Психодиагностика личностных особенностей с помощью методики «Д-Д-Ч»

«Дом, дерево, человек» - рисуночная проба применяется для изучения представлений ребенка о себе через представление о своем физическом «Я». Процедура проведения этой рисуночной пробы : проводится с ребенком беседа после того, как он закончит выполнение задания. Качественный анализ рисунков также осуществ­ляется с учетом содержательных и формальных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка здесь считаются расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, выбор цвета, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение де­талей.

Содержательные аспекты анализа включают в себя осо­бенности нарисованного объекта, динамичность или ста­тичность фигур, построение объекта, его символика. Для качественного анализа рисунков используются три аспекта оценки: а) детали рисунков; б) их пропорции; в) перс­пектива рисунков.

Детали рисунка. Считается, что детали рисунка отража­ют заинтересованность ребенка в каждодневной жизнен­ной ситуации. Обследуемый может показать на своем ри­сунке, какие детали имеют для него жизненную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если ребенок пропускает основные детали ри­суемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить, в частности, не­которые конфликты, страхи, переживания ребенка.

Пропорции рисунка отражают чаще всего психологичес­кую значимость и ценность для ребенка вещей, ситуаций, отношений. Динамика рисунка (бегущие, играющие, танцу­ющие или статичные фигуры, изображенные на рисунке) показывает активное, творческое отношение ребенка к сво­ей жизни. Пропорция может рассматриваться, в частно­сти, как отношение целого рисунка к данному простран­ству бумаги или как отношение одной части целого рисун­ка к другой его части.

Перспектива рисунка показывает более сложные отно­шения ребенка к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на расположе­ние рисунка на листе бумаги по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдель­ных частей рисунка, динамичность нарисованного объекта.

Эти особенности рисунка помогут выявить не только отношение ребенка к самому себе (позитивное или нега­тивное), но и оценку отношений к ребенку значимых взрослых из его окружения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!