Психологические особенности младенчества

Социальная ситуация, в которой находится ребенок, выражается словом «мы» - ребенок ничего не может сделать без взрослого. Эта ситуация приводит к новому типу деятельности - непосредственно-эмоциональному общению ребенка со взрослым, что служит признаком физического и психического здоровья.

В первом полугодии содержание общения сводится к выражению абсолютно положительного и бескорыстного отношения к другому. Ребенок любит мать не за то, что она что-то делает для него, ухаживает, кормит, а просто потому, что она есть. С.Л. Рубинштейн определил эту любовь как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире». Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания (главная коммуникативная потребность). Единственный протест, который выражает ребенок, - это против своей «незамеченности»

Акт хватания (4-5 мес.) открывает новый период, в котором появляется новая манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым, а также изменяются отношения ребенка со взрослым. Социальная ситуация «мы» взрывается изнутри - «ребенок - предмет - взрослый».

7-8 мес. ребенок решительно отодвигает лицо взрослого при ласковом разговоре, и пытается трогать все доступные для манипулирования предметы.

Общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить у же не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего, в соучастии, практическом сотрудничестве.

Мотивы общения: деловые.

Средства общения: предметные действия..

Условия возникновения потребности в сотрудничестве: удовлетворение потребности во внимании; организация взрослым реального взаимодействия с предметами.

Появление ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии ребенок одинаково реагирует на положительные и отрицательные воздействия взрослого, проявляя положительные эмоции.

При переход к ситуативно-деловому общению у детей появляются негативные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним.

После 5-6 мес. появляется различение и соответствующая реакция на знакомых и незнакомых людей. К близкому взрослому ребенок испытывает ярко выраженную привязанность, которая формируется к концу первого полугодия жизни (дети до 6 мес. легко и безболезненно адаптируются у новым условиям при усыновлении). После 7 мес. Дети очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью.

В первом полугодии идет интенсивное развитие сенсорных систем, развитие которых опережает развитие двигательной сферы. Сенсорные механизмы будущих ориентировочных реакций - сосредоточение, слуховое восприятие, тактильная чувствительность, слежение.

Двигательная сфера начинает активно развиваться, когда у ребенка появляется акт хватания (на 5-м мес.) - первое целенаправленное хватательное движение после возникновения фиксации на предмете. После этого начинает развиваться произвольная сфера движений.

Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения как совместная деятельность.

С появлением акта хватания у ребенка развиваются:

-     предпосылки восприятия;

-     согласные звуки (по Л.С.Выготскому);

-   рука ребенка,  которая  ведет за собой манипуляции с мелкими предметами (7-10 мес.), что способствует развитию мелкой моторики;

-     движения руки ведут к активному развитию ВНД.

Возникновение и развитие манипулятивных действий знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.

Характеристика предметной деятельности во втором полугодии:

  1. Неспецифические предметные действия.
  2. Интенсивное развитие    хватательных    движений    и    манипулятивных    действий (подстраивание пальцев руки под предмет при схватывании).
  3. Направленность на результат.
  4. в 10-11   мес.   ребенок   начинает   манипулировать   с  2-мя  предметами.   Появляются соотносящие    действия,    благоприятно    влияющие    на    формирование    наглядно-действенного мышления.
  5. К концу года ребенок осваивает специфические действия.

Помимо   развития   манипулятивных   действий   двигательное   развитие   ребенка заключается в следующем:

  1. Ребенок имеет большую потребность в движении, которую должен удовлетворять взрослый.
  2. В 2,5 мес. ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.
  3. В 4-5 мес. научается переворачиваться.
  4. Во втором полугодии ребенок начинает ползать, садиться. В 8 мес. встает, держась за опору, передвигаться от опоры к опоре.
  5. В 12 мес. овладение прямохождением, что отделяет ребенка от взрослого физически и расширяет ориентировку в окружающем.

На основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес.); воспроизведение (на 8 мес.).

Психологические новообразования первого года жизни

  1. Развитие ребенка происходит посредством взрослого (появление первого социального жеста - улыбки, адресованной другому человеку).
  2. У ребенка развивается восприятие, представление о предметах окружающего мира, познавательная активность.
  3. На протяжении всего младенческого возраста возникает и развивается потребность в общении, которое является решающим фактором, определяющим вое линии развития.
  4. Появляется способность к пониманию речи и активная речь как необходимое условие удовлетворения потребности в общении по поводу предметов.
  5. Овладение предметными действиями, что изменяет содержание  и  мотивы одной ведущей деятельности (эмоционального общения) и возникает другая - ситуативно-деловое общение. Это создает предпосылки возникновения и развития наглядно-действенного мышления.
  6. Овладение ходьбой как основа физического отделения от взрослого и разрушения старой социальной ситуации.

Характеристика кризиса первого года

Развитие  ребенка  в  младенчестве  происходит посредством  взрослого,  который удовлетворяет органические потребности и потребность в общении. Противоречие: ребенок нуждается в максимальном внимании, удовлетворении потребностей со стороны взрослого, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на взрослого. Это противоречие решается па протяжении всего младенческого периода. Во второй полугодии взрослый расширяет ребенку мир предметов посредством делового общения, а ребенок производит действия с предметами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!