Проверка законности содержания осужденных в СИЗО

8 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

При проверке законности содержания осужденных в СИЗО прокурору следует учитывать, что с их участием в данных учреждениях УИС может осуществляться ОРД, которая регламентируется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными правовыми актами. Поэтому, проверяя вопросы законности нахождения осужденных в СИЗО, прокурор должен удостовериться в том, что осужденный не находится в СИЗО в целях участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на факты отказа со стороны администрации СИЗО в приеме в учреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по медицинским показаниям. При сомнениях в обоснованности заключения медицинского работника СИЗО о необходимости срочного стационарного лечения лица, в приеме которого отказано, в целях объективной оценки данных обстоятельств целесообразно использовать возможности медицинских работников из неподведомственных ФСИН России организаций.

Надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО. Положения действующего законодательства, определяющие принципы содержания под стражей (ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ), правовое положение подозреваемых и обвиняемых (ст. 6), являются одной из составляющих надзора за соблюдением законов администрацией СИЗО. Права лиц, содержащихся в СИЗО, порядок их реализации детально регламентированы нормами гл. II Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - Правила).

Создание в СИЗО надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям национального законодательства и международным стандартам, должно постоянно находиться в поле зрения прокурора. Исходя из требований п. 1 приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19, целесообразно наладить мониторинг фактического обеспечения этих условий, а также принимаемых администрацией СИЗО и территориальным органом управления УИС мер в этом направлении, оценивая их деятельность в динамике.

Прокурор должен владеть информацией об общем состоянии зданий и сооружений СИЗО. В ходе проверки при обходе камер прокурор оценивает их техническое и санитарное состояние, обращая внимание на наличие дефектов потолков, стен, полов, в том числе отслоений штукатурного слоя, краски, протечки воды, трещины кирпичной кладки и пр. Не полагаясь на отчетные данные администрации СИЗО, необходимо выяснить, обеспечивается ли в камере установленная законом норма санитарной площади в расчете на одного человека. Нарушения могут быть выявлены не только при посещении камер, измерении их площади и сопоставлении ее с количеством лиц, в них содержащихся, но также путем изучения паспорта СИЗО и сопоставления полученных данных с ведомостями количественного учета подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В случаях выявления фактов несоблюдения нормы санитарной площади необходимо обращать внимание, рационально ли администрацией используется камерная площадь.

Важнейшей составляющей проверки является исследование вопроса оборудования камер. Прокурор выясняет, все ли заключенные под стражу и осужденные обеспечены индивидуальными спальными местами. Недопустимыми являются случаи оборудования временных спальных мест - нар, гамаков и пр. Подобные факты должны принципиально пресекаться непосредственно прокурором в ходе проверки. При посещении камер прокурор устанавливает, имеются ли в каждой из них санитарный узел, отделенный от основной части камеры, умывальник, стол, скамейка по числу лиц, содержащихся в камере, деревянный настил полов, вызывная сигнализация, соблюдены ли требования разд. 5 Правил.

В ходе проверки пристальное внимание следует уделять вопросам содержания несовершеннолетних лиц в СИЗО. Необходимо выяснить, созданы ли данным лицам улучшенные условия содержания и питания. Прокурор также устанавливает, как организована в СИЗО культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними, созданы ли условия для их самообразования.

В целях мониторинга соблюдения в СИЗО санитарно-гигиенических норм с определенной периодичностью с привлечением специалистов из неподведомственных ФСИН России организаций целесообразно проводить замеры основных параметров систем жизнеобеспечения в камерах, в том числе температуры воздуха, влажности, освещенности и пр. Посредством визуального осмотра и изучения актов ежеквартальных проверок санитарного состояния СИЗО, проводимых службой санитарного надзора УИС, можно установить, инфицированы ли камеры насекомыми. При выявлении подобных фактов следует выяснять, достаточные ли меры приняты администрацией учреждения для устранения данных нарушений.

Проверяя соблюдение требований о медико-санитарном обеспечении заключенных под стражу лиц, прокурор в первую очередь на основе изучения правоустанавливающих документов оценивает, имеются ли необходимые правовые основания для осуществления медицинской деятельности, в том числе по отдельным направлениям. В случае отсутствия лицензии (лицензий) на те или иные виды медицинской деятельности необходимо установить причины, а также выяснить, какие меры принимались администрацией к получению лицензий, оценить достаточность мер. В ходе проверки прокурор знакомится с отчетностью о смертности среди лиц, содержащихся в СИЗО, заболеваемости (по основным группам), инфекционных вспышках, групповых отравлениях; анализирует динамику данных показателей в сравнении с аналогичным периодом и за несколько лет. Следует помнить, что в соответствии с п. 1.6 приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19 прокурор по каждому случаю смерти лиц, содержащихся в СИЗО, организует проведение проверки обстоятельств смерти с вынесением по ее результатам соответствующего решения. Если в ходе проверки установлены признаки состава уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет материалы по подследственности для решения вопроса в порядке ст. 144, 145 УПК.

