Психодиагностика агрессии

Изучать агрессивное поведение у людей особенно трудно, ибо оно само по себе опасно. Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске «ес­тественно возникающих» случаев агрессии и регистрации событий, сопутствую­щих инциденту. Например, исследователь может отправиться по злачным местам, барам, ресторанам, записывая, кто вел себя агрессивно и какие агрессивные дей­ствия совершал (например, бил посуду, кричал). Схожий метод сводится к опросу людей — каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких не экспериментальных и неманипулятивных подходах ис­следователь избегает любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред. Эти методы часто оказывались полезны и внесли ценный вклад в наше понима­ние агрессии. Действительно, в некоторых случаях неманипулятивные процеду­ры — единственно допустимые из соображений безопасности или этики. Несмотря на немалые достоинства таких процедур, им зачастую вредит один главный недостаток: полученные с их помощью данные нередко бывают неодно­значными с точки зрения выявления причинно-следственных связей. Иначе гово­ря, исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конк­ретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию.

Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности ис­следователя в выявлении их агрессивности. В самом деле, если спрашивать прямо, многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных действиях. Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто прихо­дится маскировать направленность вопросов. Стандартный опросник Штрауса и Штайнметца «Шкала тактики поведения в кон­фликтах», состоит из списка нарастающих по агрессив­ности действий. Респонденты указывают степень, с которой они и/или члены их семьи проявляли данное поведение в отношениях друг с другом за указанный период времени. Это позволяет исследователю одновременно определить агрессивность самого респондента и то,  в какой мере он был объектом агрессивных действий со стороны других людей.

Иногда опросники, в отличие от упомянутых выше анкет, предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов – тест враждебности по Бассу и Дарки.  Авторы методики установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия). Исследователи создали начальный массив из 105 вопросов типа «да-нет», не­которые позаимствовав из других тестов, а некоторые составив заново. Особое внимание уделялось такой формулировке вопросов, чтобы на ответы испытуемых не влияли их защитные тенденции (то есть нежелание показаться агрессивными или желание продемонстрировать социально одобряемые качества). Уменьшение социального давления в вопросах достигалось за счет того, что 1) предполагалось, что агрессивное поведение уже имеет место, и спрашивалось просто о форме на­падения (например, «когда я разозлюсь, я ругаюсь»); 2) предлагалось оправдание для агрессии (например, «люди, которые постоянно достают вас, напрашиваются на удар в нос»); 3) использовались охотно одобряемые идиомы (например, «если кто-то ударит меня первым, я ему покажу»).

Для диагностики агрессивности используют также проективные методики. Два наиболее часто используемых проективных метода — Тест тематичес­кой апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха — применяются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов. Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происхо­дит и что предшествовало событиям на картинке.

В случае теста Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карто­чек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или о чем ему напоминают. Хотя существует множество систем для измерения гневной или враждебной реакции испытуемого, наиболее часто применяется система, разработайная Элизаром). В этой системе ответы разносят по шести ка­тегориям, отражающим некоторые аспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; предметы, используемые в агрессивных целях; описания враждебного, злобного или агрессивного поведения; символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентности или двусмысленности; нейтральные отве­ты, ничего не говорящие о гневе и враждебности. Например, если человек говорит, что одно из пятен напоминает схватку зверей, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен засчитываться в качестве агрессивного. Сходным обра­зом, если испытуемый утверждает, что увидел в одном из пятен пистолет, его ответ должен рассматриваться как агрессивный.

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу  являет­ся полупроективной техникой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события.  Испытуемым показы­вают комикс, где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из кото­рых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Задача испыту­емого — вписать ответ фрустрированного героя в облачко, выходящее из его рта. «Предполагается, что испытуемый сознательно или бессознательно отождествля­ет себя с фрустрированным героем... в каждой изображенной ситуации». Ответы классифицируются по «направленности» и «типу» агрессии. Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствия, раз­решить фрустрирующую проблему. Хотя Розенцвейг сообщает о высокой внутренней согласованности, другие исследователи выявили низкую устойчивость по категориям подсчета баллов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!