Психодиагностика личности

Личностная диагностика — диагностика, направ­ленная на получение информации о темпераменте, ха­рактере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и дру­гих психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Диагностика личности осуществляется с помощью личностных опросников. Прототипом современных опросников считают разработанный Р.Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симпто­матикой.

Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответ­ствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) зна­чительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направ­ленности можно подразделить на:   опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла); опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка); опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера); опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);  опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следу­ет различать:    опросники факторные, для конструирования которых используется фак­торный анализ (например, опросники Р. Кеттелла); опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-клю­чевого принципа (например, ММРI).

Опросник Кэттелла «Шестнадцать личностных факторов» -  принадлежит к числу наиболее распростра­ненных личностных опросников. Впервые опублико­ван Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство вышло в 1970 г. Данный опросник предна­значен для измерения 16 факторов личности и явля­ется реализацией подхода к ее исследованию на ос­нове черт. Возможно применение опросника как в индивидуальном порядке, так и при групповом обсле­довании. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Кэттелл называет конституционными факторами: фактор А — «замкнутость — общительность»; В — «ин­теллект»; С — «эмоциональная устойчивость»; Е — «доминантность — подчиненность»; F — «экспрессив­ность»; G — «нормативность поведения»; Н — «сме­лость»; I — «чувствительность»; L — «подозритель­ность — доверчивость»; М — «практичность»; N — «дипломатичность»; О — «уверенность в себе»; Q1 — «консерватизм»; Q2 — «конформизм»; Q3 — «самокон­троль»; Q4 — «напряженность»; MD — «адекватность самооценки».

В настоящее время разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образова­нием не ниже, чем 8 — 9 классов). В обеих формах оп­росника по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопро­сов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреж­дают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно

«Миннессотский многомерный личностный опросник» MMPI - один из наиболее распространенных личностных тес­тов, применяемый для диагностики индивидуально-психических особенностей нормальных людей и людей с психическими отклонениями. Опросник предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, диагностики степени адаптированности, изучения структуры клинического состояния, а также для выявления устойчивых профессионально важных склон­ностей. Предложен С.Хатуэем и Дж.Маккинли в 1940 г. Опросник состоит из 550 утверждений, образую­щих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) долж­ны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отме­чаются также сведения об испытуемом и время, затра­ченное на ответы. Завершается обследование построением профиля личности, который вычерчивается на специальном бланке, где балльные оценки переводятся в стандарт­ные (Т-оценки). Профиль MMPI (СМИЛ) представляет собой графическое изображение соотношений количе­ственных показателей базисных шкал, каждая из кото­рых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции.

MMPI широко применяется в отечественных пси­ходиагностических исследованиях. Адаптация опрос­ника началась еще в 60-е гг. XX века. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений. Ф.Б.Березиным с соавторами разработана оригинальная интер­претация шкал опросника, осуществлена его тщатель­ная стандартизация.

«Цветовой тест Люшера» основан на представлении о том, что выбор цвета отражает характер направленности личности на определенную деятельность, особенности на­строения и функционального состояния, а также наиболее устойчивые черты личности. Мнения о психодиагностичес­кой ценности этой методики противоречивы, хотя опреде­ленные тенденции к стабильности получаемых результатов обследования отмечаются многими авторами. Интерпрета­ция показателей этого теста весьма сложна и требует от пси­холога специальной подготовки и опыта, как, впрочем, и для использования других методов изучения личности. Краткий вариант теста (восьмицветовой ряд) пред­ставляет собой набор таблиц разного цвета: 1) темно-си­него; 2) сине-зеленого; 3) оранжево-красного; 4) желтого; 5) фиолетового; 6) коричневого; 7) черного и 8) серого. Цве­та разделяются на основные (первые четыре) и дополнитель­ные. Основные цвета: синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность), зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство), оранжево-красный (степень во­левого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение), желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость). Дополнительные цвета (5—8) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением.

Тест заключается в том, что обследуемый выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала цвет, который нравится более всего, затем цвет, стоящий по привлекатель­ности на втором месте, и т. д. до последнего цвета, который вы­зывает наибольшую антипатию. Более глубокая интерпретация результатов обследова­ния проводится на основе сопоставления цветовых выборов и, в частности, цветовых пар в различном их сочетании, а также по развернутой характеристике психологического со­держания цветовой символики.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!