Для оценки обеспечения права лиц, содержащихся в СИЗО, на охрану здоровья прокурор при проверке должен установить, созданы ли необходимые условия для оказания заключенным под стражу и осужденным медпомощи в СИЗО. В этих целях исследуются (в том числе с помощью соответствующих специалистов) вопросы достаточности штатов, соответствия штатной структуры характеру и распространенности среди арестованных и осужденных видов заболеваний. В результате изучения документов об образовании сотрудников медчасти и повышении ими своей квалификации специалист должен дать оценку соответствия уровня квалификации работника предъявляемым требованиям и сделать вывод о наличии или отсутствии у него права заниматься медицинской деятельностью.

Особое внимание нужно обращать на вопросы обеспеченности медчасти лекарственными средствами, а также необходимыми для оказания медпомощи аппаратурой и оборудованием. Посредством сплошного или выборочного визуального осмотра следует убедиться в том, что в медчасти или аптеке нет лекарственных препаратов с истекшими сроками годности. Надлежит принципиально пресекать факты использования для оказания медпомощи подобных препаратов. При проверках нельзя ограничиваться исключительно вопросами уничтожения указанных отходов медицинской деятельности. С привлечением специалиста необходимо глубоко исследовать, обеспечивается ли эпидемиологическая безопасность в СИЗО. В этих целях важно установить, налажена ли в целом система утилизации отходов, образующихся в результате оказания медицинской помощи туберкулезным и иным инфекционным больным, и соответствует ли имеющийся порядок требованиям, предъявляемым нормативными актами в этой области.

Посещая помещения, в которых содержатся стационарные больные, прокурор обращает внимание на соблюдение требований о раздельном содержании лиц, страдающих заболеваниями, относящимися к различным группам. Одновременно оценивается санитарно-гигиеническое состояние данных помещений, отмечается наличие в них соответствующих условий для оказания медпомощи. В ходе проверки надлежит устанавливать, не остаются ли без удовлетворения законные просьбы лиц, содержащихся в СИЗО, об оказании им медпомощи.

При проверке обеспечения заключенных под стражу и осужденных питанием следует исходить из положений постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", которым утверждены нормы питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. С помощью специалиста в области диетологии необходимо убедиться в том, что калорийность готовых блюд соответствует установленным требованиям.

Санитарного врача следует привлекать с тем, чтобы оценить объективно санитарно-гигиенические условия в помещении пищеблока, проверить соблюдение порядка раздельного хранения различных продуктов, сроков их хранения, утилизации бытовых отходов, соблюдение установленных требований и ограничений для кухонного персонала и пр.

Помощь специалиста также целесообразно использовать для проверки соблюдения санитарно-гигиенических норм в помещениях банно-прачечного комплекса. Особое внимание здесь следует обращать на то, созданы ли все необходимые условия для санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в достаточной ли степени обеспечено учреждение моющими, дезинфицирующими средствами, соблюдается ли порядок обеззараживания, дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей и пр. По журналу, в котором ведется учет приема постельных принадлежностей в стирку и выдачи чистых, можно установить, обеспечивается ли предусмотренная действующим законодательством периодичность смены постельных принадлежностей. Подобным образом по журналу, предназначенному для учета вывода заключенных под стражу и осужденных для проведения санитарной обработки, следует выяснить, выдерживается ли установленная законом периодичность проведения санитарной обработки.

Надлежит учитывать, что условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности лиц, содержащихся в СИЗО, администрация СИЗО обеспечивает за счет средств федерального бюджета. В связи с этим недопустима организация каких-либо иных дополнительных платных услуг, за исключением тех, которые предусмотрены приложением N 3 к Правилам. Прокурор должен требовать от администрации, чтобы предоставление таких услуг не входило в противоречие с положениями закона об обеспечении режима и не препятствовало реализации целей и задач содержания под стражей, установленных действующим законодательством.

