Происхождение жизни и сознания.Сознание как проблема

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Представления о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у всего живого вырабатывались постепенно в процессе познания природы и философского осмысления бытия. Философские концепции жизни и смерти всегда имели большое мировоззренческое значение: они всегда являлись ареной борьбы материализма и идеализма. Трудность научного решения проблемы возникновения жизни исходит из того, что нет точных доказательств ее происхождения. Существует множество концепций по этому вопросу. Некоторые их них здесь будут представлены.

Все учения, которые занимаются проблемами происхождения и сущности жизни, получили название «витализма» (от лат. «вита» – жизнь). Большим успехом в истории ви­талистических концепций пользуется учение Аристотеля о едином  одушевляющем начале,  заложенным в самих живых организмах и движущим их развитием – энтелехии. Средневековый философ и теолог Фома Аквинский истолковал это учение в духе церковной догматики. Демокрит противопоставил витализму учение о жизни как результате взаимодействия механических сил самой природы (как движение атомов особой формы). Длительное время витализм использовал распространенное с древности представление о самозарождении живых существ. В 19 в. Л.Пастер точными опытами окончательно опроверг эту теорию. Важные моменты по этому вопросу можно найти в философии И.Канта, Лейбница и др. Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге» отмечал: «…в старой натурфилософии  при всех её фантастических замыслах и недостатках много осмысленного и разумного».

Сущность развития живых организмов проявляется только в их эволюции. Лежащий в основе эволюции естественный отбор создает видимость телеологического (кем-то извне целенаправленного) характера процесса жизни. Телеологические теории объясняют существенные характеристики жизни, самозарождение и саморазвитие живого тела из внешних компонентов. Виталисты считают, что жизнь существует вечно, так как, по их мнению, живое от неживого отличается присутствием в живом особой нематриальной сущности. Материалисты не отрицают возможности постоянства жизни в том смысле, что в бесконечной и вечной Вселенной жизнь вполне возможна и все время она где-то возникает и где-то угасает. Однако они настаивают на естественном возникновении жизни: жизнь возникла из неорганического мира в процессе закономерного поступательного развития и структурного усложнения материи.

Одна из самых распространенных и принятых в научном мире теорий происхождения жизни – теория А. И. Опарина. По данной теории жизнь произошла путем выделения консерватных капелек из жидкости, в которой в растворенном состоянии находились разнообразные белки. Эта теория дает возможность понять, как возникли первые, обособленные от среды, и гетерогенные по своему составу коллоидные системы, обладающие некоторыми признаками жизни. В консерватах нередко возникает определенная кристаллическая упорядоченность. Процессы жизнедеятельности характеризуются быстро протекающими и определенным образом направленными химическими реакциями. Течение многих этих реакций облегчено в живых системах по сравнению с тем, как они проявляются в неживой природе, наличием специфических ферментов. Живые тела должны соединять крайнюю подвижность и скорость химических реакций с известной устойчивостью и постоянством, позволяющим им оставаться в каждый данный момент самими собой и сохранять свои свойства и качества.

Опарин решительно выступает против формулы: интеллект – материя – жизнь, считая её неверной. Он выдвигает свою формулу: материя – жизнь –интеллект, считая при этом, что эволюционная теория Ч.Дарвина наполнила конкретным содержанием эту формулу, но оставила без ответа вопрос о том, как возникли те первоначальные живые клетки, которые явились родоначальниками всего живого на Земле?

В современной научной и, в особенности, научно-популярной литературе мы нередко встречаемся с высказываниями о возможности существования жизни не на углеродной основе, как на Земле, а на близком ему по таблице Менделеева, кремнии. Данное суждение основывается лишь на общих теоретических посылках, ни в какой реальной форме такая жизнь не была представлена. Квантовая физика, позволяющая понять специфическую электронную структуру молекул, отнюдь не говорит в пользу возможности неуглеродной формы жизни. Вряд ли кремний, несмотря на обилие его на Земле, смог бы послужить основой для структурных компонентов жизни.

Сознание – одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание – уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты. Если исходить из материалистической трактовки сознания, то сознание можно определить как высшую, свойственную только людям форму отражения действительности, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном построении идеальной модели действий и предвидении их результатов. Но это далеко неполный перечень отличительных особенностей того явления, которое принято называть сознанием.

Если рассматривать историю учений о сознании, то мы наталкиваемся на парадокс: они не прогрессировали в плане естественного, природного объяснения происхождения сознания, а наоборот – как бы регрессировали. Если в античности разум космичен и предстает как синоним универсальной закономерности, как космический Логос, то в средние века оно уже трактуется как надмировое начало, которое существует до всякой природы и творит её «из ничего». При этом истинный разум трактуется только как атрибут Бога («Я есмь Истина»), а за человеком оставляется лишь «искорка» всепроникающего божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем, в понятие души включался и интеллект. В учении, например, Фомы Аквинского сознание охватывает все существующие у человека психические процессы.

