Психология деятельности сотрудника ОВД

24 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Эмоциональная сфера личности. Влияние эмоциональных состояний сотрудников ОВД на выполнение ими служебных задач.

2. Психологические условия эффективности осмотра места происшествия.

3. Задача.

Список литературы

 

1. Эмоциональная сфера личности. Влияние эмоциональных состояний сотрудников ОВД на выполнение ими служебных задач.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: «Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент».

Эмоции, по П.В. Симонову, являются механизмом вычленения тех потребностей, которые в данных условиях имеют преимущественную вероятность удовлетворения. В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызвать или положительную, или отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции подавляют потребности с очень низкой вероятностью их удовлетворения.

Итак, эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций.

Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний:

1) интерес — возбуждение;

2) удовольствие — радость;

3) удивление — изумление;

4) горе — страдание;

5) гнев — ярость;

6) отвращение — омерзение;

7) презрение — пренебрежение;

8) страх — ужас;

9) стыд — застенчивость;

10) вина — раскаяние.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, с возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению.

В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические и астенические Стенические эмоции мобилизуют силы человека. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха).

Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые).

Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

1. Эмоциональный тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - наше отношение к качеству ощущения.

2. Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж - возникнет эмоциональный отклик.

3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное - самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу.

В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс - это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения - такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители - стрессоры (например, неожиданное нападение вооруженного преступника) вначале вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.) и резкое понижение способности принятия решения о правильном поведении в данной ситуации, дезорганизацию, понижение всех психических функций. В ответ на очень сложную обстановку организм нередко реагирует пассивно-оборонительным рефлексом. Не видя выхода из стрессовой ситуации, человек нередко тормозит свою деятельность. Так, внезапно возникшая производственная авария вызывает у многих людей заторможенность реакций.

При этом возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, их пространственные и временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем постепенно к человеку возвращается способность к правильным действиям.

Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия).

Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п. Так, злостный хулиганский поступок прохожего для одних людей представляется очень опасной, а для других - не очень опасной ситуацией. Сообщение о тяжелой болезни, предсмертном состоянии близкого человека на одних людей оказывает сверхсильное воздействие, на других - умеренное воздействие.

При психическом стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска соответствующих средств ее предотвращения. Психический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением. Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки степени вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т.п.).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие - все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без... социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» нервных процессов, сопровождающаяся нарушением системы упрочненных связей. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной деятельности, химизме крови и т.д.), резкими внешними движениями (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т.п.).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти.

Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием. Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и судебной практике - страх.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Страх возникает по ассоциации с болью в результате жизненного опыта человека и окружающих его людей. Ребенок не боится тех ситуаций, от которых мать приходит в ужас. Но повторяющийся испуг матери в определенных ситуациях начинает формировать чувство страха у ребенка. У некоторых людей часто отмечается гиперболизация опасностей, непомерное разрастание страха, который завладевает всей их психикой.

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потери результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием разумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх переходит в осторожность, в состояние опасения.

Страх преодолевается волевым усилием, мыслительной деятельностью. Различные формы преодоления страха в опасных ситуациях приобретают черты храбрости (разумное действие в опасной обстановке), удали (действия, при недостаточно критическом мышлении), отваги (смелые действия, вызванные чувством долга).

Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный характер - гнев.

Фрустрация - стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.

Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Чувства - психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений.

Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности.

Чувства - это психическая форма отражения социальных потребностей. Отрицательные чувства вызываются отклонением обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Положительные - приведением обстоятельств к нормам, соответствующим мировоззрению данной личности.

Чувства обеспечивают интеграцию сознания, подсознания и поведения человека, являются адаптационным механизмом межличностного взаимодействия.

Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, с эмоциональной тупостью. Каждое третье тяжкое преступление против личности совершается из-за неприязни, ревности или мести.

Совесть - это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

Чувство чести - это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

Чувство вины - это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений. Чувство вины связано с нарушением норм, которые приняты личностью, интернализированы ею.

