Психология вины и ее роль в протекании заболевания у ребенка

В психолого-педагогической литературе при описании проблем «ребенка—инвалида», «дефективного ребенка» все чаще исполь­зуются понятия «особый ребенок», «ребенок с ограниченными возможностями», «ребенок с особыми нуждами». Это свидетель­ствует о том, что больного ребенка воспринимают как человека, которому с самого раннего детства пришлось столкнуться с труд­нейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка. Здоровый психологический климат служит гаран­тией его гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во многом это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отно­шений между всеми членами семьи.

В нашей стране инвалидность ребенка восприни­мается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глу­боко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и вол­нующих вопросов,

Сначала родители отторгают саму мысль о возможности серь­езного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственни­ков в плохой наследственности, неправильном поведении. Отри­цание физического дефекта или заболевания сменяется пережива­нием вины.

Экстравертированные матери, как правило, винят в случив­шемся себя. Они впадают в отчаяние и проявляют депрессивные реакции. Настроение их преисполнено печалью, а в сознании до­минирует мысль о случившемся горе. С течением времени матери становятся более замкнутыми, теряют интерес к окружающим людям, прежние привязанности. В эмоциональной сфере отмеча­ется обидчивость, раздражительность, несдержанность аффектов, слабодушие и слезливость при разговорах о детях. Интровертированные матери, напротив, склонны обвинять медицинский пер­сонал в недосмотре, некачественной работе и т.д. Они неадекват­но воспринимают болезнь ребенка, считая, что она вполне изле­чима, — так проявляется механизм психологической защиты от травмирующих переживаний.

Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрес­сивные проявления и периоды упадка жизненных сил перемежа­ются повседневными заботами о ребенке. Проблемы и заботы, связанные с заболеванием ребенка, становятся преградой для полноценной жизни каждого члена семьи. Зачастую семья оказывается своеобразной замкнутой мик­росредой со специфической деформированной системой отноше­ний между родственниками.

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. В семьях с деть­ми, страдающими детским церебральным параличом, преоблада­ющим типом воспитания является гиперопека. Она проявляется в чрезмерном внимании родителей, в стремлении предупредить желания больного («кумир семьи»). Часто связь больного ребенка с матерью приобретает симбиотический характер. В таких семьях родители вынуждены снижать свою трудовую и социальную ак­тивность, чтобы проводить больше времени с ребенком, ёо всем помогать ему, «максимально» лечить. Это приводит к тому, что и ребенок сосредоточивает все внимание на заболевании и собствен­ных болезненных ощущениях.  Неуверенность и обеспокоенность матери провоцирует у ребенка страх, который под­черкивает и усугубляет его состояние. Так возникает порочный круг, который не может быть разорван без внешнего вмешательства.

Кроме «симбиотического единства» при анали­зе детско-родительских отношений можно выделить и «эмоцио­нальную изоляцию», которая проявляется в виде явного или скры­того отвержения больного ребенка в семье. Он постоянно ощуща­ет себя помехой для родителей. В случае скрытого эмоционального отвержения родители понимают свое негативное отношение к ребенку и пытаются компенсировать его подчеркнутой заботой. Отсутствие тесного эмоционального контакта с ребенком иногда сопровождается повышенными требованиями родителей к педа­гогическому и медицинскому персоналу.

Родители испытывают беспокойство и неуверенность в том, что могут оказать необходимую помощь своему ребенку. Более того, многие из них переживают моменты безысходности и ощущения неэффективности всех тех педагоги­ческих и медицинских мероприятий, на которые уходит много сил, времени и средств. Сложность ситуации усугубляется тем, что «эффект в развитии», достижения ребенка подготавливаются длительно, постепенно, скрытно от внешнего наблюдения, и это ослабляет уверенность в том, что путь выбран правильно.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!