Сознание в учениях как объективного, так и субъективного идеализма рассматривается с единых идеалистических позиций. Источником сознания выступает не материальное основание – высокоструктурированная материя (человек с его специфически подготовленным мозгом), а источник находится за пределами посюстороннего, чувственного мира – он трансцендентен (необъясним, непознаваем, таинственен и т.д.). И даже если субъективный идеализм считает сознание «потоком наших ощущений», – оно первично и спонтанно. Дуалистические (двойственные) концепции сознания перекликаются с идеалистическими в том смысле, что считают мышление (соответственно: сознание) одним из видов субстанции (позиция Декарта, учение об априорных началах познания Канта и пр.) наряду с существованием материального мира и его объектов. Здесь так же налицо необъяснимость и спонтанность сознания, его первичность и независимость от какой-либо материальности. Идеализм исходит из того, что сознание развивается имманентно и может быть понято только из самого себя.

В противоположность этому подходу историко-материалистические концепции исходят из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений исторического хода и общественной жизни человечества. «Сознание с самого начала общественный продукт и остается им пока вообще существуют люди», – писал К.Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12.с.113). Представители вульгарного материализма (Фогт, Молешотт и др.) считали, что сознание полностью материально, что оно в этом отношении ничем не отличается от материализованных секреций человеческого организма: мозг функционирует точно так же, как и печень, которая выделяет желчь. Комментируя эту позицию можно сказать, что, безусловно, сознание базируется на химико-физических процессах, происходящих в мозге, но оно совершенно не сводится к ним. В результате их мы получаем мысли, идеи, способность оформлять их в понятия, выражать в слове, суждении. Другими словами, в результате совершенно реальных материальных процессов получается ИДЕАЛЬНОЕ, в котором «нет ни грана материального» – вот это явление пока так до конца и необъяснено, и именно эта неясность порождает множество толкований происхождения сознания. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс и др.), опираясь на данные науки 19 в., попытались снять вульгаризацию материалистического объяснения сознания, но, в принципе, тоже не смогли дать удовлетворяющего объяснения. Непосредственной заслугой данной концепции можно считать акцент на социальной природе сознания. Действительно факт, подтвержденный историческими примерами, что у человека, выключенного из социальной среды, из процесса социализации, сознание в свойственной человеческой форме не возникает.

Существовали и другие концепции происхождения и сущности сознания: гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности всей природы, как живой, так и неживой. Здесь явно просматриваются взгляды архаичных форм мировоззрения – анимизма, тотемизма, фетишизма и др., которые всё существующее наделяли душой, разумной жизнью и соведанием (знанием); космологические концепции сознания (русские «космисты» – В.Вернадский, К.Циолковский, эзотерики) рассматривали сознание как всеобщее свойство космоса, Вселенной, как результат привнесенности жизни из космического пространства; деистические концепции (Руссо, Вольтер и др.) рассматривали человека и сознание как естественные процессы развития природы, как её результат, но «пусковой механизм» этих процессов человеку неизвестен, и поэтому ничего не остается, как предположить Высший разум в качестве такого «пускового механизма». Рассмотрим более подробно некоторые из упомянутых и наиболее распространенных учений о происхождении и сущности сознания.

Одно из них можно назвать эволюционным подходом: сознание формировалось естественным путем в результате эволюции живой материи. Основные положения сводятся к следующему:

Сознание – естественный процесс структурирования материи как в вещественной форме – становление мозга, так и в социальной: от её низших форм к высшим – человеку: первобытное стадо - человек - общество. Этот процесс протекал благодаря прежде всего труду. Трудовая деятельность, её необходимость складывалась как нужда получения дополнительных средств существования, которых не хватало, используя только слишком примитивные и получаемые непосредственно от природы. В результате появляется необходимость в общении, обмене информацией. Сначала язык был устным, затем письменным. Иными словами, сознание является результатом счастливого соединения (в том числе, здесь нельзя исключать и фактор случайности) социальных и биологических факторов.

  1. I. Биологические факторы:

а) сложная система головного мозга: важны вес головного мозга (у современного человека около 1500 г); площадь коры головного мозга; развитие лобных долей головного мозга; отношение веса мозга к весу тела и др. показатели;

б) формирование гортани для сложных речевых манипуляций («заячья губа» или «волчья пасть» как рудименты животного строения делают невозможным овладение человеческой речью);

в) прямохождение и развитие руки

П. Важнейшие, как в фило-, так и в онтогенезе, социальные предпосылки возникновения сознания – групповой (социальный) образ существования, трудовая (игровая, подражательная) деятельность, общение (обмен опытом), овладение языком как системой понятий.

Сознание – функция мозга, который становится способным воспринимать информацию, обрабатывать её и оформлять в систему понятий. Но мыслит не мозг, а человек, который всем существом связан с окружающим миром. Компьютер как механический аналог мозга при всей его сложности выполняет только ряд операций из тех, которые выполняет человек с помощью мозга.

Религиозная трактовка происхождения сознания: Человек создан по образу и подобию Божию. Творчество, разум, свобода, нравственность – все это у него от Бога. Это дар Бога человеку, высшее к нему расположение. Поэтому самое большое наказание для человека – лишение его разума. Грехи и муки совести за них – путь в бездну безумия. Значит, нравственность – главная составляющая человеческого дара – сознания (разума). Именно сознанием Бог отделил человека от животных, определил его особенное место среди существующего, но не для гордыни и греховного своеволия, а для воплощения богоподобности и замысла божия в реальном мире. Если человек не сумеет воплотить на земле идеалы добра и разумного образа жизни, значит, человек не справился со своей миссией, и он не достоин ни земного, ни духовного существования – суть эсхатологической идеи конца света, конца человеческой истории.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!