Программа социологического исследования по проблеме ранних браков

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Программа  социологического  исследования  по  проблемам ранних браков            4
а) Методологическая часть        4
б) Методическая часть         9
в) Бланк опросника         10

Список литературы          13

Введение

Современные российские исследователи в области социологии и демографии выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции,  число разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился, увеличилось число матерей, не состоящих в браке, выросло число неполных семей, матери, имеющие маленьких детей, в больших количествах пополняют трудовую армию страны.
В данной контрольной работе я представлю программу конкретного социологического исследования по проблеме ранних браков российской молодежи.
Проблема предупреждения ранних браков в настоящее время является актуальной   для российского общества. Сегодня  все чаще встречаются молодые супружеские пары, возраст челнов которой не превышает  18-19 лет, а иногда и меньше. Однако проблема ранних браков заключается не столько в возрасте  вступающих в брак молодых людей, сколько в психологической и социальной неготовности к браку молодых людей.

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАННИХ БРАКОВ

а) Методологическая часть

Актуальность проблем исследования. Особой актуальностью обладает проблема снижения  брачного возраста. Растущее число рождений ребенка во все более молодых возрастах приведет к тому, что уровень рождаемости в России будет определяться репродуктивным поведением молодежи.
К возрасту 25 лет, когда в западных странах сегодня фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% реализовали свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков, заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивает долю реципиентов социальной помощи и, соответственно, не способствует общему благосостоянию семей и общества в целом.
Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости  и раннего вступления в брак - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Репродуктивное поведение молодежи всегда вступает в противоречие с другими не менее важными сторонами их жизнедеятельности: получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, сопряженными нередко с переменой места жительства, неблагоустроенностью бытовых условий и маргинальностью социального статуса молодежи в целом.
Цель исследования. Целью исследования являлось изучение готовности 15-16-летних юношей и девушек к  семейной жизни, а также изучение особенности репродуктивных установок 15-16-летних юношей и девушек в вопросах семьи и брака.
Объект исследования. Объектом данного социологического исследования являются 15-16 летние юноши и девушки – учащиеся 10-11 классов средней школы.
Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности репродуктивных установок 15-16-летних юношей и девушек в вопросах семьи и брака. Под репродуктивными понимаются установки по отношению к созданию семьи, деторождению и началу половой жизни.
Анализ основных понятий.
Брак. В научной литературе понятие «брак» включает в себя следующее:
1) гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи;
2) социальный институт, санкционированная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Права и обязанности, возникающие в браке, а также нормы его заключения, расторжения, обязательства, имеющиеся у одних членов брачного союза по отношению к другим, у родителей по отношению к детям, между бывшими членами брачного союза, регулируются Семейным кодексом РФ. В РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов  гражданского   состояния, между одним мужчиной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.
Брак - это процесс, в котором набор, соотношение и проявление его функций, степень выраженности тех или иных эмоциональных реакций, свойственных брачным партнерам, изменяются во времени. Уровень стабильности брака не постоянен.
Анализ научной литературы по проблеме ранних браков позволил выделить основные причины вступления несовершеннолетних в брак, а также трудности и проблемы, с которыми сталкиваются юные супруги.
В ранние браки вступают главным образом подростки, являющиеся выходцами из малообеспеченных семей, не заинтересованные в продолжении образования, забеременевшие до брака, отличающиеся невысокими интеллектуальными способностями и плохо успевающие, живущие в сельских районах, менее приспособленные в экономическом и социальном отношении, конфликтующие с родителями.
Важными причинами ранних браков являются: сексуальные потребности и беременность, свидания в раннем возрасте и ускоренное взросление подростка, давление социальной среды, слишком радужные взгляды на супружескую жизнь, попытка решить путем женитьбы личные и социальные проблемы, экономическое благополучие.
Многие проблемы молодых пар вызваны незрелостью супругов. Одним из серьезных недостатков браков, заключаемых в юном возрасте, является то, что они влекут за собой раннее отцовство или материнство. Другие распространенные проблемы ранних браков: финансовые трудности; разногласия в отношении качества и частоты сексуальных контактов; желание мужа проводить время с друзьями, в результате чего жена остается дома одна; размолвки с родными супруга или супруги.
Молодежь. В отечественной социологии долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам, стремление к институционализации ее особых социальных и политических амбиций.
Но, постепенно преодолев, не без трудностей, и ограниченность классового подхода в определении молодежи, и узкоэмпирические дефиниции, характерные для многих ювенологических школ, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности  возрастных характеристик, особенностей социального, положения и обусловленных тем и другим социально-психологических   свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
В структуре молодежи выделяют следующие группы – учащиеся, студенты, молодые рабочие.
Развод - это способ прекращения брака при жизни супругов. В нашей стране закон предусматривает расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах ЗАГСа. Согласно Семейному Кодексу, брак расторгается в суде, если в семье имеются несовершеннолетние дети, если один из супругов возражает против развода, если между супругами возник спор (о разделе жилья или имущества, о выплате алиментов и др.). Закон не разрешает мужу требовать развода без согласия жены во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка.
Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи и ее функций.
Социология и социальная педагогика в понятие семьи вкладывает следующее: «семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу» (29, с. 29). Также семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику (36,с.60).
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Ученые выделяют различные функции семьи: репродуктивную, хозяйственно-бытовую, экономическую, функцию первичного социального контроля, коммуникативную, досуговую, эмоциональную и другие.
Гипотеза исследования. Современная молодежь осознает важность периода знакомств для стабильности семейной жизни, у них имеется установка на определенное количество детей  в браке, однако в большей степени выражены негативные установки, такие, как мотивация добрачных сексуальных отношений; установка на продолжительность добрачных отношений; на стабильность ранних браков; на допустимость измен в браке для себя и для супруга.

