Психологические особенности упаковки товара

11 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Тема цвета бесконечно многообразна и многоаспект­на. Она включает в себя множество специальных вопро­сов и рассматривается не одной специальностью. Извес­тно, что можно говорить о цвете как о проблеме физи­ки. Цвет изучается в таких науках, как психология, физиология, медицина, культура.

Художника-дизайнера тема цвета касается непосред­ственно, какую бы конструкторскую, проектную или гра­фическую задачу он не решал. В системе дизайна упа­ковки цвет - один из самых важнейших и, несомненно, могущественных и активных элементов композиции. Он способен изменять наше представление о форме предме­та, его качестве, вкусе, принадлежности, вносить жи­вость и одухотворенность в упаковку. Цвет может вы­зывать самые противоречивые чувства и мнения, ассо­циации, поэтому знание специфики «цветных» вопро­сов позволяет корректнее решать задачи, связанные с оформлением упаковки.

Сегодня о цвете упаковки говорят как о некоем сиг­нале, как о специфическом языке, который на невер­бальном уровне передает нам некоторую информацию о продукте, товаре.

Мы воспринимаем цвет как бы на нескольких уров­нях: ассоциативном, культурном и общем, т. е. физио­логическом.

Есть такая пословица «На вкус и цвет товарищей нет». Тем не менее исследования в области психологии, медицины показали, что цвет, влияя на человека субъек­тивно (настроение человека, восприимчивость, харак­тер), вызывает у разных людей аналогичные или близ­кие эмоциональные реакции. Это позволяет нам гово­рить об объективности фактора психологического воз­действия цвета. Именно устойчивость некоторых ассо­циаций позволяет нам определять цвета как знаковые, сигнальные выражения определенных общих качеств, свойств, которые мы, такие разные, переносим на то, что видим.

В упаковке цвет всегда связан с формой. Он то «про­явлен» в цветных рисунках, фотографиях и шрифтах, лежащих на форме, то может сам становиться формой, окрашивать ее целиком. За многими цветами давно за-

крепились определенные ассоциации, в упаковке они стали предметными. Мало того, сами упаковки уже ис­торически привнесли в длинный список «цветных» ас­социаций устойчивые сигналы, по которым мы безоши­бочно угадываем масло и варенье, стиральный порошок и зубную пасту.

Рассмотрим некоторые цвета. Назовем их условно ос­новными и наиболее часто встречающимися. Только не­обходимо помнить о том, что малейшее изменение от­тенка цвета приводит к изменению ощущения ассоциа­ции, вызываемой им. Также следует помнить и о том, что описать цвет словами подчас очень трудно, потому что «вербальное» и визуальное не всегда равны, и та «цветная» терминология, которая существует в любом языке, оказывается неадекватной реальному цвету. Лю­бой цвет активно воздействует на человека, вызывая:

а) физические аналогии: мокрый, сухой, чистый, грязный, теплый, холодный;

б) весовые и пространственные аналогия: тяжелый, легкий, близкий, далекий;

в) цветомузыкальные ассоциации;

г) вкусовые ассоциации.

Конечно же, цвет воздействует и на нервную систему человека (медицинские аспекты): возбуждающий, успо­каивающий.

Цвета в упаковке часто кодируют определенные ка­тегории продуктов: морепродукты - зеленый, синий цвета; овощи - зеленый, желтый, красный; мясные продукты - красный.

Красный цвет в упаковке традиционно пищевой; он может выражать уровни вкуса от сладкого «конфетно­го» до острого «кетчупного» и крепкого «табачного». Все зависит от оттенка цвета и от продукта, который мы наделяем определенным цветом и качество которого хотим передать.

Зеленый цвет широко применяется в молочной про­мышленности как сигнал биопродукта. Использование зеленого цвета в оформлении сигарет указывает на их ментоловый свежий вкус.

Кадмий желтый - «вкусный», «хлебный», «яичный». Желто-лимонный - кислый, острый, солоноватый, хи­мический и т.д.

Эта живая вибрация цвета, конечно, удивительна, но коварна бесконечно. Неточное «попадание» цвета на упаковке легко изменит ощущение от приятного пище­вого до химического «несъедобного». Красный вдруг станет «вульгарным» и совсем не таким благородным, как хотелось бы. Такие изменения происходят с цветом не только из-за погрешностей при печати. Не надо за­бывать и о том, что цвета взаимно влияют другу на дру­га, создавая новые контрасты и изменяясь при этом. Неорганизованное многоцветье становится хаотично-бес­порядочным и действует утомительно, цветовая моно­тонность безразлична и вяла.

Цвета меняют не только ощущение вкуса, но и вли­яют на восприятие качества продукта, товара. Так, тра­диционно присутствие в оформлении золотого цвета считается символом высокого качества, но явный «пе­ребор», увлечение золотыми украшениями, орнамен­тами, шрифтами нередко делает продукт, наоборот, де­шевым.

Следует постоянно помнить еще об одном важном фак­торе, о котором речь шла выше, и который может суще­ственно изменить ощущение и восприятие рекламы. Это характер освещения упаковки товара уже в торговом зале, на прилавке магазина. Позже психологи устано­вили важность этого фактора, описывая такое явление как «эффект Пуркинье», когда при ослаблении освеще­ния цвета красной половины спектра темнеют больше, чем цвета сине-фиолетовой его половины. Поэтому соотношение цветов изменяется: зеленый становится свет­лее желтого, синий - светлее красного.

«Субъективный цвет предмета» при искусственном освещении может быть совсем другим по сравнению с цветом при дневном или вечернем- освещении, и- уже из «эффекта Пуркинье» следует, что цветовая гармония какой-либо упаковки в зависимости от освещения бу­дет совсем различной. Например, красный цвет при ис­кусственном освещении, изменяясь по цветовому тону, становится более насыщенным и ярким, а по светлоте - светлеет. Желтый - белеет и светлеет, зеленый - жел­теет и светлеет, голубой - зеленеет и темнеет, синий - теряет яркость (жухнет) и темнеет.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!