Психология допроса несовершеннолетних

8 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

Введение 3

1. Возрастные особенности психики несовершеннолетних и их учет при проведении допроса 4

2. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших 7

3. Особенности допроса несовершеннолетних правонарушителей 13

Заключение 18

Список литературы 19

Введение

Ежегодно свыше 90 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами преступлений. Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Одним из самых распространенных следственных действий является допрос, в ходе которого следователь получает ценную информацию, позволяющую выдвигать версии по делу, планировать расследование. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.

Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних.

Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и т. д.

1. Возрастные особенности психики несовершеннолетних и их учет при проведении допроса

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, как правило, проводится по схеме:

1) наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;

2) ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

3) личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

4) правосознание подростка .

Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы - семью, место работы и учебы. Необходимо выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась в школе, каково было его отношение к общественной работе, как он учился, с кем дружил, каков этот подросток в общении с другими школьниками (агрессивен, раздражителен, напорист, избивает младших и т. д.); общителен, замкнут, правдив, жаден или щедр, считается ли с мнением коллектива, в котором он учится, его непосредственное отношение к родителям и учителям. Важно установить и знать, как он воспринимал меры наказания за совершенные проступки и каково его отношение к принятым мерам и т. д.

Если подросток уже работает, то надо выяснить, с какого времени и какую работу он выполняет, работал ли он раньше, сколько классов окончил, как он относился к работе, размер заработной платы, его жилищные условия, а также круг друзей на работе, интересовался ли искусством, спортом, книгами, техникой; имелись ли случаи нарушения трудовой дисциплины, принимал ли какое-либо участие в общественной жизни, если нарушал дисциплину, то как он относился к применяемым мерам наказаний, и т.п.

Следует помнить, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность и дезинтегрированность реакций подростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиям жизни, стремление к участию в них, различная самооценка своих сил и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего.

При этом важна психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта и т. п. Психолог при анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка исследует особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. Безусловно, что при специфике принятия решений, которая в подавляющем своем большинстве учтена в уголовно-процессуальном законодательстве, изучаются индивидуальные свойства личности несовершеннолетнего подростка. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.

При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних. В частности, допросы маленьких детей в ряде случаев целесообразно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого получения информации о личности преступника и т. п. Следует учитывать, что дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей вместо жизненного опыта есть воображение, помогающее им хорошо воспринимать предметы и события, близкие их интересам.

У большинства детей от 11 до 15 лет отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми, проявление чувства долга и ответственности. Эти качества в целом способствуют запечатлеванию и воспроизведению информации. У несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет в целом действуют психические закономерности, характерные уже для взрослого человека, однако у отдельных юношей и девушек этого возраста отмечаются неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости.

Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Важно определить уровень его развития, способности, круг его интересов, а также особенности характера .

2. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших

Дискуссионным вопросом является нижний возрастной порог, начиная с которого можно допрашивать свидетелей и потерпевших. Следует согласиться с мнением большинства ученых о том, что в силу своеобразия восприятия, обусловленного возрастом, допрашивать можно детей старше трех лет. Если есть сомнения в возможности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, то в соответствии со ст. 196 УПК РФ должна быть назначена экспертиза.

УПК РФ предъявляет к допросу несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля дополнительные требования. Так, согласно ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя в возрасте от 14 до 18 лет должен проводиться с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего также вправе присутствовать законный представитель. Следует отметить, что не всегда тактически правильно привлекать к участию в допросе несовершеннолетнего родителей или лиц, их заменяющих, т.к. ребенок может опасаться наказания, стесняться близких ему людей. Потерпевшие, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ и за дачу заведомо ложных показаний, им указывается на необходимость говорить правду.

С.В. Кузнецова и Т.С. Кобцова совершенно справедливо отмечают, что вызов на допрос несовершеннолетнего потерпевшего не следует откладывать во избежание возможности его консультации со взрослыми или «сведущими» сверстниками .