 

2. Психологические условия эффективности осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия - обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.

Осмотр места происшествия является следственным действием, основанным на чувственной сфере познания и направленным на отражение пространственно-предметного единства воспринимаемой обстановки, временной последовательности событий и на выявление их причинно-следственных связей.

Место происшествия выступает для следователя как информационно-содержательный комплекс (вещественный источник информации о механизме события преступления, личности преступника и потерпевшего, динамике их взаимодействия и мотивах их поведения).

В психологическом отношении осмотр места происшествия является особым эмпирическим методом исследования - включенным наблюдением. Особенности этого метода состоят в том, что исследователь преднамеренно активно взаимодействует с исследуемыми объектами на основе исходных знаний, конкретных предложений. Исследование ведется целенаправленно и планомерно на базе определенных методических приемов. Ведущей мыслительной операцией здесь является сравнение. При этом устанавливаются специфические изменения в объектах и выявляется смысл этих изменений на основе теоретического мышления. Результаты исследования строго контролируются и фиксируются.

Результативность включенного наблюдения определяется четкой постановкой задачи исследования, обоснованностью выдвигаемых предустановок. При этом возможны искажения результатов включенного наблюдения; они в значительной мере связаны с привычными, стереотипными суждениями, с тенденциозной направленностью исследователя. Первоначально возникшие установки могут порождать тенденциозность в интерпретации воспринимаемых явлений.

Объективность включенного наблюдения обеспечивается: 1) вариативностью предположений; 2) отказом от преждевременных обобщений и выводов; 3) многократностью наблюдения с измененных позиций; 4) контролем с помощью других методов исследования (например, эксперимента).

Активность включенного наблюдения проявляется как в общей поисково-исследовательской направленности, так и в осуществлении всевозможных проверочных действий.

Осмотр проводится системно - отдельные объекты объединяются в системы, комплексы, обусловленные сущностью изучаемых явлений, с соблюдением такого порядка наблюдения, чтобы ни один существенный для исследования объект не остался вне поля внимания.

При этом оценивается значение одного факта в системе других фактов, новое сопоставляется с известным. Так, анализируя способ взлома, возможность применения при этом определенного орудия, следователь сопоставляет эти факты с известными ему лицами, совершающими преступления аналогичными способами.

Осмотр места происшествия должен быть точным, полным, объективным и строго целенаправленным. Точность наблюдения не допускает смещения порядка последовательности отдельных элементов наблюдаемого целостного явления и предполагает четкое выявление исследуемых признаков.

Использование криминалистической техники значительно расширяет границы наблюдаемого и повышает точность наблюдения.

На основе наблюдений следователь делает предварительные вероятностные заключения.

При осмотре места происшествия следователь проявляет важнейшее профессиональное качество - криминалистическую наблюдательность, способность обнаруживать и юридически оценивать малозаметные обстоятельства и признаки объектов в качестве вещественных доказательств. Для раскрытия преступления существенными могут оказаться на первый взгляд мало значительные предметы: проездные билеты городского и железнодорожного транспорта, окурки, следы зубов, рук и ног, остатки пищи, следы губной помады, волокна тканей, остатки грунта, пыли, обрывки бумаги, отломанные части предметов, расположение предметов, исчезновение вещей определенного рода и другие признаки.

Следователь критически рассматривает объекты и их признаки с различных точек зрения, постоянно решая вопросы: «Что это значит?», «Почему и в связи с чем это произошло?». Во многих случаях следователь отвечает на вопрос: «Могло ли это произойти?»

Характер совершенного преступления, похищенные вещи свидетельствуют о возрастных особенностях, направленности интересов преступника. Взрослые воры похищают наиболее ценные вещи, подростки - вещи, наиболее для них привлекательные. Действия подростков нередко сопровождаются проявлением озорства, нецелеустремленности, нетранзитивности.

