Программа курса в МИЭП : Экологическое право

20 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

Тема 1. Предмет, метод и задачи экологического права

Тема 2. Источники экологического права

Тема 3. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования

Тема 4. Управление в области охраны окружающей среды. Экологический контроль

Тема 5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Тема 6. Правовые основы нормирования и стандартизации в сфере охраны окружающей среды

Тема 7. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Тема 8. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Тема 9. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Тема 10. Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности

Тема 11. Правовая охрана окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства

Тема 12. Правовые меры охраны окружающей среды от химического и радиоактивного загрязнения

Тема 13. Правовая охрана окружающей среды городских и сельских поселений

Тема 14. Правовой режим экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

Тема 15. Правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной

Тема 16. Международно-правовая охрана окружающей среды

Список литературы

Тема 1. Предмет, метод и задачи экологического права

В предмет ЭП входят четыре группы отношений: 1) отношения по охране окружающей среды, 2) отношения по рациональному использованию природных ресурсов, 3) отношения по защите экологических прав человека и обеспечению экологической безопасности, 4) отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

ЭП – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, защите экологических прав человека и обеспечению экологической безопасности, владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Метод – система способов и средств воздействия норм ЭП на участников общественных отношений. В ЭП используются два метода: 1) императивный – метод властных предписаний, неравенства сторон, применяется в экологической экспертизе, контроле, лицензировании, предоставлении природных объектов в пользование. 2) диспозитивный – метод равенства сторон, когда участники общественных отношений самостоятельно определяют круг и объем своих прав и обязанностей. Он применяется при совершении сделок, проведении внутрихозяйственного контроля и др. Основной метод – императивный, так как отрасль публичная, хотя есть смешение методов.

Система экологического права состоит из двух частей: общая и особенная. Общая часть включает: 1) основные общие положения, предмет, систему и источники и др. 2) эколого-правовой статус человека 3) право собственности на природные ресурсы 4) право природопользования 5) управление в области природопользования и охраны окружающей среды 6) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Особенная часть включает правовые режимы отдельных компонентов: 1) правовой режим использования и охраны земель, 2) правовой режим использования и охраны лесов, 3) правовой режим использования и охраны недр, 4) правовой режим использования и охраны вод, 5) правовой режим использования и охраны животного мира, 6) правовой режим охраны атмосферного воздуха, 7) правовое регулирование обеспечения экологической безопасности.

Специальная часть включает: международное право окружающей среды, экологическое право зарубежных государств.

Принципы экологического права – это основополагающие идеи, начала, характеризующие сущность экологического права и его назначение в обществе.

Общеправовые (конституционные) принципы: 1) принцип законности – охрана окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством, 2) федерализма – экологическое законодательство находится в совместном ведении, 3) демократизма –граждане принимают участие в охране и решении вопросов использования окружающей среды, 4) уважение прав и свобод гражданина и др.

Отраслевые принципы закреплены в ФЗ «Об охране окружающей среды»: 1) обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду, 2) сохранение биологического разнообразия, 3) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывать ее безопасность лежит на субъекте хозяйственной деятельности, 4) платность природопользования для рационального использования природных ресурсов, 5) независимость контроля в области охраны окружающей среды, 6) обязательность оценки воздействия на окружающую среду и др. (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

ЭП занимает достойное место в системе российского права, является самостоятельной отраслью, так как имеет свой предмет и метод правового регулирования. Является публичной, комплексной отраслью права. ЭП связано с другими отраслями: конституционным (ст. 7,9,36,41,42,58,72 Конституции), гражданским (через институты права собственности, сделок, возмещения вреда причиненного экологическим правонарушениям и др.), административным (через институты административной ответственности – гл. 7 и 8 КоАП РФ и управление), с уголовным (охрана окружающей среды от преступных посягательств – одна из задач уголовного законодательства – глава 26 УК РФ «Экологические преступления»).

Тема 2. Источники экологического права

Источники экологического права – это нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие экологические отношения. Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе – на законы и подзаконные акты.

а) Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это– акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования – на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• законы (конституционные и федеральные),

• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,

• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

• нормативные правовые акты министерств и ведомств,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция РФ играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство...». Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности.

