о возможностях раскрытия информации, полученной в ходе психотерапии, третьим сторонам, например, в целях исследования, страхования или семейной терапии.

Только те психиатры могут использовать психотерапию, которые прошли специальное обучение по применению психотерапевтических техник. Необходимо понимать опасность нарушения границ в отношениях с пациентами с целью получения личной, сексуальной, финансовой, академической или профессиональной выгоды.

Особо следует остановиться на профессиональной этике групповых психотерапевтов, так как групповая психотерапия в настоящее время является наиболее популярным видом психиатрии .

У большинства профессиональных организаций, объединяющих терапевтов психотерапевтических групп, кодексы профессиональной этики схожи прежде всего тем, что переняты из индивидуальной психотерапии (консультирование) и отражают модель отношений двух людей. Однако работа с несколькими людьми (напр., семейная терапия) или психотерапевтической группой является более сложной и вызывает специфические проблемы.

Назовем основные этические требования, предъявляемые к терапевту, более подробно обсудим проблему недобровольного участия в группе, вопросы конфиденциальности и информирования участников.

1. Общие этические требования к групповому психотерапевту.

Групповой терапевт обязан:

1. Иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности (напр., что дает ему работа с группами), стиль поведения, их влияние на участников и работу всей группы.

2. Ясно понимать свои роль и функции в группе; ознакомить с этим участников.

3. Быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера, т.е. иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации.

4. Знать и понимать теоретические принципы работы с психотерапевтическими группами. Это означает умение терапевта объяснить участникам и коллегам, почему он так или иначе ведет себя в группе, к каким изменениям побуждает участников, как понимает работу группы и ее результаты.

5. Знать систему своих ценностей и не навязывать ее участникам; уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить.

6. Ознакомить участников с целями группы и разъяснить их. Стремиться к тому, чтобы используемые методы работы соответствовали этим целям.

7. Быть всегда психологически и физически готовым к работе, чтобы каждая встреча была для участников продуктивной.

8. Не делать в группе того, к чему не готов, не имеет опыта ни как участник, ни как терапевт группы.

9. Обеспечить и уважать права участников: позволять им выбирать, когда и о чем говорить в группе; предотвратить любые формы давления на группу, нарушающие право самоопределения участников; пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников.

10. Воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей и доверять их способности распоряжаться и направлять свою жизнь.

11. Избегать "привязывания" группы к себе, манипулирования участниками, эротических и сексуальных связей с ними.

12. Предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов.

13. Строго соблюдать принцип конфиденциальности, вместе с группой обсудить границы конфиденциальности – как свои, так и участников – на весь период работы группы.

14. Принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов.

2. Недобровольное участие в группе

Одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе.

Однако встречаются случаи, особенно в психотерапевтических стационарах, когда групповая психотерапия является основным методом помощи и у человека нет выбора. Он обязан 4-5 раз в неделю посещать занятия психотерапевтической группы. В таких случаях очень важно дать возможность участникам свободно высказать чувства по поводу такой "обязательности". Это дает возможность более открыто говорить о страхах и сопротивлении. Терапевт должен позволить участвующим не по своей воле выбрать, как использовать время встречи (молчать, обсуждать только те вопросы, которые, по их мнению, можно обсуждать в группе и др.). Иными словами, недобровольно участвующие в группе лица должны знать, что и в таком случае сохраняются их права. В любом случае у человека есть выбор – остаться в таком стационаре или искать другие возможности помощи.

3. Информирование участников

Перед началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы должны знать:

1. Цели группы, предлагаемые терапевтом способы работы и важнейшие правила.

2. Образование и квалификацию терапевта.

3. Возможность свободно выбрать, участвовать или не участвовать в предлагаемых терапевтом действиях группы, подчиняться или не подчиняться давлению группы или желаниям других участников.

4. В группе запрещено физическое и психическое насилие по отношению друг к другу.

5. Терапевт обязан заранее предупредить участников о выполняемых в группе исследованиях, участии наблюдателей, о наблюдении за работой группы с помощью зеркала одностороннего видения или записью работы группы.

6. Границы конфиденциальности.

Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. В группе действуют мощные силы. Их воздействие может быть конструктивным, побуждающим к позитивным изменениям установок и поведения участников, однако может быть и рискованным.

Поэтому следует предупредить участников о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться в психотерапевтической группе.

