Процессы памяти

Процессами  памяти человека выступают, по мнению И.П. Зинченко,  запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

Запоминание –  обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связан­ные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслу­живающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого –  запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания –  установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.

Важную роль среди механизмов запоминания играет по­вторение. Повторение служит средством развития высших социа­лизированных форм памяти, прежде всего именно произволь­ного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необхо­димым для долговременного запоминания.

Забывание –  процесс, характеризующийся   постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположным забы­ванию, является сохранение в памяти всего, что было достоя­нием прошлого опыта человека. Разумеется, не все, что чело­век запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исче­зает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось.

Узнавание –  это опо­знание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизве­дения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека.

Воспроизведение –  вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответст­вующих ему представлений.

Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впе­чатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоми­нания, т.е. преднамеренного и активного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической форму­лы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство про­цессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!