В Конституции РФ есть много иных норм общего характера, которые имеют отношение к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Например, положения ст. 71 и 72 о предметах ведения РФ и субъектов Федерации при принятии федеральных законов (п. «а» ст. 71); об обеспечении соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ст. 72); о защите прав и свобод человека и гражданина. Принципиальное значение имеют также положения ст. 76 относительно собственного правового регулирования субъектов РФ (ч. 4) и соотношения законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых по предметам совместного ведения, с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 5). В учебнике при рассмотрении конкретных тем даются ссылки на другие конституционные нормы общего характера как на источники права окружающей среды.

Законодательство об окружающей среде в собственном смысле – новое явление для России и представлено пока лишь некоторыми актами. Наряду с Законом «Об охране окружающей природной среды» к нему относятся:

ФЗ «Об экологической экспертизе»;

ФЗ «О континентальном шельфе»;

ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах »;

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство – это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает:

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Земельный кодекс;

ФЗ «О плате за землю»;

ФЗ «О недрах»;

ФЗ «О животном мире»;

Водный кодекс РФ

Лесной кодекс РФ

В некоторые из названных природоресурсных законов внесено много изменений и дополнений. Вместо отдельных законов (Закона об охране атмосферного воздуха и др.) подготовлены новые проекты.

Тема 3. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования

Формы собственности: частная, государственная и муниципальная.

К частной собственности относится собственность граждан, юр.лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. К государственной собственности относится: собственность РФ и субъектов РФ. К муниципальной собственности относится: собственность городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с земельным законодательством в частной собственности могут находиться земельные участки за исключением изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Земли, находящиеся в обороте, могут находиться в любой собственности и быть объектами любой сделки. Земли, изъятые из оборота могут находиться только в гос. собственности. Земли, ограниченные в обороте, не могут находиться в частной собственности, быть объектами только тех сделок, которые не ведут к частной собственности, могут быть в муниципальной и государственной собственности.

В частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные на земельном участке, находящемся в частной собственности. Если же объект на нескольких участках, то он в муниципальной собственности.

Законодательство о недрах не предусматривает право частной собственности.

В соответствии с лесным законодательством в частной собственности находятся древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке в частной собственности.

Права частной собственности на объекты животного мира нет.

Могут находиться любые природные ресурсы. В федеральной собственности находятся: 1) земельные участки и другие природные ресурсы на которых располагаются здания, строения, сооружения и др. объекты находящиеся в федеральной собственности; 2) земельные участки и другие природные ресурсы предоставленные для обороны, безопасности, охраны гос.границ и др. 3) земельные участки и другие природные ресурсы, предоставленные для федеральных энергетических систем, транспортных и космических систем, объектов ядерной энергетики; 4) природные ресурсы заповедников и национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения; 5) растения и животные занесенные в красную книгу РФ; 6) животные, ценные в хоз. отношении, естественная миграция которых проходит по территории двух или более субъектов; 7) все водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образования, юридических и физических лиц; 8) естественные ресурсы континентального шельфа – естественного продолжения материка под водой.

Могут находиться: 1) земельные участки за исключением изъятых из оборота, 2) пруды и обводненные карьеры, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, 3) городские леса, а также древесно-кустарниковая растительность и многолетние насаждения, расположенные на земельном участке в муниципальной собственности.

Недра и объекты животного мира не могут находиться в муниципальной собственности.

Это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию природных ресурсов. Виды: 1) в зависимости от объекта: право землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования, пользования животным миром; 2) по срокам: бессрочные и срочные (краткосрочные и долгосрочные); 3) по порядку и условиям пользования – общее природопользование и специальное.

Тема 4. Управление в области охраны окружающей среды. Экологический контроль

Управление – это система мероприятий, направленных на защиту окружающей среды органами государственной власти и ОМС. Виды управления: 1) общегосударственное – осуществление органами государственной власти общей компетенции (Правительство, Госдума, Президент); 2) специальное управление осуществляется специальноупономоченными органами в области охраны окружающей среды – Минприроды, ФС по надзору в сфере природопользования, федеральная регистрационная служба, ФА кадастра объектов недвижимости, ФА по недропользованию, ФА водных ресурсов, ФА лесного хозяйства 3) ведомственное управление осуществляется различными министерствами и ведомствами в отношении организаций, входящих в их систему; 4) производственное управление в отношении предприятий и учреждений.

