Происхождение сознания и его сущность. Роль труда в возникновении сознания

Существенное отличие человека как вида от животных со­стоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, раз­мышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него пла­ны и программы. Все это вместе взятое связано со сферой че­ловеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материали­стических позиций, и собственно человеческой формой психи­ческого начала бытия, если психику трактуют с идеалистиче­ских позиций. В истории психологической науки сознание яви­лось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало мно­жество самых сложных вопросов.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую дейст­вительность, контролировать собственные психические и пове­денческие состояния, управлять ими, способность видеть и вос­принимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что чело­век осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Чело­век осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символи­ке, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в вы­сших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, нацеленность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании от­ражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозна­чения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания — это его спо­собность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

Еще одной особенностью человеческого сознания является на­личие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется опреде­ленная умственная структура, в соответствии с которой челове­ком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей со­ответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музы­ка. Они также выступают как формы отражения действитель­ности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание — высший уровень психического отражения че­ловеком действительности, ее представленность в виде обоб­щенных образов и понятий.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми уча­стниками совместной деятельности сознается как цель их со­трудничества. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее орга­низации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. оп­ределена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начи­нает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его ста­новления также необходимы совместная деятельность и актив­ное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Особо важное значение для развития человеческого со­знания имеет продуктивный, творческий характер человече­ской деятельности. Сознание предполагает осознание чело­веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осоз­нания этого, кроме получения возможности «видения» соб­ственной психологии, опредмеченной в творениях, для че­ловека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осоз­нанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопоз­нания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!