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего следует учитывать некоторые факторы, влияющие на точность и достоверность показаний, на их оценку. Должны быть приняты во внимание три момента: 1) возрастные и личностные особенности дающего показания (а также характеристику социальной микросреды); 2) условия, в которых воспринимались и перерабатывались впечатления, составляющие содержание его показаний, так называемая «атмосфера дела»; 3) способ получения показаний и их фиксации, форма допроса.

Прежде всего, на достоверность показаний несовершеннолетних потерпевших оказывают влияние неполнота и неточность восприятия и воспроизведения, свойственные детскому и подростковому возрасту, сочетающиеся со склонностью к вымыслу и фантазированию. Описывая события и детали, которых в действительности не было, дети при этом далеко не всегда действительно лгут, то есть намеренно искажают действительность. Очень часто эти неверные сведения даются ими совершенно чистосердечно и добросовестно, им кажется, что рассказанное действительно происходило. Надо учитывать также и повышенную внушаемость детей и подростков.

Событие, послужившее причиной к возбуждению уголовного дела, естественно, вызывает среди населения квартиры, дома и двора, где оно произошло, оживленный обмен мнениями по поводу предполагаемых виновников, обстоятельств, в которых оно произошло. После оживленных пересудов складывается общественное мнение. Понятно, что особенно чувствительными к этому мнению оказываются несовершеннолетние, которым суждения старших, естественно, кажутся очень убедительными и авторитетными. Исключительно много разговоров возникает обычно в тех случаях, когда совершено преступление на сексуальной почве, особенно в отношении малолетнего. Такие случаи вызывают большой общественный резонанс.

Для того, чтобы в показаниях не было искажений, а) допрос должен производиться в благоприятной обстановке (в том месте, где ребенок чувствует себя спокойно, уютно, в необходимых случаях - в присутствии педагога, родителей, психолога); б) вопросы должны быть особенно тщательно продуманы, наводящие вопросы, которые из-за внушаемости ребенка или подростка могут изменить показания, надо исключить, как этого требует ч. 2 ст. 189 УПК РФ; в) вопросы, предлагаемые несовершеннолетнему, и его ответы должны быть максимально точно зафиксированы в протоколе (это, впрочем, касается любого допроса).

Во время допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователь не должен избирать угрожающий тон, демонстрировать превосходство, властные полномочия, однако и неестественная суетливость, слащавость может вызвать у допрашиваемого недоверие. Следователь должен обладать навыками активного слушания, проявлять интерес к личности собеседника, ведь допрос с точки зрения уголовного процесса и криминалистики - это следственное действие, а с позиции психологии - общение двух людей. Поэтому здесь применимы такие приемы налаживания психологического контакта как проявление эмпатии, сопереживания, создание благоприятной для общения атмосферы (исключающей шум, появление посторонних лиц, телефонные звонки и пр.). Важно уметь использовать и невербальные способы налаживания информационного взаимодействия: следить за жестикуляцией, мимикой. Если допрашиваемый не желает идти на контакт, проявляет недоверие к следователю, ведет себя вызывающе, не следует применять запугивание, повышать голос. В этом случае следователю необходимо сохранять выдержку и суметь разъяснить потерпевшему важность его показаний для успешного расследования и раскрытия преступления. Потерпевший должен увидеть в следователе союзника, а не равнодушного чиновника .

Необходимо учитывать, что вопросы, задаваемые следователем, несовершеннолетний слышит не впервые. Обычно до того как дело дойдет до следственных органов, многие лица: родители, педагоги, соседи, друзья спрашивают потерпевшего о происшедшем, излагают свои версии случившегося (нередко убеждая несовершеннолетнего в своей правоте), и следователь получает уже искаженную информацию.

Наибольшую ценность представляет свободный рассказ потерпевшего о событии, запись его должна быть по возможности дословной, и она должна сохранить характер и стиль высказываний несовершеннолетнего. Малолетние потерпевшие зачастую вкладывают в отдельные слова и понятия совершенно иной смысл, чем обычно им придается. Так, малолетняя потерпевшая рассказала, что у лица, совершившего на нее посягательство, на руке был «нарисован» тигр. На руке Н., изобличенного позднее в совершении этого преступления, была татуировка танка. Для выяснения причины возникшего противоречия при повторном допросе следователь показал девочке фотографию татуировки с руки Н. и попросил сказать, что изображено на снимке. Девочка ответила, что это тигр, как ей говорил папа. Отец девочки позже пояснил, что когда он водил дочь на площадь, где стояла трофейная военная техника, он показал ей на танк и объяснил, что этот танк - «тигр» .