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды: 1) экологическое нормирование 2) экологическая экспертиза 3) экологический контроль 4) экологический мониторинг 5) организация экологического аудита 6) экологическое страхование 7) экологическое образование 8) лицензирование 9) учет природных ресурсов и ведение кадастров 10) организация и проведение мероприятий по охране окружающей среды 11) распоряжение природными ресурсами.

В соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства. Он заключа¬ется в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, орга¬низациями и гражданами экологических требований по использова¬нию и охране окружающей среды и обеспечению экологической без¬опасности общества.

Целью экологического контроля является обеспечение деятель¬ности экологопользователей в соответствии с экологическими усло¬виями и требованиями, содержащимися в нормативной документа¬ции, утвержденной в установленном порядке.

Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная дея¬тельность, связанная с использованием отдельных видов природ¬ных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляе¬мая па территории России, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зо¬ны под юрисдикцией Российской Федерации.

Главными задачами государственного экологического контроля являются:

- проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- выявление нарушений экологических требований при подго¬товке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;

- проверка выполнения экологопользователями норм (нормати¬вов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

Контроль за соблюдением правил экологопользования может быть государственным, производственным, муниципальным и об¬щественным: Государственный контроль является прерогативой федераль¬ных органов исполнительной власти.

Тема 5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование. Однако с учетом уже изученных тем курса и полученных знаний относительно ведения кадастров природных ресурсов, экологического нормирования, экологического лицензирования есть основания усомниться в обоснованности включения в экономический механизм названных здесь инструментов административного управления в рассматриваемой сфере. Весьма дискуссионным можно признать также включение в экономический механизм охраны окружающей среды планирования природоохранных мероприятий. С одной стороны, планирование выступает в качестве одной из функций управления охраной окружающей среды, в том числе государственного. И соответственно правовые основы планирования должны рассматриваться применительно к управлению. Но с другой стороны, планирование является, по сути, экономической мерой охраны природной среды. Поэтому планирование будет рассмотрено в учебнике в разделе об экономическом механизме.

Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:

• планирование природопользования и охраны окружающей среды;

• финансирование охраны окружающей среды;

• платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;

• внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;

• экологическое страхование;

• налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

Полагаем недопустимым относить возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, к элементам экономического механизма природоохранительной деятельности. Возмещение экологического вреда осуществляется в порядке применения имущественной ответственности и должно рассматриваться в соответствующей теме курса.

Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма – стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

Тема 6. Правовые основы нормирования и стандартизации в сфере охраны окружающей среды

Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование с давних пор используется в качестве одного из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

Наконец, разработка и принятие экологических нормативов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений – 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты – 0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Тема 7. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля.

Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. И Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», и Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны.

Тема 8. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности).

Статья 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» - Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Тема 9. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Ст. 78 – 79 ФЗ «Об охране окружающей среды». Формы возмещения вреда: 1) возместить ущерб самостоятельно 2) оплата ущерба для восстановления 3) оплата по таксам 4) когда невозможно установить таксу – по методикам.

Вред природной среде причиняется согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. – восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая – наказание виновного.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам– также по отдельным видам.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.

При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.

Тема 10. Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности

Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двум основным направлениям - в отраслях народного хозяйства (в промышлен¬ности сельском хозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транс¬порте и др.), а также в пределах отдельных территорий (городских и сель¬ских поселений, рекреационных зон и др.).

В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осу¬ществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, раз¬мещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объек¬тов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.

На всех этапах производственного процесса важными элементами пра¬вовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требова¬ний экологического законодательства и экологический контроль.

Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйст¬венной деятельности, предусмотрены Законом РФ «Об охране окружаю¬щей природной среды» (ст. 40-55). При размещении, технико-экономичес¬ком обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промыш¬ленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, комму¬нально-бытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электро¬передач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья на¬селения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру¬жающей среды.

Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производст¬венного процесса.

На стадии размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплу¬атацию основное значение приобретают следующие направления:

- установление нормативов качества окружающей среды: предельно до¬пустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве; предельно допустимых уровней вредных физических воздействий: шума, ви¬брации, вредных излучений, магнитных полей и др.;

- обеспечение производственных объектов очистными сооружениями и устройствами по охране водоемов, почв, атмосферного воздуха от загрязне¬ния сточными водами и промышленными выбросами. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, со¬оружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня установленных нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения работ по рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды;

- осуществление оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности с целью выявления и предотвращения возмож¬ных неблагоприятных ее последствий - экологических, социальных, демо¬графических, экономических и других и принятия соответствующих мер по их предупреждению;

- проведение государственной, а при необходимости и общественной, экологической экспертизы проектов размещения, строительства и реконст¬рукции хозяйственных объектов, внедрения новых технологий, оборудова¬ния, материалов, продукции и т. д.;

- осуществление строительства и реконструкции предприятий и соору¬жений в соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными и другими нормами и правилами, предотвращающими вред¬ное влияние этой деятельности на окружающую среду.

На стадии эксплуатации производственных объектов основными направ¬лениями правовой охраны окружающей среды являются:

- соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) за¬грязняющих веществ в окружающую среду и других условий, обеспечиваю¬щих охрану окружающей среды и здоровья населения;

- предупреждение и ограничение вредных воздействий производствен¬ного шума, вибрации, магнитных полей и других физических факторов;

- предупреждение и устранение загрязнения окружающей среды, сни¬жение, обезвреживание и очистка вредных выбросов путем обеспечения эф¬фективной работы очистных сооружений, а также средств контроля за за¬грязнением;

- выброс (сброс) вредных веществ в окружающую среду только в соот¬ветствии с разрешениями, выдаваемыми компетентными государственными органами;

- рациональное использование природных ресурсов, соблюдение уста¬новленных лимитов природопользования (водопотребления, добычи полез¬ных ископаемых, лесных ресурсов и др.), ресурсосбережение, использова¬ние альтернативных источников энергии и материалов, вторичного сырья;

- соблюдение правил обращения с химическими, биологическими и ра¬диоактивными веществами при их производстве, хранении, транспортировке и применении. Запрещается применение токсичных химических препа¬ратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду, а также применение и разведе¬ние биологических объектов (микроорганизмов), не свойственных природе данного региона и полученных искусственным путем, без эффективных мер предупреждения их неконтролируемого размножения. Предприятия и орга¬низации обязаны не допускать превышения установленных норм радиации, а в случае их превышения - немедленно информировать органы, обеспечи¬вающие радиационную безопасность, принимать меры к ликвидации очагов заражения. В РФ создана система государственного учета и контроля ядер¬ных материалов;

- совершенствование производственных процессов в сторону снижения их отходности, внедрения экологически чистых транспортных средств и энергетических установок, малоотходных и безотходных технологий произ¬водства, основанных на комплексном использовании природных ресурсов, утилизации отходов, замкнутом цикле производства и др.;

- ограничение, приостановление и прекращение выбросов (сбросов), дру¬гих вредных воздействий на окружающую среду и иной хозяйственной дея¬тельности, причиняющей вред здоровью населения и природной среде, вплоть до прекращения работы предприятий и организаций, а также перепрофилизации деятельности экологически вредных объектов в случае невозмож¬ности уменьшения их вредного воздействия до установленных пределов;

- экологический контроль за выбросами (сбросами) загрязняющих ве¬ществ, выполнением требований экологического законодательства, а также проведением обязательных мероприятий по охране окружающей среды предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особым направлением охраны окружающей среды является проведение мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф, ликвида¬ции вредных экологических последствий стихийных бедствий и других чрез¬вычайных ситуаций. Правовые основы защиты граждан РФ и окружающей среды от этих явлений определяет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Тема 11. Правовая охрана окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупреди¬тельно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственно¬сти за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планиро¬вание мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельнос¬ти других субъектов, при изъятии земель для государственных или муници¬пальных нужд и др.

Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законо¬дательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъя¬тия земель и т. д.

Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установле¬ния нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, мине¬ральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременно¬го вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей земле¬пользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйст¬венной деятельности.

В числе последних следует особо выделить обязанности землепользова¬телей по:

- рациональной организации земельной территории;

- защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, хи¬мическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;

- использованию земель в соответствии с целевым назначением;

- приведению земель по миновании в них надобности в состояние, при¬годное для дальнейшего использования.

Субъекты хозяйственной деятельности, которые производят работы с на¬рушением поверхности земель (строительство, добыча полезных ископае¬мых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.

Специальные требования установлены законом для охраны сельскохо¬зяйственных земель.

Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ог¬раничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйст¬венных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного земле¬пользования, содержание которого было рассмотрено выше.

Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязатель¬ных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повыше¬нием почвенного плодородия.

Основные направления деятельности государственных органов, а также права и обязанности землепользователей в сфере сохранения, воспроизводст¬ва и повышения плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом «О государственном регулировании обеспечения пло¬дородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В со¬ответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:

- осуществлять сельскохозяйственное производство способами, обеспе¬чивающими воспроизводство плодородия земель;

- соблюдать правила и нормативы проведения агротехнических, мелио¬ративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;

- представлять сведения в компетентные органы об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.

В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспе¬чения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродук¬тивных угодий проводится мелиорация земель.

Мелиорация - это коренное улучшение земель путем осуществления гид¬ротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (рас¬чистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (созда¬ние защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанав¬ливает Федеральный Закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.

Тема 12. Правовые меры охраны окружающей среды от химического и радиоактивного загрязнения

Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радио¬активными веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федера¬ции, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Важнейшими среди них являются федеральные законы «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г., «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 г.; Федеральная целевая программа «Защита окружающей природной среды от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы»; Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последст¬вий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года: Программа развития атом¬ной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 го¬да; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-ис¬следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного действия».

Защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов является одной из глобальных экологических проблем современности. Диоксины являются высокотоксичными веществами, оказывающими вредное воздействие на здоровье людей и экологические систе¬мы. Они чрезвычайно устойчивы (период полураспада в почве - около 10 лет), накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При до¬стижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происхо¬дят генетические изменения, последствия которых непредсказуемы.

Целями Программы являются осуществление системных исследований, науч¬но-технических разработок и решение первостепенных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и ана¬логичными суперэкотоксикантами и минимизации и вредного воздействия на здоровье населения.

Основные задачи Программы: санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружа¬ющей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диокси¬нами и диоксиноподобными токсикантами;

разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по ди¬агностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токси¬кантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;

разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диокси¬нов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промыш¬ленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продук¬тах питания и кормах.

Программа предусматривает нормативно-правовое обеспечение безопасно¬сти окружающей природной среды и населения, экономические и организацион¬ные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения, оценку масштабов и степени загрязнения отдельных регионов Рос¬сии диоксинами и фуранами, методы и средства реабилитации территорий и здо¬ровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и др.

Согласно Федеральному закону «О радиационной безопасности» радиацион¬ная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-тех¬нического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспита¬тельного и общеобразовательного характера;

осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ¬ления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и граж¬данами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради¬ационной безопасности;

информированием населения о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению;

обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиаци¬онной безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территори¬альные) программы. Федеральные программы в области обеспечения радиацион¬ной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Россий¬ской Федерации.

Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г., понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребле¬ния, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 4 Федерального закона право собственности на отходы при¬надлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Тема 13. Правовая охрана окружающей среды городских и сельских поселений

Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунк¬тов осуществляется по следующим основным направлениям:

1) планирование охраны окружающей среды. Оно проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, меропри¬ятий по охране окружающей среды. В частности, эти вопросы предусматри¬ваются в соответствии со ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ в терри¬ториальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных пла¬нах городских и сельских поселений;

2) планировка и застройка территории с учетом экологических требова¬ний. Организация территорий городских и сельских поселений предполага¬ет, что разработка градостроительной документации, строительство и рекон¬струкция зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологи¬ческой безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической бе¬зопасности, установленных территориальными комплексными схемами ох¬раны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредно¬го воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека (ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Предусматриваются специальные мероприятия по охране недр, по зем¬леустройству, а также охране окружающей среды зон чрезвычайной эколо¬гической ситуации и экологического бедствия, крупных промышленных центров и территориально-производственных комплексов.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участ¬ков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды, экологической безопасности, санитарные правила.

