Психическое развитие в дошкольном детстве

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст условно делится на следующие периоды:

с 3 до 4 - младший дошкольный возраст

с 4 до5 - средний дошкольный возраст

с 5 до 7 - старший дошкольный возраст

С 3 до 7 лет внешний облик ребенка заметно меняется, хотя скорость изменений невелика. За 4 года рост добавляется до 25 см, вес - до 7 кг.

Организм развивается неравномерно, вследствие чего меняются пропорции тела. Увеличение веса происходит за счет развития мышц. У мальчиков интенсивнее развивается мышечная ткань, у девочек - жировая. С 3 до 7 лет совершенствуются многие двигательные навыки и координация движений (езда на велосипеде, игра в мяч).

На основе познания социальной действительности со стороны предметов, созданных людьми, у ребенка появляется центральное новообразование раннего детства - система «Я», которая порождает новую потребность - действовать самостоятельно.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Он впервые может выйти за рамки своего семейного мира и установить отношения с миром взрослых. Ребенок начинает стремиться к выполнению таких действий, которые он видит у взрослых, но которые ему еще не по силам.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять эти функции ребенок не может.

Противоречие: между новыми возможностями ребенка, потребностью в самостоятельной деятельности, быть как взрослый и прежней системой отношений со взрослым, невозможностью без его помощи выполнять эту деятельность.

Социальная ситуация: ребенок - взрослый (период интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности; развивается мотивационно-потребностная сфера). Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает ребенок (игровая, изобразительная, продуктивные виды, трудовая).

Основные психологические новообразования дошкольного возраста

  1. Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер - дети моделируют взаимоотношения людей (в игре), создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами   (заместители);   создают   модели   изображаемого   предмета   или ситуации (в рисунке, поделке)
  2. Значительное расширение рамок общения со взрослым за счет овладения речью по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем.
  3. Возникновение внутренней психической жизни к внутренней психической регуляции поведения (в раннем возрасте - ситуативность поведения). В раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией; в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определить свое поведение. Это возможно благодаря целому ряду новообразований в психике и сознании ребенка.
  4. Центральной психической функцией является память, которая определяет остальные процессы (например, мыслительный процесс - не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта).
  5. Появление способности действовать в плане общих представлений (установление простых причинно-следственных отношений, которые не даны  в непосредственном чувственном опыте).
  6. появление первого целостного детского мировоззрения (картины мира), ведущим в котором является процесс воображения.
  7. Становление новой внутренней позиции и нового уровня сознания своего места в системе общественных отношений,    основанное   на   осознании   своих    возможностей   и способностей.   Чтобы   включиться   в  мир   взрослых,   надо  долго   учиться.   Конец дошкольного возраста знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую и более значимую деятельность -учебную.
  8. Возникновение произвольного поведения  (поведение  из  импульсивного  становится опосредованным нормами и правилами поведения). Предварительный образ своего поведения - регулятор действий ребенка.
  9. Освоение широкого круга деятельности
  10. Возникновение первых этических инстанций; соподчинения мотивов; самооценки и личного самосознания (начинает осознавать не только свои действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь)

Основные симптомы кризиса семи лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется {возраст «вытягивания») - быстро вытягивается в длину, появляются первые постоянные зубы. Манерничание (без всякой причины начинает капризничать; в поведении появляется кривляние, вертлявость, которая не мотивирована внешне, что вызывает не смех, а осуждение других. Душа ребенка становится закрытой, он начинает играть роль, что-то при этом скрывая).

  1. Утрата непосредственности (вычурное поведение является одним из наиболее очевидных проявлений). По       Л.С.Выготскому,       главная       причина      -       недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением,   изобразить,   чего   нет   на   самом   деле   (переживания   опосредуются представлениями «как надо»).
  2. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он это скрывает.
  3. Непослушание, игнорирование призывов взрослых.
  4. Стремление к выполнению «взрослых» обязанностей. Зачастую проявление агрессии.
  5. Интерес к своему внешнему виду (отвергает предлагаемую одежду под предлогом «Я не маленький».
  6. Установленные взрослым правила становятся воплощением «детского» образа жизни, который отвергается. Ребенок стремится встать на позицию взрослого, чтобы утвердить себя в новой роли.

Основным противоречием является противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Данное противоречие разрешается в новой ведущей деятельности-игре.

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой ребенок берет на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях воспроизводит деятельность взрослых и их отношения путем моделирования. Именно в игре ребенок проживает и прорабатывает те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни.

Влияние игры на развитие психических и личностных качеств ребенка

  1. Произвольность поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия.
  2. Умственное развитие ребенка. Игра носит символический характер, поэтому очень важна функция обобщения. Используя предметы-заместители, ребенок начинает действовать с мыслимом, условном пространстве, т.е. переходит к мышлению в плане образов и представлений.
  3. Воображение. Игровые действия происходит в воображаемой ситуации.
  4. Общение со сверстниками, обмен информацией. Дети начинают учитывать желания и действия другого, строить и реализовывать совместные планы.
  5. Эмоциональная сфера. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, т.к. он еще испытывает нехватку вербальных средств (игрушки - это слова, а сама игра - речь). Ребенок осмысливает в игре свой опыт, прежде всего, - эмоциональный.
  6. В игре складываются другие виды деятельности (рисование, конструирование, трудовая, познавательная).
  7. Игра - это первая школа социального научения (основной мотив - не получение результата,   а  сам   процесс  выполнения   действия,   «проработка»   содержания  рол» взрослых).