1. Участие в группе может нарушить повседневную жизнь участника вне группы. Больше и глубже познавая себя, хочется измениться, а изменения, которые позднее могут вызвать позитивные последствия, во время работы группы могут стать причиной внутренних или межличностных кризисов.

2. Давление на участников может заставить сказать о себе больше, чем хотелось бы, чрезмерно раскрыться. Это может нарушить приватность личной жизни участника.

3. Поощряемое поведение в группе – открытое и искреннее высказывание своих мыслей и чувств о других и о себе, испытание новых способов поведения – в реальной жизни не всегда приводит к желаемым результатам.

4. Иногда в группе нападают на одного из участников, участники могут получить от других враждебные реакции и негативные оценки.

5. Всегда существует опасность, что кто-нибудь может не придерживаться требований конфиденциальности.

Все эти опасности нельзя полностью исключить, поэтому терапевт должен способствовать уменьшению вероятности их появления. В группе следует обсудить возможность такого риска и способы его предотвращения.

4. Конфиденциальность

Это краеугольный камень профессиональной этики психотерапии (а также и групповой). Терапевт группы должен постоянно подчеркивать требование конфиденциальности, начиная с предварительной беседы. Если выясняется, что кто-либо из участников нарушает данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе.

Вполне понятно, что участники хотят поделиться приобретенным в группе опытом с близкими людьми. Не считаются нарушением конфиденциальности случаи, когда участник рассказывает посторонним людям о том, чему он научился на групповых встречах. Но требование конфиденциальности нарушается, когда участник рассказывает другим людям, как учился и что конкретно происходит в группе. Также категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе.

С другой стороны, требование конфиденциальности не является абсолютным принципом. В некоторых случаях терапевт группы не связан этим принципом:

1. Когда намерения или действия участника представляют опасность для него или для других людей.

2. Когда существует угроза насилия по отношению к детям.

3. Когда получено специальное письменное разрешение участника.

Вопрос конфиденциальности имеет определенные особенности в детских психотерапевтических группах.

Родители могут интересоваться, о чем их дети говорят в группах. Терапевт отвечает за сохранение конфиденциальности, но вместе с тем не может не считаться с желанием родителей знать, что происходит с их детьми. Родителям можно рассказать о целях группы, а также в общих чертах о поведении детей в группе, но не следует раскрывать, о чем конкретно говорят дети. Желательно, чтобы в разговоре о ребенке в группе участвовал и он сам.

Заключение

Таким образом, психотерапия как метод лечения достаточно эффективна, причем наибольших успехов достигают терапевты, обладающие способностью к сопереживанию, душевной теплотой. Способствуют успеху и энтузиазм терапевта, его убежденность в том, что применяемый им метод действительно может помочь.

Сравнение психотерапии и медикаментозной терапии как способов лечения глубоких депрессий, шизофрении и маниакально-депрессивного психоза показало, что сочетание этих способов эффективнее, чем применение только одного из них. Однако медикаментозная терапия при этих заболеваниях дает лучшие результаты, чем психотерапия.

По-видимому, все большее значение будут приобретать психотерапевтические подходы, основанные на теориях научения. Поскольку надежды на достижение значительных изменений личности в ходе длительной терапии в целом не оправдались, появилась тенденция к использованию в основном краткосрочных форм терапии, нацеленных на помощь людям в жизненных кризисах.

Популярность групп взаимопомощи, таких, как «Анонимные алкоголики» или группы вдовствующих, продолжает расти в качестве альтернативы психотерапии или дополнения к ней. С другой стороны, и новейшие психотерапевтические разработки все больше учитывают нужды отдельных специфических групп, например жертв изнасилования, умирающих или же семей, где родители жестоко обращаются с детьми. Можно предполагать, что удастся разработать компьютерные программы, оказывающие терапевтическое воздействие на пользователя. Хотя создание таких программ сталкивается с большими трудностями, первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Литература

1. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М.. Психотерапия. Учебник для ВУЗов.- Киев, 2003.

2. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личнос¬ти в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Кар¬васарского, С. Ледера. - М., 1990.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для студентов медицинских ВУЗов.- М.: Медицина, 2003.

4. Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1993.

5. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – Учебное пособие. - М.: Профессиональная психотерапевтическая лига, 2004.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для сту¬дентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

7. Психотерапия: от теории к практике: Материалы I съезда Рос¬сийской психотерапевтической ассоциации. - СПб., 1995.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.

9. Самохвалов В.П. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов.- Киев, 2004.

10. Слободяник. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. - Киев, 1983.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(22.7 KiB, 35 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!