Проведение аттестации

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под аттестацией понимается периодическое профес­сиональное освидетельствование работника комиссией компетентных и авторитетных специалистов, имеющее целью установить или подтвердить соответствие работни­ка занимаемой им должности, а также выносящее реко­мендации о его возможном продвижении.

Аттестационная комиссия, по существу, производит оценку деловых качеств работника, степени успешности его работы за определенный период и его дальнейших перспектив. Поэтому она всегда в большей или меньшей

280   Коммуникационныйменеджмент. Этикаикультурауправления

степени является событием или, во всяком случае, неко­торым рубежом в жизни работника.

К сожалению, объективно заложенный в аттестации ее потенциал как мощного воспитательного и управлен­ческого средства часто не используется, а сама процедура аттестации превращается в сугубо формальное действие, либо, хуже того, в сведение счетов с «возмутителями спо­койствия», т.е. с неугодными начальнику людьми.

Для исправления такого неудовлетворительного поло­жения очень важно понимать и правильно использовать субъективные, психологические моменты процедуры ат­тестации. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, аттестация при правильной ее поста­новке может способствовать улучшению морально-психо­логического климата в организации. Например, в одной из крупных американских телефонных компаний, где накоплен большой многолетний опыт аттестации сотруд­ников, более 61% работников считают, что она улучшает моральное состояние, поскольку успешно прошедшие ее чувствуют, что их способности и усилия получают при­знание и будут вознаграждены.

Однако если итоги аттестации в течение определенного непродолжительного промежутка времени не получают материального подкрепления (например, в форме повы­шения зарплаты), то ее морально-мобилизующее воздей­ствие на работников резко падает и даже может вызвать так называемый эффект бумеранга, т.е. в какой-то мере деморализовать его, породить в нем чувство совершаемой по отношению к нему несправедливости и фальши произ­носившихся на аттестации добрых слов. Таково прелом­ление в рассматриваемой процедуре принципа единства слова и дела.

Грамотное и эффективное проведение аттестации пред­полагает соблюдение проводящими аттестацию людьми ряда правил. Умение оценивать других людей требует особых навыков и подготовки, поскольку мы склонны вподобных ситуациях проявлять субъективизм и попадать под влияние собственных и чужих предубеждений.

Наиболее распространенные ошибки при оценке — чрезмерная снисходительность и так называемый «эхо-вый отзвук», означающий, что работник оценивается по тому качеству, в отношении которого особенно чувствите­лен человек, дающий оценку.

Скажем, если вы гордитесь своим знанием иностран­ного языка либо своим умением выступать на собраниях, то непроизвольно будете склонны преувеличивать значе­ние этих критериев и при оценке других, даже если они и несущественны для выполняемой теми работы.

Подобное проецирование, часто бессознательное, своих собственных достоинств на требования к другим, если не следить за собой, порой может сослужить плохую службу.

Чтобы помочь лицам, производящим аттестацию, из­бежать собственной необъективности, разработаны опре­деленные рекомендации организаторам аттестации:

-   Научите лиц, проводящих аттестацию, основывать ее, когда это возможно, на фактах, а не на мнениях. Лица, проводящие аттестацию, должны исходить не из того, что сотрудник потенциально может делать, а как он выполняет работу в настоящее время.

-   Требуйте от аттестующих выражения собственного мнения, а не мнения других. Они должны избегать практики аттестации новых сотрудников на основе суждения их прежнего начальника.

-   Предупредите аттестующих о необходимости давать развернутую характеристику по каждому пункту там, где применяющая ее система требует дачи та­кой характеристики.

-   Внушайте аттестующим, что доброта и справед­ливость не одно и то же. Если оценки начальника объективно   слишком   снисходительны,   укажите ему, что недостаток объективности неблагоприятно влияет как на компанию, так и на сотрудника.По результатам аттестации целесообразно заслушать отчет проводивших ее лиц, причем в этом отчете хорошо бы отразить не только мнение комиссии, но также реак­цию и замечания аттестующих.

Аттестация может поднять моральный дух сотрудника и его производительность. В этом отношении многое мо­жет дать послеаттестационная беседа, в ходе которой прошедшего аттестацию сотрудника следует похвалить за хорошие стороны его работы, конструктивно покритико­вать и сделать предложение в дружеской форме. Важно, чтобы работник знал, чего от него ожидают в будущем. Благоприятно действует на работника публичная высо­кая оценка его вклада в общее дело.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!