Просвещение на Руси в XVII в.

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Важным показателем и одновременно условием развития куль­туры было распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлени­ем торгово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и усложнением системы государ­ственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами. Особенно вырос уровень грамотности посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII в. 24% посадских людей (взрослого мужского населения) были грамотными. Для посадского челове­ка овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслом, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла. Только в московских приказах к концу века служили более 1600 дьяков и подьячих. Кроме того, в городах были и "площадные" подьячие, которые "кормились пло­щадным письмом", т.е. составлением разного рода юридических документов.

Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Если в первой половине столетия среди воевод и дворян, выпол­нявших различные правительственные поручения, нередко ока­зывались неграмотные или малограмотные, то во второй полови­не века таких случаев практически не было. Встречались грамот­ные люди и в среде черносошного крестьянства. Крепостное же крестьянство в массе своей продолжало оставаться неграмотным. Слабо распространялось грамотность среди женского населения, даже в семьях знати и крупного купечества женщины, как прави­ло, были неграмотны.

О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельство­вали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и большой спрос на них. Изданный впервые 1634 г. Бук­варь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). Его огромные по тому времени •тиражи (до 2400 экз.) расходились иногда за несколько дней. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тыс. Букварей и около 150 тыс. учебных Псалтырей и Часословов. В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого (впервые в России), а в 1682 г.-таблица умножения ("Считание удобное"), предназначавшаяся для "купующих или продающих".

Широкое хождение имели также и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике - "цифирные счетные муд­рости".

Грамоте обучались в семье (если был грамотный человек) или у "мастеров" (главным образом из низшего духовенства). Учили чтению, письму и счету. Но в семьях знати становилось обычным обучение детей учителями-иностранцами либо из белорусов и украинцев, которые могли дать более широкое образование. При этом многие обучали своих детей иностранным языкам. Так, сын боярина А.Л.Ордина-Нащокина говорил на нескольких иност­ранных языках, а боярин А.С.Матвеев сам учился вместе с сыном латыни и греческому языку; дети царя Алексея Михайловича обучались латыни и польскому языку. Знание иностранных язы­ков, прежде всего латыни и польского, не было редкостью в кру­гах феодальной знати и в приказной среде.

С рапространением грамотности повысился спрос на книги, в связи с чем Московская типография (Печатный двор) значитель­но увеличила их выпуск. Если за вторую половину XVI в. было напечатано 18 книг, то в течение XVII столетия было выпущено 483 издания.Начали выходить книги светского содержания, среди них "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", "Соборное уложение", "Грамматика" М.Смотрицкого. Но таких изданий, не считая пособий для обучения чтению (буквари и пр.), было всего семь. В основном печатались книги богослужебные (85% всех изданий) и книги религиозного содержания для чтения. Книгопечатание находилось в ведении церкви, и потому изда­тельская деятельность определялась ее интересами.

Распространялись в России и издания украинских и белорус­ских типографий. Но церковные власти относились к ним с большим подозрением: подвергали их строгой цензуре и запре­щали продажу многих из них. Однако несмотря на эти запреты, проникали в Россию и иностранные книги. Тематика печатных книг не удовлетворяла умственные запросы и интересы русского читателя. Поэтому и в XVII в. значение рукописных книг не уменыпилось.Они восполняли пробелы в тематике печатных из­даний, в большей степени отражали изменения, происходившие в культуре.

Если прежде приоритет в переписке и издании книг принадле­жал духовенству (в частности, монастырским книгописным мас­терским), то теперь этим делом все больше начали заниматься представители демократических слоев светского населения - по­садские люди, подьячие и т.п. Именно с этой средой связаны ста­новление и развитие демократического направления в литерату­ре, возникновение новых жанров - демократической сатиры, бы­товой повести.

Изготовление роскошных рукописных книг светского содер­жания и разнообразной тематики развернулось в Посольском приказе (с 70-х годов XVII в.), но выпускались они в нескольких экземплярах и предназначались для царского двора. Здесь же осуществлялись работы по переводу иностранных книг. Интерес к переводной литературе заметно возрос: если за весь XVI век было переведено 26 книг, за первую половину XVII в. - 13, то за вторую - 114. Причем из этих 153 книг только 37 было религиоз­но-нравственного содержания, остальные-светского (естествен­нонаучная, художественная литература, книги по истории, гео­графии, военному делу).