Законом не предусмотрены ограничения (за исключением общего веса продуктов питания, которые можно иметь при себе) на количество разрешенных к получению подозреваемыми и обвиняемыми посылок и передач, а также на расходование ими денег для приобретения по безналичному расчету продуктов питания и предметов первой необходимости. Соблюдение указанных прав арестованных прокурор проверяет с учетом требований приложения N 2 к Правилам.

При проверке законности предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий с защитником, родственниками и иными лицами, допущенными в качестве защитника, прокурор должен руководствоваться требованиями ст. 17 и 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, ст. 49 и 53 УПК. Надлежит исходить из того, что адвокат становится защитником в соответствии с требованиями ст. 49 УПК с момента предъявления следователю удостоверения или ордера. Администрация СИЗО создает условия для свидания, однако самостоятельно вопрос о допуске того или иного адвоката к участию в уголовном деле не решает. Свидания обвиняемого с его защитником должны проходить в условиях, позволяющих сотруднику СИЗО видеть их, но не слышать. Наличие данных условий, так же как и необходимых возможностей для проведения в СИЗО следственных действий, в том числе достаточного количества следственных кабинетов, прокурор должен исследовать при проверке. Необходимо выявлять и пресекать факты незаконного ограничения администрацией СИЗО права подозреваемых и обвиняемых на получение квалифицированной юридической помощи.

С учетом того, что администрация СИЗО при наличии желания подозреваемых или обвиняемых трудиться может привлекать их к оплачиваемому труду, прокурору при осуществлении надзорной деятельности надлежит проверять, обеспечивается ли право арестованных на труд в условиях, отвечающих требованиям закона, соблюдаются ли при

этом правила техники безопасности. Труд арестованных должен быть организован только на территории СИЗО (в камерах, на производственных площадях, в мастерских, на ремонтно-строительных участках) с соблюдением требований изоляции и раздельного размещения. Посещая рабочие места, прокурор проверяет соблюдение трудового законодательства о продолжительности рабочего времени, предоставлении дней отдыха, обеспечении безопасных условий труда, оплаты труда и т.д. Ознакомление с документами бухгалтерии, отдела труда и заработной платы, а равно опрос лиц, содержащихся под стражей, позволяют выявить факты незаконного использования их труда без оплаты. Правильность начисления заработка, а также законность произведенных удержаний определяется по результатам анализа с помощью лица, обладающего специальными познаниями, нарядов на выполненные работы, карточек лицевого счета (платежных ведомостей) и других финансовых документов.

Проверка исполнения требований закона об обеспечении в СИЗО режима, изоляции, охраны. Прокурор должен учитывать, что изоляция, охрана и обеспечение выполнения заключенными под стражу и осужденными ограничений, обусловленных избранной в отношении их мерой пресечения, являются важнейшими функциями администрации СИЗО, которые подчинены задачам обеспечения интересов уголовного судопроизводства. Соблюдение требований о раздельном размещении проверяется при обходе камер посредством опроса содержащихся в них лиц, а также путем изучения и анализа: плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; камерных карточек; личных дел; списков лиц, подлежащих изоляции по указанию следственных органов или суда. Требования изоляции должны обеспечиваться как в камерах учреждения, так и при перемещении по режимной территории, в том числе при посещении бани, медицинской части и пр. Восстанавливая хронологию перемещения того или иного лица по камерам, целесообразно использовать информацию, содержащуюся в камерных карточках и суточных ведомостях учета лиц, доставленных в следственный изолятор.

В ходе проведения проверки прокурор должен учитывать не только положения Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, но и требования, установленные законодательством об ОРД. Нельзя оставлять без внимания факты одиночного содержания в камерах подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В каждом случае прокурору следует устанавливать наличие предусмотренных ст. 32 Закона оснований для этого.

Соблюдение заключенными под стражу и осужденными, содержащимися в СИЗО, ограничений и запретов, установленных законом, зависит прежде всего от состояния их охраны и надзора за ними. Содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных под стражей связано с целым комплексом правовых ограничений для этих лиц, соблюдение которых является важным вопросом, подлежащим изучению в ходе проверки. Прокурор должен оценить степень эффективности выполнения администрацией функции надзора за поведением лиц, содержащихся в СИЗО. Порядок такой деятельности установлен приказом Минюста России от 03.11.2005 N 204 "Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы".

Пристального прокурорского внимания требует деятельность создаваемых при территориальном органе управления УИС отделов специального назначения. Действия сотрудников отделов специального назначения должны основываться на строгом соблюдении закона и осуществляться исключительно в его рамках.

