Производство по административно-правовым спорам

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Материальной основой (предметом) рассматриваемого вида административно-юрисдикционного производства является административно-правовой спор, который может быть определен как разногласия сторон об административных правах и обязанностях, переданные на разрешение юрисдикционного органа в порядке, установленном законодательством.

Административно-правовой спор в собственном смысле слова рассматривается как юридический конфликт, который характеризуется следующими чертами:

1)   возникает из конфликтных регулятивных правоотношений, имеющих властную или договорную природу (при нарушении административно-правовых договоров);

2)   имеет своим источником противоречие, вызванное действительным или предполагаемым неправомерным поведением одной из сторон;

3)   выражается в разногласиях сторон по поводу административных прав и обязанностей;

4)   инициируется юридически значимым заявлением, предусмотренным соответствующими нормами права и оформляющим правовое притязание;

5)   имеет в качестве легальной основы право на оспаривание неправомерных действий, включающее три правомочия:

-   право на защиту субъективных прав от какого-либо незаконного посягательства или ущемления;

-   право требовать от государства, его органов соблюдать и охранять гарантированные законом права, свободы, интересы;

-   право прибегнуть к принудительной силе государства для защиты прав и законных интересов от неправомерных действий (и решений) субъектов административного правоотношения;

6) осуществляется в рамках определенных правовых процедур;

7) разрешается компетентным юрисдикционным органом путем признания несоответствующим закону правового поведения сторон и восстановления нарушенного права[1].

В рамках производства по административно-правовым спорам, как административно-юрисдикционного производства, по нашему мнению, следует вести речь о разрешении только жалоб, остальные же виды обращений обозначенным производством не разрешаются. Такое выделение связано с различными целями, которые преследуются при подаче жалобы, заявления и предложения. Восстановление нарушенного права — главная и единственная цель жалобы. В соответствии с вышеобозначенным законом предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Ещё одна причина, по которой следует разграничивать рассмотрение обращений граждан, обозначена В. Д. Сорокиным. Обращает на себя внимание тот факт, что если предложения и заявления граждан направляются органу исполнительной власти, местного самоуправления, должностному лицу и т. д. в пределах сферы государственного управления, т. е. непосредственно исполнителю, то жалобы граждан разрешаются как в административном, так и в судебном порядке. При этом имеются в виду «административно-правовые жалобы», отличающиеся от жалоб на решения или приговоры судебных органов[2].

Поводом к возбуждению рассматриваемого производства является жалоба.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалоба всегда является и средством защиты прав, свобод и законных интересов индивида, нарушенных деяниями или актами государственных органов, иных структур, должностных лиц, служащих, и одним из средств осуществления этих прав. Подавая ее, граждане реализуют предоставленные им государством права или требуют восстановления нарушенных прав.

Однако жалобы не обеспечивают законность и не могут устранить ее нарушения. Жалобу следует рассматривать как гарантию соблюдения законности, так как она представляет собой одно из проявлений критики «снизу».

В качестве оснований возникновения данного производства являются незаконные действия должностных лиц органов управления, в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с действующим законодательством существует два порядка разрешения административно-правовых споров: административный и судебный. По мнению Н. Ю. Хаманевой, административный и судебный порядок представляют собой «две неразрывно связанные между собой подсистемы единого демократического института обжалования»[3].

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»[4]. Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких, как заявление и предложение.

Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия (бездействие) обжалуются, а также в иные специально образуемые органы и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, чье решение или действие (бездействие) обжалуются. В данном случае в соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, возвращает жалобу гражданину с разъяснением его права обжаловать решение или действие (бездействие) в установленном законом порядке в суд.

Гражданин в своей жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего её;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих жалобу, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ по жалобе подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ по жалобе, поступившей в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.

В случае, если в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего её, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ по жалобе не дается.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на неё не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в жалобе гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший жалобу.

В случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении информации руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего жалобу.

Лица, виновные в нарушении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Это может быть дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством.

Второй вид рассматриваемого вида юрисдикционного производства связан с рассмотрением административно-правовых споров в судебном порядке.

Конституция РФ предусматривает судебное обжалование решений и действий (бездействий) исполнительных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[5], в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г.[6], ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Следовательно, еще одним нормативным источником является Гражданский процессуальный кодекс РФ и регламентирующий порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Однако это касается лишь граждан, и необходимо иметь в виду еще одну категорию субъектов права — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, судебную защиту которых осуществляет арбитражный суд. Следовательно, еще одним нормативным актом, устанавливающим порядок производства по рассматриваемой группе дел, является Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который регламентирует производство в арбитражном суде дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном статьей 4, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

В статье 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обозначены сроки, в течение которых возможна подача жалобы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

 На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

[1] Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. — М., 2001. — С. 137.

[2] Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право: монография. – СПб., 2004. – С. 154.

[3]Хаманева Н. Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических странах. — Казань, 1984. — С. 23.

[4]СЗ РФ. 2006. – № 19. – Ст. 2060.

[5] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

[6] СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!