Итак, как неотложное и первоначальное следственное действие осмотр места происшествия является активным познавательно-поисковым процессом, в ходе которого формируется информационная база расследования. При этом обнаруживаются и исследуются отдельные состояния, свойства и признаки материальных объектов и их взаимосвязи с целью установления механизма происшедшего события, получения информации о личности преступника, мотивах совершенного деяния и всех иных обстоятельствах, подлежащих установлению при расследовании преступлений.

Результатом осмотра места происшествия является установление взаимосвязи отдельных доказательств, отражающих криминальную сущность расследуемого происшествия.

Существенным психологическим аспектом осмотра места происшествия является распределенность, сосредоточенность и переключаемость внимания следователя. Распределенность внимания особенно существенна на обзорной стадии осмотра. Следователь должен воспринять целостность обстановки места происшествия. При этом необходимо выделить наиболее значимые группы объектов, определить объекты, требующие максимального сосредоточения внимания.

Осмотр места происшествия связан с высокой распределенностью внимания, с перегрузкой оперативной памяти и в конечном итоге - с психологической напряженностью, которая может отрицательно повлиять на результативность следственного поиска. Поэтому определение исходных позиций, выдвижение четких вероятностных предположений, ограничение поля деятельности, строгая последовательность действий - важнейшее условие организации деятельности следователя при осмотре места происшествия.

Итак, психология осмотра места происшествия - это прежде всего психология мыслительной деятельности следователя, состоящая в концептуальном охвате эмпирических данных, обнаруживаемых на месте происшествия, в их вычленении, анализе в качестве юридически значимых фактов и объединении, синтезе во взаимосвязанные системы и в конечном итоге — в реконструкции расследуемого события по его отдельным проявлениям. При этом ход мышления следователя развивается в направлении от фиксации отдельных фактов к их групповым объединениям. На этой основе формируется вероятностно-информационная модель происшествия. Она является базой поиска новых фактов, в результате чего вероятностная модель события превращается в его достоверную информационно-логическую модель. Следователь преодолевает гностические барьеры — «молчание» одиночного факта, заставляет факты «говорить», объединяя их в объективно взаимообусловленные ансамбли. В ряде случаев он преодолевает и умышленно созданные преступниками «логические» барьеры - маскировку преступлений и фальсификацию доказательств.

 

3. Задача.

Для проведения следственного эксперимента необходимо несколько человек: в том числе пастухи (которые слышали звуки) и незнакомые с делом люди. Моделируя, воспроизводя звуки выстрела, следователь устанавливает:

• возможно ли осуществить определенные действия при данных условиях;

• возможно ли произвести данное действие за определенное время;

• имелась ли возможность слышать и различать определенные слова, звуки.

Основными требованиями к проведению такого эксперимента являются:

• проведение опытных действий в условиях, максимально приближенных к условиям, в которых осуществлялось проверяемое действие или событие. К этим условиям относятся:

• проведение следственного эксперимента в том же месте, где произошло событие; проведение эксперимента в то же время суток и года;

• проведение эксперимента при однородных физических условиях;

• при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т.п.);

• проведение эксперимента с использованием всех первоначальных средств действия (оружие);

• при той же величине заряда и направлении выстрелов.

Данная операция имеет пробно-проверочный, поисковый характер.

Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Сделанные выводы, заключения будут носить достоверный характер.

 

 

 

Список литературы

1. Аверьянова Т.Е., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2001.

2. Андреев И.С., Грамович Г.И., Поркбов Н.И. Криминалистика. – Мн.: Высшая школа, 1997.

3. Баев О. Я. Основы криминалистики: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2001.

4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: БЕК, 1997.

5. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. - М.: Юрист, 1997.

6. Васильев В.П. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 1997.

7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1997.

8. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Образцова. - М.: Юрист, 2001.

9. Криминалистика: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.Л. Яблоков. - М.: Юрист, 2002.

10. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юридическая литература, 1993.

 

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.1 KiB, 48 downloads)
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!