Программа помощи беднейшим слоям населения (г.Москва). Эльберфельдская система (к.XIX-н.XX)

Целенаправленную и интенсивную работу по развер­тыванию сети образовательных заведений, налаживанию медицинского обслуживания местного населения, форми­рованию системы социальной помощи нуждающимся город­ские думы и управы вели в тесном взаимодействии с земс­кими самоуправленческими органами, благотворительными обществами, государственными ведомствами. Их деятель­ность способствовала расширению сети благотворительных заведений различного профиля.

Инициаторами многих интересных и перспективных на­чинаний в области общественного призрения являлись орга­ны городского самоуправления Москвы. Московская либе­ральная общественность, привлеченная к участию в работе на трудном поприще социального призрения, внесла за­метный вклад в оформление первоначально разрозненных, эпизодических и потому малопродуктивных благотворитель­ных действий в определенную целостную систему обеспе­чения материально нуждавшихся жителей города. В поис­ках повышения эффективности этого направления социаль­ной работы в 90-е гг. активисты общественного призрения под эгидой Московской городской думы разработали проект организации постоянной помощи беднейшим слоям населе­ния Москвы. В 1887 г. этот проект рассматривался и полу­чил одобрение на заседании Московской городской думы.

В процессе подготовки проекта Московская городская дума сочла целесообразным использовать опыт Эльберфельдской системы призрения бедных, давшей положительные результаты в ходе ее применения в г. Эльберфельде (Рей­нская провинция Германии). Данная система общественного призрения бедных строилась на следующих основах: 1) глав­ная задачи по отношению к лицам, не утратившим трудо­способность, состояла в предоставлении им всех возможно­стей продолжать трудовую жизнь; 2) для оказания необхо­димой и рациональной помощи обязательно тщательное изучение на месте условий жизни бедных людей; 3) после оказания помощи важно постоянное наблюдение за этими лицами как с целью предотвращения злоупотребления ока­занной помощью, так и в интересах более глубокого озна­комления с жизненным положением нуждавшихся.

Выполнение подобного рода задач потребовало соот­ветствующей организации. В результате посредством це­лого ряда длительных экспериментов в масштабах города был создан институт социальной помощи неимущим или малоимущим.

Основной организационной единицей в системе городс­кого призрения бедных стали окружные попечительства. Город был разделен на 26 округов, а каждый округ — на 14 участков. Округа возглавлялись окружным председате­лем попечительства. Во главе участков стояли попечители. Председатели окружных попечительств и участковые по­печители избирались на заседании Городской думы на три года. Дважды в месяц председатели окружных попечительств проводили собрания попечителей округа. Попечительские участки формировались с таким расчетом, чтобы на каждо­го попечителя приходилось не более 4 подопечных. Попе­чители посещали своих клиентов не менее 2 раз в месяц, на каждого нуждающегося составлялся опросный лист или справочный листок. По их данным в "Городском управлении призрения бедных" велась регистрация неимущих и состав­лялся банк информации. На основании учетных показате­лей окружные попечительские собрания назначали неиму­щим и неспособным к труду временное денежное пособие сроком на две недели. По истечении срока вопрос о пособии вновь ставился на обсуждение окружного собрания попечителей.

Опираясь на Эльберфельдский опыт, Московская го­родская дума решила выделить дело социальной помощи бедным в особый участок управления. Московская городская дума разработала собственную, учи­тывающую столичные особенности, систему социальной по­мощи неимущим.

В 1894 г. в думе было утверждено "Временное поло­жение о городских участковых попечительствах о бедных". Согласно этому нормативному документу для руководства новой отраслью была создана Комиссия общественного бла­готворения при Московском городском общественном управ­лении. Ведущим структурным подразделением в городской си­стеме общественного призрения неимущих был определен попечительский участок.

Средства участковых попечительств складывались из ассигнований Городской думы, благотво­рительных обществ, окружного попечительства, членских взносов, пожертвований и других источников.

Первоначально участковые советы подготовили оп­росные листы. Эти листы содержали пункты, которые пос­ле их заполнения давали сведения о  себе (фамилия, возраст, сословие, профессия,  семейное положение, имущественное состояние и пр.). В конце листа задавался вопрос о том, в чем заключается просьба нуж­давшегося к участковому попечительству. На осно­ве справочных данных участковые попечительства начали  оказывать помощь бедным. Позднее процедура социальной

поддержки изменилась. Для получения помощи от попечительства просители обращались в канцелярию попечительства или к его сотрудникам. После поступления заявления с просьбой о помощи Совет поручал сотруднику обследо­вать материальное положение просителя. На основании об­следования сотрудник делал письменное заключение относительно степени нуждаемости заявителя. На основании этих документов Совет принимал положительное или отрицательное решение.

В первые годы деятельности участковых попечительств основная часть их благотворительных расходов шла на от­крытое призрение, на непосредственную помощь нуждав­шимся. С накоплением опыта и укреплением базы закрытого призрения (богадельни, лечебницы, приюты, училища)  менялась адресность социальной помощи. На пер­вых порах поддержку получали главным образом одинокие просители. С развитием сети богаделен и других благотворительных заведений закрытого типа Со­веты попечительств старались устроить одиноких просите­лей — большей частью дряхлых и больных людей преста­релого возраста — в богадельни, инвалидные дома и пр. Семейные просители получали большие пособия.

По характеру пособий подавляющее большинство нуждавшихся получали единовременные пособия в течение од­ного месяца. Следующую группу составляли лица, пользо­вавшиеся пособиями два месяца. Число неимущих, кото­рым участковые попечительства выдавали пособия на про­тяжении целого года, не превышало 10%.

Значительное место в социальной работе участковых попечительств занимало призрение детей (открыты детские приюты).

В попечительской деятельности участковых Советов известное распространение получила такая форма соци­альной помощи как трудоустройство граждан с ограничен­ной трудоспособностью, обремененных семьей женщин или не имеющих специальности подростков. Наряду с  трудоустройством на предприятия участковые попечительства создавали при различных предприятиях пункты по раздаче надомной работы.

С учетом опыта Московской городской думы и ее учас­тковых попечительств правительство приняло меры по упо­рядочению социального обслуживания людей, оказавших­ся в сложной жизненной ситуации.

Таким образом, ослабление административно-бюрократического рег­ламентирования, переход дела призрения в руки городских органов самоуправления имели своим результатом замет­ное повышение роли общественности в организации соци­альной работы, значительное расширение масштабов и воз­никновение новых форм призрения, существенное возрас­тание сети благотворительных учреждений и заведений и в итоге — общее увеличение количества призреваемых.

Безусловно, нельзя идеализировать социальную рабо­ту городских дум и управ. Меры самоуправленческих орга­нов в этой области носили ограниченный характер. В 1900 г. практически 50% российских городов не имели организованной системы общественного призрения. Тем не менее имеющиеся в деятельности городского общественного са­моуправления недостатки не могут служить основанием для недооценки их работы в социальной сфере. Опыт организа­ции социальной помощи нуждавшимся силами органов го­родского самоуправления содержит немало рационального и при творческом подходе может быть полезным в разра­ботке современной социальной политики Российского госу­дарства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!