Для определения соответствия режима требованиям закона прокурору следует проанализировать в сравнении с предшествующим аналогичным периодом данные о преступлениях и дисциплинарных проступках лиц, содержащихся под стражей, разобраться в причинах и условиях, им способствовавших, оценить эффективность принимаемых администрацией мер по недопущению преступлений и других антиобщественных проявлений. В этих целях прокурор знакомится с отчетностью о состоянии преступности, дисциплины, материалами служебных проверок о правонарушениях, иными документами. Кроме того, необходимую информацию можно получить в Книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, документах режимного и оперативного отделов, материалах судов чести учреждения и пр.

В ходе проверки следует выяснить, принимаются ли администрацией СИЗО меры по профилактике нарушений режима. В этих целях необходимо проанализировать в сравнении с предшествующим периодом времени распространенность фактов использования заключенными под стражу и осужденными запрещенных предметов, установить, на какой стадии они изымаются (при проникновении или непосредственно на режимной территории), определить распространенность изымаемых предметов в зависимости от их видовых характеристик, условия, способствующие проникновению в СИЗО запрещенных предметов. Прокурор также устанавливает, проводятся ли проверки по фактам обнаружения у арестованных запрещенных предметов: денег, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще-режущих предметов, мобильных телефонов и т.п., перекрываются ли каналы их поступления, составляются ли в отношении лиц, изобличенных в передаче или попытке передачи арестованным запрещенных предметов, протоколы об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 и 28.3 КоАП, инициируется ли в необходимых случаях применение к виновным мер уголовного воздействия. Наряду с этим прокурор проверяет на соответствие требованиям закона и установленным им целям порядок реализации сотрудниками СИЗО административно-юрисдикционных полномочий на территории, прилегающей к СИЗО.

В конечном итоге в ходе проверки на основе собранных материалов прокурор должен установить, соблюдаются ли администрацией СИЗО требования закона в части обеспечения установленного порядка содержания под стражей.

Наряду с этим при проверке следует устанавливать, ведется ли администрацией СИЗО учет изъятых предметов и ценностей, правильно ли определяется их дальнейшая судьба (сдаются на хранение, зачисляются на лицевой счет владельца, уничтожаются и т.д.). Нельзя оставлять без надлежащей реакции факты длительного хранения в кассе учреждения ценностей после того, как их владелец направлен для отбывания наказания или освобожден.

Проверяя соблюдение установленных требований при приеме, учете, регистрации и проверке сообщений о преступлениях в дежурной части СИЗО, прокурор дает оценку состоянию законности в сфере предотвращения и пресечения преступных проявлений. Порядок действий администрации СИЗО при поступлении сообщения о совершении преступления урегулирован ст. 141 и 145 УПК, а также межведомственным приказом от

29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и приказом Минюста России от 11.07.2006 N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях". Необходимо установить, по всем ли зарегистрированным сообщениям приняты процессуальные решения в соответствии со ст. 145 УПК.

Выявление укрытых от учета сообщений о совершении преступлений осуществляется путем изучения и сопоставления сведений, содержащихся в книге регистрации сообщений о преступлениях и журнале регистрации информации о происшествиях и в другой служебной документации, в том числе в медицинских картах заключенных под стражу и осужденных, журналах амбулаторного приема больных,

регистрации травм и пр. Информация о фактах, содержащих признаки состава преступления, может также находиться в книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, актах о применении физической силы и специальных средств, актах проведения обысков, актах расследования бытовых травм, актах формы Н-1 о расследовании несчастных случаев на производстве, документах судов чести учреждения и пр. Не следует в ходе проверки оставлять без внимания факты вынесения администрацией СИЗО по сообщениям, содержащим признаки преступлений, заключений без принятия решений в соответствии со ст. 144, 145 УПК. Укрытые от учета сообщения о совершении преступлений по требованию прокурора должны быть незамедлительно зарегистрированы в книге регистрации сообщений о преступлениях с дальнейшим проведением проверки в порядке ст. 144, 145 УПК.

При анализе преступных посягательств, в частности побегов из-под охраны и надзора, преступлений против представителей администрации, против жизни и здоровья лиц, содержащихся в СИЗО, дезорганизации его деятельности в их причинах следует тщательно разбираться. В обязательном порядке необходимо проверять материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел, определять свое отношение к обоснованности принятых решений. В целях предотвращения или пресечения общественно опасных действий со стороны лиц, содержащихся под стражей, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. Общие требования к применению в местах содержания под стражей этих мер изложены в гл. V Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 и в ст. 43-47 Федерального закона от

15.07.1995 N 103-ФЗ. К специальным средствам законом отнесены резиновые пялки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, а также служебные собаки.