Размещение предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения, а также требованиям сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются раз¬личные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение сани¬тарной очистки и т. д.

При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благо¬устройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегаю¬щих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснаб¬жения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.

При планировке и застройке территорий городов осуществляется зонирование, которое направлено на обеспечение благоприятной среды жизне¬деятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концен¬трации населения и производства, загрязнения окружающей природной сре¬ды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объек¬тов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37 Градост¬роительного кодекса РФ).

В соответствии с градостроительной документацией на территории го¬родских и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.

В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавлива¬ются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышлен¬ных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зави¬симости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений (ст. 43 Градостроительного кодекса, ст. 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения);

3) обеспечение санитарного режима городов. Санитарный режим обеспе¬чивается путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению про¬мышленных и бытовых отходов.

Цель санитарной охраны городов - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым Федеральный закон «О са¬нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимает такое со¬стояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствуют опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности (ст. 1).

Основные функции по реализации правовых мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняют службы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохране¬ния РФ.

Санитарные правила, то есть нормы, устанавливающие критерии безо¬пасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, организациями учреж¬дениями, государственными органами, должностными лицами и граждана¬ми (ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополу¬чии населения).

При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и ком¬мунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по пре¬дупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, во¬доемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответство¬вать санитарным правилам (ст. 18-20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффек¬тивной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. В отношении предприятий и транспорта действуют все установленные пра¬вила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.

Тема 14. Правовой режим экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хо¬зяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные из¬менения окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологи¬чески неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуа¬ции и зоны экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю¬щей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в облас¬ти охраны окружающей природной среды на основании государственной эколо¬гической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и вос¬производству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глу¬бокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие сущест¬венное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разру¬шение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользо¬вания, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и террито¬рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит бо¬лее общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстанов¬ка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо¬гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нару¬шение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение разме¬ров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных си¬туаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной вла¬сти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных ор¬ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор¬ганов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит ре¬шение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы¬ше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Тема 15. Правовой режим природных объектов, находящихся под особой охраной

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства под ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов гос. власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

Это природные комплексы (экологические системы). Особо охраняемые территории составляют природно-заповедный фонд. Категории особоохраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, являются федеральной собственностью, учреждаются постановлениями Правительства РФ по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ.

Заповедники имеют режим абсолютного заповедования, который полностью исключает какое-либо использование. Цель заповедника – сохранение природной среды, исключая вмешательство человека в ход естественных процессов. Все природные ресурсы полностью изымаются из оборота, пребывание граждан и должностных лиц не являющихся работниками заповедников без специального разрешения не допускается.

Задачи: осуществление охраны природной среды, научные исследования, экологический мониторинг, экологическое просвещение, подготовка специалистов, участие в экспертизе проектов, реализация которых может повлиять на состояние заповедника.

Национальные парки – устанавливается режим дифференцированного заповедования, они создаются для создания условий регулируемого туризма и сохранения природной среды. На территории национального парка устанавливаются различные территориальные зоны: 1) заповедная – запрещается любая деятельность 2) особо охраняемая – строго регулируемое посещение 3) зона познавательного туризма 4) рекреационная – для отдыха 5) зона обслуживания посетителей (ночлег, лагерь). Национальных памятников в РФ 32, в челябинской области – 2 (Зюраткуль, Таганай).

Они являются некоммерческими юридическими лицами.

Заказники – это территории имеющие особенное значение для сохраненения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках – режим относительного заповедования ими, как правило, объявляются природные комплексы предназначенные для сохраненения и воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.

Виды заказников: 1) биологические – а) ботанические – для сохранения отдельных видов растений; б) зоологические – для сохранения отдельных видов животных; 2) гидрологические (речные, озерные, болотные); 3) палеонтологические – сохранение ископаемых объектов 4) геологические – для сохранения ценных объектов неживой природы; 5) и др.