Структура сюжетно-ролевой игры

  1. Центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. При этом ребенок действует как взрослый, как бы отождествляя себя с ним Роль воплощает в себе связь ребенка с обществом. Д.Б.Элъконнн предложил рассматривать роль как основную единицу игры, которая осуществляется в игровом действии, а не в уме.
  2. Сюжет - область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семы, магазин). Сюжет отражает конкретные условия жизни ребенка (в разные исторические эпохи в зависимости от социальных, семейных, бытовых условий). Основной источник  сюжетов   ролевых   игр  -  знакомство  ребенка  с  жизнью   и деятельностью взрослых. Современные  негативные тенденции - снижение уровня ролевых игр; примитивность и однообразие сюжетов; воспроизведение в играх сюжетов и ролей из телесериалов. Причиной такого состояния является то, что ребенок все более отдаляется от взрослых, не видит и не понимает их деятельности; проводит много времени у телевизора.
  3. Содержание - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях.   В   содержании   выражено   более   или   менее   глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей, т.е. то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжет, но прежде всего содержание игр (например, игра в семью может иметь разное содержание). Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе, но и отражает их.
  4. Игровые действия - действия со значением, которые носят изобразительный характер.
  5. Воображаемая ситуация («как будто») - игровое поведение, которое рождает игровые действия.
  6. Правила игры - предписания, которые устанавливают логический порядок игры.
  7. Выигрыш (результат) - то, как осуществляется роль; удовольствие и положительные эмоции; в подвижных играх - победа, соперничество, которое является внутренней пружиной игровых действий.

Таким образом, игра является свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью. Но именно в игре ребенок быстрее всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает на себя систему жесткой необходимости выполнения определенных действий, т.к. свобода в игре - относительна. Но ребенок берет на себя эти ограничения добровольно, и подчинение принятому закону доставляет ему максимум удовольствия (преодоление непосредственных побуждений).

До начала игрового взаимодействия в группе существует сложившаяся система взаимоотношений, в которой ребенок занимает тот или иной статус. Эта реальные внутригрупповые взаимоотношения определяют роли играющих.

Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

1.Содержанием игр младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, отражение трудовой деятельности взрослых (варят кашу, режут хлеб). При этом результат действия детьми не используется (хлеб не ставится на стол, каша не раскладывается по тарелкам). Роль определяется характером действия, а не существует в сознании ребенка.

  1. В среднем дошкольном возрасте основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли ярко очерчены еще до начала игры; выделяются игровые действия (каша раскладывается по тарелкам на обед). Действия выполняются не ради них самих, а для осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с ролью.

3.Содержание игры старших дошкольников - выполнение правил из взятой на себя роли, регулирующих поведение и отношения людей.

  1. Конфликты в игре:

- младший   дошкольный   возраст:   из-за  обладания   предметом,  с  которым   будет производиться игровое действие (нередко можно наблюдать 2 шоферов, мам);

-  средний дошкольные возраст: ссоры из-за ролей;

- старший дошкольный возраст: игра начинается с договора, а споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

Условия (предпосылки) возникновения и развития игры

  1. Умение ребенка подражать действиям взрослых (младенчество).
  2. Наличке предметных или орудийных действий (ребенок может использовать предмет по назначению и в качестве заместителя).
  3. Наличие разных впечатлений. Дети из домов ребенка лишены возможности интенсивно общаться и наблюдать жизнь взрослых во всех ее проявлениях, поэтому их игровая деятельность свернута и скупа.
  4. Наличие переноса действий с одного предмета на другой (гибкость дает возможность долго развивал, сюжет с небольшим количеством игрушек).
  5. Роль взрослого. Игра складывается под руководством взрослого и в совместной с ним деятельности. Руководство игрой - сложный процесс, при котором необходимо давать простор детской инициативе. Этот процесс требует глубоких теоретических знаний игровой деятельности и внутренних законов игры.

Руководство игрой включает:

1)   умение   наблюдать игру,   анализировать   и   оценивать   уровень   развития   игровой деятельности;

2)   проектировать развитие игры и планировать определенные приемы;

3)   обогащать впечатлениями детей и выбирать наиболее яркие сюжеты;

4)   организовать начало игры;

5)   использовать   косвенные   приемы   руководства   (вопросы,   напоминания,   подсказки, советы);

6)  умение изменять характер и содержание общения между детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности;

7)  включаться в игру на главных и второстепенных ролях;

8)   умение предложить новые роли с целью развития игры;

9) умение обучить игре;

10) умение регулировать взаимоотношения и конфликты в игровой деятельности;

11) умение обсуждать и оценивать с детьми игру.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!