Психологические явления в процессе коммуникации

5 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В процессе вербальной и невербальной коммуникации люди оказывают влияние друг на друга. Иногда это влияние значитель­но, - история дает нам множество примеров, когда такие хариз­матические лидеры, как Жанна Д'Арк или Александр Суворов, могли вдохновить людей на подвиги, иногда - нет (вспомните не раз выслушанные вами в процессе жизни скучные наставления и сообщения, которые буквально «пролетели мимо ушей», не оста­вив заметного следа в вашем сознании). Оценивая степень воздей­ствия людей друг на друга в процессе коммуникации, психологи рассматривают такие явления, как заражение, внушение, убежде­ние и подражание.

Заражение. Под заражением обычно понимают передачу эмо­ционального состояния от одного человека к другому в процессе об­щения. Поговорив с сотрудником своего отдела, обеспокоенным перспективой грядущих сокращений рабочих мест, вы можете на­чать тоже испытывать тревогу, более того, вы можете передать это тревожное состояние следующему собеседнику. Эффект заражения характерен для больших групп людей, и его механизм носит назва­ние «цепной реакции» - от одного индивида к другому. Интересно, что в ходе такой «цепной реакции» первоначальная эмоция, кото­рой вы «заразились», усиливается: как будто каждый из участников цепочки что-то в нее добавляет. Заражение часто является следстви­ем распространения слухов, особенно если они касаются судьбы группы или организации, а также часто возникает в процессе пуб­личных выступлений харизматических личностей перед большой ау­диторией. Ярким примером массового психического заражения мо­жет стать паника.

Внушение. Медикам давно известен так называемый «эффект плацебо»: некоторым людям под видом высоко эффективного сред­ства можно дать таблетку из прессованного крахмала («пустышку», плацебо) и они объективно начинают чувствовать себя лучше. Это происходит в результате эффекта внушения. Внушением называют различные способы (вербальные и невербальные) воздействия на человека с целью создания у него определенного психического со­стояния и побуждения к определенным действиям. Чем ниже у че­ловека критическое отношение к действительности, тем более он внушаем, податлив по отношению к воздействию окружающих лю­дей. Внушаемые люди легко поддаются указаниям, советам других, даже если они противоречат их собственным убеждениям. В основе процессов внушения лежат механизмы ослабления сознательного контроля в отношении получаемой информации. Эффективность внушения зависит, прежде всего, от авторитета человека, передаю­щего информацию. Если информация о лекарстве исходит от ува­жаемого опытного врача, который уверяет, что оно обязательно по­может, - возникает эффект плацебо. Если пользующийся авторите­том руководитель, не раз выводивший организацию из кризиса, предлагает свою модель развития организации в убедительной и психологически грамотно построенной речи на собрании, - боль­шинство сотрудников поддержат его точку зрения. Внушение и за­ражение могут встречаться одновременно: например, действенная реклама направлена на то, чтобы вызывать к жизни эмоциональное заражение у потребителей, а в результате такого заражения осуществляется и внушение - внедряется мысль о превосходстве одного то­вара или услуги над другими.

Убеждение отличается от внушения тем, что передаваемая ин­формация принимается человеком сознательно, на основе рацио­нального, логического рассуждения. Если при внушении индивид усваивает готовый результат, вывод, сделанный другим, то при убе­ждении он самостоятельно (хотя и под руководством убеждающего) проделывает весь путь к полученному результату. Формированию устойчивых убеждений способствует наличие широких знаний в той или иной области, умение критически мыслить, накопленный ин­дивидом опыт. Если внушение направлено на эмоциональную сфе­ру человека, то убеждение воздействует на его интеллект. В этом смысле внушение - более быстрый путь для направления действий индивида, но убеждение надежнее и дает достаточно длительный эффект. Наверное, можно было бы пригласить в школу психиатра, практикующего гипноз, и в гипнотическом сне внушить всему клас­су мысль о том, что Земля круглая. Но ценность полученной таким образом информации была бы минимальной: вряд ли бы кто-то из класса смог объяснить, почему он считает Землю круглой. Поэтому в практике преподавания существует установка не на внушение, а на убеждение: в процессе изучения географий, физики, астрономии ученики формируют свои взгляды на мир, хотя и подвергаются убе­ждающему воздействию со стороны учителей.

Подражание. Воспроизведение одним человеком действий, при­вычек, поведения другого человека называют подражанием. Подра­жание бывает непроизвольным (когда неосознанно копируется по­ведение другого) и произвольным" (когда делается это сознатель­но - как правило, пытаясь стать похожим на того, кто пользуется в его глазах большим авторитетом). Подражание является одной из типичных форм давления группы на индивида: если ваши коллеги ходят на работу в строгих костюмах с галстуками, вы, скорее всего, станете следовать их примеру. Но подражание касается не только манеры одеваться, оно затрагивает практически все стороны жизни группы: в данной группе принято определенное поведение, которо­му человек подражает, принимая групповые «правила игры». Имен­но поэтому подражание является одним из психологических меха­низмов конформизма в поведении. Примером такого подражания, ведущего к конформизму, может стать слепое следование моде. Но подражание имеет и позитивную сторону: путем подражания проис­ходит обучение, оно помогает вхождению человека в новый коллек­тив, может способствовать развитию у него нужных организации черт и привычек.

В процессе коммуникации неизбежно возникают те или иные психологические явления, подобные описанным выше. Опытный менеджер организовывает общение таким образом, чтобы его вер­бальное и невербальное воздействие йа окружающих способствова­ло повышению эффективности деятельности сотрудников.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!