Для допроса несовершеннолетнего потерпевшего применимы те же тактические приемы и комбинации, что и для допроса иных участников, при этом также можно выделять допрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации. Для бесконфликтной ситуации применимы, например, такие приемы допроса потерпевшего как предложение изложить факты, строго соблюдая последовательность развития события, о котором даются показания, постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативны связи, производство допроса на месте события и пр. К числу приемов, применяемых в конфликтной ситуации, можно отнести выяснение мотивов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов, максимальная детализация и конкретизация показаний допрашиваемого, постановка неожиданного вопроса, повторный допрос в необходимых случаях и др.

В случаях, когда потерпевший пережил сильную психотравмирующую ситуацию, психотерапевты рекомендуют использовать такой прием как ведение рассказа от «третьего лица»: вместо местоимений «я», «мне» употреблять местоимения «он», «ему». Таким образом, жертва описывает случившееся как бы с позиции стороннего наблюдателя. Этот прием целесообразно использовать при допросе потерпевших от сексуальных посягательств, привлекая в качестве специалиста психолога или психотерапевта .

Полнота и достоверность показаний несовершеннолетнего потерпевшего зависят также от его криминалистического типа, на формирование которого воздействуют следующие факторы:

1. роль потерпевшего при совершении преступления;

2. его отношение к установлению истины на следствии;

3. специфические цели, которые он преследует в ходе расследования;

4. оценка потерпевшим последствий преступления;

5. отношение к преступнику;

6. позиция ближайшего окружения потерпевшего относительно совершенного преступления и преступника;

7. личность потерпевшего, особенности его психологии, уровень правосознания .

На полноту и достоверность показаний потерпевшего, в том числе несовершеннолетнего, может существенно повлиять оказываемое на него посткриминальное воздействие - угрозы, насилие со стороны обвиняемого или подозреваемого (либо их родственников, знакомых). В этом случае следует учитывать возможность применения мер безопасности, предусмотренных ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ, а также Федеральным законом от 20.08.2004. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».

Способствовать более эффективному допросу несовершеннолетнего (и особенно малолетнего) может предварительный допрос его родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов. Это позволит следователю получить полезную информацию о личности допрашиваемого несовершеннолетнего, об условиях его жизни и воспитания для последующего установления с ним коммуникативного и психологического контакта и оценки его показаний.

По данным О.Х. Галимова только 10,4% родителей давали показания перед первоначальным допросом своего ребенка. Что касается педагогов, то они допрашивались до малолетнего лишь по 2,2% уголовных дел, а в 88,9% случаев их показания отсутствовали вообще.

Кроме того, О.Х. Галимов, соглашаясь с другими авторами (Дан Н., Закатовым А.А., Бахаревым А.Н. и др.) рекомендует при всех допросах малолетних для сохранения их речевых особенностей, эмоциональной окраски использовать технические средства фиксации (аудио-, видеозапись) .

3. Особенности допроса несовершеннолетних правонарушителей

Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

Если процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого имеет существенные различия, то в психологическом аспекте эти различия представляются значительно менее важными. В частности, у подозреваемого происходит частая смена состояний, сопровождаемая то появлением уверенности в себе, стремлением к активному противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то, напротив, возникновением подавленного, депрессивного состоянии, растерянности, безволия .

В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состояния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.

Психические состояния, мотивы действий, личностные качества допрашиваемых определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных, тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может испытывать самые разнообразные чувства.

Совершивший преступление боится изобличении и, конечно же, наказания. Это обычно действует на психику угнетающе, может в значительной степени подавить волю допрашиваемого, снизить возможности правильной оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное, депрессивное состояние. Страх обычно возникает у лица, совершившего преступление, задолго до привлечения его к уголовной ответственности. Такие психологические состояния затрудняют установление с допрашиваемым психологического контакта, снижают эффективность тактических приемов допроса.