Оценивая законность применения физической силы или специальных средств, прокурор должен установить не только соответствие закону оснований, но и соблюдение предусмотренных ст. 28 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 условий их применения. Необходимо учитывать, что огнестрельное оружие может применяться в исключительных случаях, предусмотренных ст. 47 указанного Закона. О каждом случае применения оружия администрация СИЗО обязана уведомить прокурора немедленно, а о применении водометов и бронемашин - в течение 24 часов с момента их применения. Начальники СИЗО обязаны, как это предписывает ст. 28 Закона, сообщать прокурору обо всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть заключенных или иных лиц. В интересах максимальной объективности в подобных случаях целесообразно оперативно провести проверку обстоятельств, причин и условий применения с выездом на место.

В случае выявления в ходе проверки признаков состава преступления прокурор направляет по подследственности необходимые материалы для их рассмотрения в порядке ст. 144, 145 УПК. Следует отметить, что проведение администрацией СИЗО оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение, пресечение и выявление преступлений в СИЗО, является составной частью функции по обеспечению установленного порядка содержания под стражей.

Проверка исполнения требований закона при применении к лицам, содержащимся в СИЗО, мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия. При содержании в СИЗО фактические возможности заключенных под стражу и осужденных по защите своих прав ограничены. Поэтому вопросы обеспечения законности при применении к ним мер дисциплинарного воздействия являются приоритетной составляющей надзорной деятельности прокурора. К лицам, содержащимся в СИЗО, в зависимости от поведения могут применяться меры поощрения и взыскания, предусмотренные ст. 37 и 38 Федерального закона от

15.07.1995 N 103-ФЗ. Прокурор должен незамедлительно пресекать случаи неоправданного предоставления подозреваемым и обвиняемым дополнительных льгот и поощрений и одновременно следить за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали обстоятельствам совершенного проступка.

Установленный указанными нормами Закона перечень поощрений и взысканий является исчерпывающим. В связи с этим прокурору необходимо проверять, не применяются ли к подозреваемым и обвиняемым меры воздействия, не предусмотренные законом. Сведения о применении мер дисциплинарного характера отражаются в ведомственных статистических отчетах. Изучая отчетность, прокурор оценивает в динамике уровень применения администрацией СИЗО мер воздействия, в том числе по видам взысканий. В сочетании с иными сведениями эти данные позволяют оценить в целом состояние законности в СИЗО.

Проверка законности применения мер взыскания должна начинаться с изучения материалов о водворении в штрафные помещения лиц, содержащихся в них на момент обхода. Одновременно следует изучить документацию по учету лиц, водворенных в штрафные помещения, и выделить лиц, содержавшихся в данных помещениях ранее, с личными делами которых следует более подробно ознакомиться в отделе специального учета для оценки законности наложения взысканий. При этом прокурор должен установить факт наличия правонарушения и проверить, соблюден ли порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности. Следует обращать внимание на то, обеспечивается ли при применении дисциплинарных взысканий индивидуальность воздействия, учитываются ли обстоятельства совершенного проступка и данные о поведении лица, его допустившего, виновность и пр. В этих целях прокурор изучает послужившие основанием для применения мер взыскания и подтверждающие нарушение режима документы: постановление начальника учреждения, рапорты, докладные записки сотрудников учреждения, письменные объяснения нарушителя и очевидцев, акты медицинского освидетельствования при алкогольном (наркотическом) опьянении, протоколы обысков, справки о предыдущих поощрениях и взысканиях и пр.

В случае если прокурор придет к выводу о недоказанности факта нарушения, постановление начальника СИЗО или его заместителя в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре отменяется, а если взыскание в виде заключения в штрафное помещение находится в стадии исполнения - заключенный из него немедленно освобождается. Подобные меры прокурор принимает также при нарушении порядка наложения взыскания, когда отсутствует объяснение подозреваемого или обвиняемого по существу допущенного нарушения или не оформлен соответствующий документ об отказе дать объяснение, правоприменительный акт о наложении взыскания вынесен неуполномоченным должностным лицом, не соблюден 10-дневный срок наложения взыскания, не соблюдены сроки исполнения взыскания и пр.

В силу требований ст. 77.1 УИК установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ порядок применения мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия распространяется также на осужденных, привлекаемых к участию в уголовном судопроизводстве по другому делу. Так как СИЗО не выполняет в отношении лиц данной категории функции исправительного учреждения, порядок изменения им условий отбывания наказания, установленный УИК, к данным лицам администрацией СИЗО применяться не может.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!