На территориях заказников постоянно или временно запрещаются или ограничиваются деятельность, которая противоречит целям создания заказников. Заказники могут иметь федеральное или региональное значение, создаются исполнительными органами государственной власти, являются юридическими лицами некоммерческими.

Памятники природы – уникальные невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Могут быть объявлены ими: участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: водные объекты, горы, месторождения ценных палеонтологических объектов, водопады, достижения науки и т.д.

Устанавливаются пояса охраны, то есть ограничение использования. Могут быть федерального, регионального, местного значения, они объявляются органами государственной власти или ОМС. Памятники природы могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности. Собственник несет бремя затрат на сохранение памятников.

Тема 16. Международно-правовая охрана окружающей среды

Международное экологическое право - это формирующаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепри¬знанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу ра¬ционального использования и охраны природных объектов, имею¬щих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотвор¬ной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.

На сегодняшний день остро встает вопрос о допустимых преде¬лах «вторжения» международного экологического права в сферу на¬ционального. Несомненно, всемерное развитие политических, эконо¬мических, транспортных, информационных, космических и других международных связей между различными государствами облегча¬ет понимание взаимосвязей экологических проблем. Однако любое делегирование национальных полномочий международным органам, объединение усилий в урегулировании конкретных проблем долж¬но быть оформлено путем подписания международных договоров, конвенций, хартий либо официальным вступлением в те или иные организации. Так, если международным договором, заключенным каким-либо государством, установлены иные правила, чем те, кото¬рые содержатся в законодательстве этого государства, то применя¬ется правила международного договора, т.е. международно-право¬вое регулирование имеет приоритет над внутренним законодатель¬ством.

Например, статья 15 Конституции РФ указывает, что общепри¬знанные принципы и нормы международного права и международ¬ные договоры имеют преимущество перед законами Российской Фе¬дерации.

Таким образом, международное экологическое право имеет два аспекта. Прежде всего оно является составной частью международ¬ного публичного права, которое на основе признанных междуна¬родных принципов и специфических методов регулирует все фор¬мы международного сотрудничества различных государств, и в то же время оно является внутренним продолжением национального экологического права в нашей стране.

В регулировании экологических отношений широко использу¬ются принципы и нормы, закрепленные в Уставе ООН и других важ¬ных международно-правовых актах. К ним можно отнести: уваже¬ние суверенитета государств, равенство государств, территориаль¬ную целостность и неприкосновенность государств, невмешательст¬во во внутренние дела государств, взаимопомощь и др.

Источники международного экологического права делятся на две категории: общепризнанные источники международного права, перечисленные в статье 38 Статута Международного суда (между¬народные конвенции, как общие, так и специальные; международ¬ный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины квалифицированных специалистов по публичному праву) и норма¬тивные акты, не имеющие обязательной силы (решения и резолю¬ции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний).

Источники, которые не содержат обязательные правила, тем не менее оказывают влияние на международные отношения своим ав¬торитетом, т.е. носят рекомендательный характер.

Международные конвенции, договоры, соглашения, касающие¬ся охраны окружающей среды, классифицируются по некоторым признакам. Как правило, различают несколько видов: двусторонние и многосторонние; межгосударственные и с участием международных организа¬ций; межправительственные и межведомственные; глобальные, региональные и субрегиональные и т.п.

Особым источником международного экологического права, но¬сящим обязательный характер, являются решения некоторых меж¬дународных организаций: Генеральной Ассамблеи ООН, Экономи¬ческого и Социального Совета, региональных экономических комис¬сий (ЕЭК, ЭКА и др.), Организации экономического сотрудничест¬ва и развитияЧОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II: Федеральный закон от 26 января 1996 г. №64-ФЗ (в ред. от 20.04.2007 г)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст. 1.

3. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. №50. Ст. 5278.

4. О животном мире. Федеральный закон от 24.04.1995 г. №52-ФЗ, в ред. от 20.04.2007 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №17. Ст. 1462.

5. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 133.

6. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юрист, 2007.

7. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: Эксмо, 2006.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(33.2 KiB, 23 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!