Психическое развитие в раннем детстве

Социальная ситуация развития в ранней возрасте. К концу 1-го года жизни социальная ситуация развития полностью меняется. В ней появились два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый, между которыми предмет.

Предметная деятельность и ситуативно-деловое общение.

Общение ребенка со взрослым во 2-ой половине младенчества начинает опосредоваться предметами. Но ребенка привлекают физические свойства, а не способы действия. Объективная зависимость ребенка от взрослого и стремление к самостоятельности (противоречия) разрешаются в новой социальной ситуации - сотрудничестве (совместной деятельности) со взрослым. Содержание - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, а вместе с предметом передает способ действия с ними.

Противоречие: способ действия с предметами принадлежит взрослому, а ребенок должен овладеть этими способами. В данном случае  общение перестает быть ведущим видом деятельности, оно протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Новой социальной ситуации и разрешению противоречия способствует новый вид ведущей деятельности - предметной. Общение становится формой ее организации. Предметная деятельность является ведущей в раннем детстве, т.к.:

1)   в ней возникают основные новообразования (речь, наглядно-образное и символическое мышление, процессуальная игра);

2)   происходит развитие личности (утверждение своего Я, стремление к достижению результата);

3)   в ней получают свое развитие трудовая, изобразительная, конструктивная деятельность.

Развитие предметной деятельности

  1. Неспецифические манипуляции (6-7мес.) вся активность ребенка направлена на сам предмет (схватывание и удержание).
  2. Специфические действия (10-12 мес.), но это воспроизведение действий взрослого. Эти первичные манипуляции закреплены за теми единичными предметами, на которых были выполнены вместе со взрослым и усвоены. Само действие еще не отделено от вещи, а вплетено в ее свойства.

На 2-м году появляется возможность переноса действия на другие предметы (до 1г.3 мес.). Общая схема действия уже отделяется от конкретных предметов, но смысл и человеческое значение действия еще не выделены для ребенка (функциональное действие).

Перенос действия: 1) с одного предмета на другой - обобщение функций предмета (чашка - кружка, стакан); 2) перенос действия в другую ситуацию.

Наряду с игрушками, изображающими предметы, ребенок сталкивается с настоящими вещами - орудиями (имеют строго определенную функцию и пользование ими предполагает строго фиксированный способ действия).

  1. Овладение предметно-опосредованными действиями (до 2-х лет). Ручные действия: предметом действуют так, как самой рукой. Орудийные действия: рука подчиняется требованиям орудийных приемов (подстраивается).

Перестройка ручных и орудийных действий происходит под влиянием образца, который дает взрослый, т.е. овладение орудийными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослый передает ребенку общественно выработанные способы предметов. Развитие предметного действия происходит от совместного со взрослым действия до самостоятельного использования (ложка).

При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия и смысл действия, и лишь затем на этой основе его операционально-техническая сторона. Освоение этой стороны действия происходит не путем прилаживания к образцу, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием.

  1. Свободное пользование предметами.
  2. Ребенок начинает использовать предметы-заместители (неспецифические действия). Это говорит о том, что у ребенка появляется знаковая функция сознания. Одновременно в играх, где ребенок использует действия с предметами-заместителями, ребенок начинает изображать взрослых. В этот период появляются новые виды деятельности (рисование, конструирование, трудовая деятельность),

В предметной деятельности происходит развитие восприятия, которое целиком определяет поведение и сознание ребенка. Ни одна функция не переживает такого расцвети в раннем возрасте, как функция восприятия». Именно восприятие определяет функцио­нирование и развитие всех познавательных процессов. Вос­приятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Появление соотносящих и орудийных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различ­ные свойства предметов, главными из которых сначала явля­ются форма и величина. Ориентация на цвет появляется позднее. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительным, сенсорным действиям, что способ­ствует формированию образов и представлений.

Игровая деятельность ребенка раннего возраста

Игры как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста не существует. Но на 2-м году жизни игра отделяется от предметно-практических действий я становится специфическим занятием ребенка.

1    В 1 г. 3 мес.  -   1г. 6 мес.   -  отобразительная игра.

  1. В конце 2-го года - последовательные и согласованные действия.
  2. На 3-м году - использование предметов-заместителей (первые проявления воображения и творчества). Игра  носит  процессуальный   характер:   игровые  действия   одноактны, стереотипны, не связаны друг с другом. Ребенок еще не осознает, что играет, он просто манипулирует с предметами.

4 Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым (превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в холе которого он открывает новый способ действия с предметами и изобретает свои собственные способы замещения).

Характеристика кризиса 3-х лет

Всякий кризис - это выделение собственного «Я», он представляет собой ломку взаимоотношений между ребенком и взрослым, которые существовали до этого времени.

К 3-м годам у ребенка появляются собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослого; изменяется позиция ребенка: он отделяет себя от взрослого, осознает свое возможности, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости.

Суть кризиса: ребенок вследствие возросшей самостоятельности сравнивает свои действия с действиями взрослого, что влечет возникновение феномена «Я - сам», и это новообразование приводит к распаду прежней социальной ситуации.

Кризис проявляется в сферах: отношение к предметному миру; отношение к другим людям; отношение к себе

Если не появляется новый смысл взаимоотношений между взрослым и ребенком, кризис принимает затяжное и негашеное течение.

1     Негативизм - стремление делать вопреки просьбам взрослого (не делает только потому. что ребенка об этом попросили). Негативизм всегда социально окрашен, т.к. обращен ко взрослому.

2    Упрямство (настаивание на своем, только потому, что ребенок этого потребовал). По сути, ребенок требует, чтобы с ним считались как с личностью.

  1. Строптивость (центральный  симптом).   Протест  направлен   не  против  конкретного взрослого, а против образа жизни.
  2. Своеволие тенденция к самостоятельности.
  3. Бунт против окружающих (протест). Ребенок находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, проявляет агрессию.
  4. Обесценивание ребенком личности близких (оскорбление родителей).
  5. Деспотическое подавление окружающих (особенно в семьях с единственным ребенком; в семьях с несколькими детьми - ревность, агрессия по отношению к младшим).

Личностные образования кризиса 3-х лет.

  1. Осознание собственного Я вследствие отделения себя от взрослого («Я - сам») и вступление в новые отношения со взрослым. В результате этого отделения взрослый как бы впервые возникает в детской жизни и мир ребенка превращается в мир взрослых людей.
  2. Обостренное чувство собственного достоинства.
  3. Возникновение «гордости за достижения»:

-     стремление к достижению результата своей деятельности;

-     демонстрация успехов взрослому с обязательным одобрением.

  1. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, что ведет к бурному росту самосознания.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!