Изучение владельческих записей на книгах, описей имущества и частных книжных собраний позволяет выявить степень распро­странения книги в различных социальных слоях, тематику лите­ратуры, определить характер интересов тех или иных групп на­селения и отдельных личностей.

Книга получила широкое распространение среди самых раз­личных слоев общества. Значительным количеством книг владе­ли представители верхушки феодального общества: члены царс­кой семьи, бояре, архиереи, настоятели монастырей и т.д. Неред­ко они обладали крупными книжными собраниями до нескольс-ких сотен томов. Владельцами книг были также дьяки и подьячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представите­ли низшего духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникла во все слои русского общества вплоть до самых его низов.

Несмотря на преобладание литературы религиозного содержа­ния, у русского читателя этого времени явно возрастал интерес к светской книге, причем это было характерно для всех слоев на­селения, даже для духовенства. Светская книга начинала играть все большую роль в жизни русского общества.

Потребность в образованных людях приводила к необходимос­ти создания школ, которые могли бы дать более глубокое и сис­тематическое образование. В России был использован опыт орга­низации подобных школ на Украине и в Белоруссии, где они дав­но уже существовали.Оттуда же привлекались и образованные люди, которые стали работать в различных сферах культурно-просветительной деятельности: "справщиками" (т.е. редакторами) на Печатном дворе, переводчиками иностранных книг, учителями в частных домах и во вновь открываемых школах. Так, в 1649 г. в Москву были вызваны ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. В том же году вид­ный государственный деятель боярин Ф.М-Ртищев пригласил из Киева в Москву около 30 ученых монахов и организовал школу в основанном им Андреевском (Преображенском) монастыре. Там преподавали славянский и греческий языки, риторику, филосо­фию и другие дисциплины.

Инициатива создания школ исходила и от посадских людей. В 1667 г. прихожане церкви Иоанна Богослова в Москве просили о разрешении устроить при ней школу (гимнасион) для преподава­ния "грамматической хитрости, языков словенского, греческого, латинского и прочих свободных учений" по образцу украинских братских училищ. Разрешение им было дано.

Есть сведения о существовании на посаде еще нескольких на­чальных школ. С начала 50-х годов действовала школа при крем­левском Чудове монастыре. Она была создана на средства патри­аршего двора и находилась под его контролем:церковь тоже нуж­далась в образованных людях. Сначала эту школу возглавлял грек Арсений, позже в ней преподавал и Епифаний Славинецкий.

В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий,ставший учите­лем царских детей. Широко образованный по тому времени чело­век, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, кни­гоиздатель, С-Полоцкий внес большой вклад в развитие про­свещения в России. В 1665 г. он возглавил открытую в Заико-носпасском монастыре школу (для нее построили специальное здание). Это была государственная школа, в которой готовили образованных подьячих для центральных првительственных уч­реждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и "словесное учение", т.е. риторику. Позже этой школой руководил ученик С.Полоцкого Сильвестр Медведев.

Вопросы о характере, целях и содержании образования, о пре­имуществах изучения латинского или греческого языка стали предметом оживленных споров между "латинствующими" и "грекофилами".  Более прогрессивную позицию занимали "латинствующие", возглавляемые С.Полоцким, а после его смер­ти - С.Медведевым. Они, выдвинув схоластический тезис о не­противоречивости веры и знания, о том, что "свободные науки", т.е. светские знания, не только не противоречат истинной вере, но и необходимы для усвоения вероучения, выступали за более широкое светское образование, хотя и в рамках церковной идео­логии, за приобщение к европейской культуре через распростра­нение латинского языка и литературы. Их противники -"грекофилы", опиравшиеся на консервативные круги духовенства,

- ориентировались на греческую православную культуру, отстаи­вали незыблемость древних церковных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Особенно обо­стрилась эта борьба в 80-е годы. "Латинствующие" пользовались покровительством при дворе, их поддерживали В.В.Голицын и царевна Софья, а "грекофилы" опирались на поддержку патриарха Иоакима. Падение Софьи в 1689 г. привело к временному торже­ству "грекофилов".

В 1681 г. по инициативе патриарха на Печатном дворе была организована школа "греческого чтения, языка и письма", кото­рую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил (так на­зываемая Типографская школа). Через пять лет в ней обучались уже 232 ученика.

Наконец, в 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже

- академия). Руководили им ученые греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды, получившие образование в Падуанском уни­верситете в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалось для под­готовки кадров высшего духовенства и чиновников государствен­ной службы. Оно сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII - первой половине XVIII в., из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью русской науки.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!