Психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина

В настоящее время сложилось два понимания психодиагностики: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая дея­тельность.

В первом понимании психодиагностика выступает, непосредственной теоретической, основой диагности­ческой деятельности психолога-практика. Психодиаг­ностика как научная дисциплина - это отрасль научного знания, изучающая природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагности­ческих средств принятым общенаучным и методоло­гическим требованиям; разрабатывающая основные методические требования, предъявляемые к различ­ным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучающая основания достоверности ре­зультатов практической психодиагностики; разраба­тывающая основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики.

Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследо­вание. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и испытание мето­дики регистрации выявленных признаков. Результатом в данном направлении считается разработка и внедре­ние в практику психодиагностических методик.

Психодиагностика как практическая деятель­ность представляет систему методов и процедур, включающую непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы, а также определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, к условиям проведения психодиагностической работы в целом.

В ходе психодиагностической практики проводит­ся обследование испытуемых с использованием уже разработанных методик, а результатом является по­лучение информации о психических свойствах и осо­бенностях конкретных людей. Психодиагностическое обследование (практическое) - процесс приме-нения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведений о психических свойствах конкретного испы­туемого. Результаты психодиагностических измере­ний могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретических предположений различных психологических направлений.

Перечислим основные отличия методов практи­ческой психодиагностики от исследовательских ме­тодов: 1) краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, об­работку и интерпретацию результатов);2) измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления; 3) наличие способов соотнесения полученных ре­зультатов с соответствующими нормами; 4) основные задачи их применения связаны с ре­шением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единично­го объекта измерения (для исследовательских наоборот — получение нового знания, выявле­ние отдельных фактов у множества единичных объектов); 5) регламентация, стандартизированность проце­дуры психодиагностического обследования.

Таким образом, психодиагностика как сфера на­уки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагно­стики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека (груп­пы). Теоретическая психодиагностика научно обосновы­вает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В основе различий научно-исследовательской и практической психодиагностики лежат задачи, сто­ящие перед практическими психологами  и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориенти­рован на обнаружение неизвестных закономерностей,  а результатом является выделе­ние общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик, напротив, ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!