Задачи исследования. Проверка сформулированности гипотезы требует решения следующих задач:
1) выявление специфики установок молодежи на брачные отношения;
2) выявление отношения молодежи к возможности ранней семейной жизни;
3) определение ценностный ориентаций молодежи в семейной сфере.
Практическая значимость. Данное исследование позволит выявить причины ранних браком молодежи и даст возможность грамотного построения молодежной политики на муниципальном уровне.

б) Методическая часть

Разработанная анкета включает 10 вопросов.  Она нацелена на выявление таких аспектов, как:
1. Мотивация добрачных сексуальных отношений;
2. Значимость для стабильности семьи добрачных отношений;
3. Установка на продолжительность добрачных отношений;
4. На стабильность ранних браков;
5. На роль главы семьи:
6. На роль ответственного за материальное благополучие семьи;
7. На необходимость помощи мужа в  ведении домашнего хозяйства;
8. На количество детей в браке;
9. На допустимость измен в браке отдельно для себя;
10.  На допустимость измен в браке для супруга/супруги.
Определение исследуемой совокупности. Статистические данные, имеющие в распоряжении исследователя, позволяют осуществить механическую модель выборки. Исследование проводится в правобережной части г. Магнитогорска. В каждой школе опрашиваются два класса – один 10 и один 11 классы.
Методы сбора первичной социологической информации. Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса.
Инструментарий. Анкета для каждого испытуемого. Инструкция к анкете.

в) Бланк опросника

Опросник для старшеклассников

Инструкция: выберите из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос именно тот, который вы считаете верным именно для вас. В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, давшему Вам анкету. Заранее благодарим  за оказанную помощь.

1. Как вы думаете, что заставляет молодых людей вступать в сексуальные отношения без брака?
а) гормоны, инстинкт;
б) любовь;
в) любопытство.
2. Влияет ли период знакомства на стабильность семейной жизни?
а) да, влияет;
б) нет, не влияет.
3. Как долго нужно общаться до брака?
а) меньше года;
б) 1-2 года;
в) более3-х лет.
4. Согласны ли вы,  что, если брак заключен до 20 лет, то через 10 лет вероятнее всего он распадется?
а) да;
б) нет;
в) не всегда;
г) не знаю.
5. Кто должен быть главой в доме?
а) муж;
б) жена;
в) оба.
6. От кого зависит материальное благополучие семьи?
а) от мужчины;
б) от женщины;
в) от обоих.

7. Должен ли мужчина помогать по хозяйству жене?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
8. Какое количество детей вы хотели бы иметь в браке?
а) двоих;
б) одного;
в) трое и более
9. Допускаете ли вы измену в браке для себя?
а) да;
б) нет;
в) не знаю, иногда.
10. Если узнаете об измене, будете ли вы настаивать на разводе?
а) да
б) нет
в) разберусь в ситуации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Психология. – 1993. - №4. – С.25-34.
2. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социс: Социологические исследования. – 2002. - №6. – С.96-102.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи. – Ростов н/Д: Феникс,2001. – 467с.
4. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. -  СПб.: Алстея, 1996. – 189с.
5. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс: Социологические исследования. – 2000. - №11. – С.90-97.
6. Денисенко М.Б., Дала Зуана Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социс: Социологические исследования. – 2001. - №2. – С.83-87.
7. Как провести социологическое исследование. – М.: ИПЛ, 1987.
8. Кравченко А. И. Социология. – М., 1999.
9. Социология: Курс лекций  / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.
10. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

(15.5 KiB, 53 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!