Процесс дифференциации детских коллективов

На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повы­шаются устойчивость избирательных предпочтений детей, ус­тойчивость и количественный состав детских объединений, со­держательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детско­го коллектива (одни дети становятся все более предпочитае­мыми большинством детей, другие находятся в положении от­верженных).

К старшему дошкольному возрасту происходит явная диф­ференциация детей по их положению в группе: одни дети ста­новятся более предпочитаемыми для большинства сверстни­ков, другие не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в дет­ской группе выделяются 2—3 ребенка, обладающих наиболь­шей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, си­деть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связы­вается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточ­но трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к груп­пе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех чле­нов деятельности, здесь трудно говорить о степени социаль­ного влияния.

Вместе с тем не вызывает сомнений факт пред­почтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с ре­шением групповой задачи и с руководством какой-либо дея­тельностью.Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игруш­ки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «по­люсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему свер­стников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста.

Опыт первых контактов со сверстниками ста­новится тем фундаментом, на котором надстраивается дальней­шее социальное и нравственное развитие ребенка.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решал­ся преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошколь­ников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репи­ной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой и др. Исследова­ния этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие -в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в груп­пе во многом зависят от их способности придумать и организо­вать совместную игру.

В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятель­ности. Было показано, что повышение успешности в деятельно­сти увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в де­ятельности положительно влияет на активность ребенка в об­щении и на положение ребенка в группе сверстников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребен­ка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников.

Феномен детской популярности связан не только с успехами ребенка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное — с их способностью удовлетворять потребности дру­гих. Если со­держание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности ребенка, то расположение к партнеру ослабляет­ся, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуни­кативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению кон­кретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Таким образом, в основе избирательных привязанностей детей могут стоять са­мые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и призна­нии сверстников, признание взрослого, способность удовлет­ворять коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению и др.

Однако главное условие популярности дошкольников - эмоциональ­ное отношение к сверстнику, которое выражается как в различ­ных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи дру­гим детям.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссо­рятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Все это, безусловно, присутствует в детской жизни. Однако у по­пулярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и при­знание своего Я не закрывает сверстника и не является специ­альной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников.

Структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личност­ные характеристики, во многом зависит от конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых явно вы­деляются 2—3 предпочитаемых всеми ребенка, и значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских группах такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди всех членов группы. По-видимому, та­кая атмосфера в детской группе, когда нет изолированных и от­вергаемых и когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, более благоприятна для развития личности ребенка.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!