На допросе обвиняемый может быть в состоянии душевного потрясения, стыда, опасаясь, что о случившемся узнают родные и близкие, друзья, сослуживцы, соседи. Моральные оценки и суждения окружающих небезразличны даже для людей с устоявшимися антиобщественными взглядами. Нежелание огласки является весьма сильным мотивом, во многом определяющим поведение обвиняемого. При выявлении такого мотива задача следователя - убедить допрашиваемого в необходимости дать правдивые и полные показания. Только это хоть в какой-то степени поможет сохранить понимание близких ему людей .

В настоящее время исследователи придерживаются позиции В.Л. Васильева, который выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего.

В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений и т. д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельных случаях основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытается устранить противоречия, неясность, неточности и т. д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

Подготовленный со знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

Следователь в процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. В зависимости от материалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений с допрашиваемым. На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жестокость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины способствовали этим изменениям. Все собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т, д. Это необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надлежащего воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысливания как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом .

Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организатора — «главаря» преступной группировки. Мы должны знать, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя.

Известно, что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые уже привлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя своим «уголовным прошлым», превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтому следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разрушающие ореол героя. Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последовательность и формулировку вопросов, порядок предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и т. д.

От выбора места и обстановки во многом зависит успешность проводимого допроса. С допрашиваемым недопустимо панибратское поведение, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие важность происходящего отношения.

Расспрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе. В случае признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном допрашиваемым преступлении. Определяя в групповом преступлении роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые могли бы объективно осветить поведение всех членов группы. Важно знать судьбу добытых преступным путем предметов и орудий преступления, если они применялись, а также рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.

Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивидуальные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.

Заключение

Допрос несовершеннолетних имеет свои особенности, диктуемые свойствами психологии и развития несовершеннолетних. При допросе обвиняемого необходимо установить с ним психологический контакт, не снимая в полной мере напряжения с подростка. Допрос должен касаться не только обстоятельств преступления, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Важно нейтрализовать представления о "круговой поруке" и нежелании дать показания на соучастников. Предъявление обвинения должно стать для подростка особо значимым событием, он должен понять полноту ответственности за содеянное, и психологически осознать свои поступки. Для этого в бесконфликтной ситуации желательна детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого участника, получение объяснений подростка по делу, выяснение обстоятельств, предшествующих преступлению, установление мотивов и цели преступления. Не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает свою причастность желательно также в простой и доступной для понимания подростка форме предъявлять ему собранные доказательства, разъясняя их значение. Допустимо применять легенду для опровержения ложных показаний обвиняемого, если есть точные доказательства его лжи, а также применять психологический эффект внезапности. Важно также разъяснять важность чистосердечного раскаяния. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка за исключение случаев, когда он дает ложные показания, или чрезмерно агрессивен. При допросе несовершеннолетних важные сведения могут изложить родители, учителя и наставники, а также другие взрослые лица, хорошо знающие допрашиваемого несовершеннолетнего.

Список литературы

1. Аверченко Т.Е. Юридическая психология. - М.: Норма, 2005.

2. Андреев И.С., Грамович Г.И., Поркбов Н.И. Криминалистика. – Мн.: Высшая школа, 1997.

3. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. - М.: Издательство Экзамен, 2003.

4. Бажович О. Я. Основы юридической психологии: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2005.

5. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: БЕК, 1997.

6. Бурданова B.C., Быков В.М. Виктимологические аспекты криминалистики. - Ташкент, 1981.

7. Васильев В.П. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 1997.

8. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. — СПб.: Питер, 2001.

9. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1997.

10. Криминалистика: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.Л. Яблоков. - М.: Юрист, 2002.

11. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.

12. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. — М.: Омега-Л, 2003.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Психология допроса несовершеннолетних
Психология допроса несовершеннолетних
Психология допроса несовершеннолетних.rar
18.7 KiB
59 Downloads
Детали

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!