Программа исследования в социальной работе

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Тщательно разработанная программа любого вида исследования в области социальной работы – гарантия успеха всего изыскания.

Программа исследованияэто изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезы исследования с указанием правил про­цедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (Ядов, с. 67). Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.

Подготовка исследования в социальной работе непосредственно начинается не с со­ставления анкеты, а с разработки его программы,состоящей из двух разделов: методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование проблемы (проблемной ситуации);

б) определение объекта и предмета исследования;

в) определение цели и постановка задач исследования;

г) уточнение и интерпретация основных понятий исследования;

д) формулировка гипотезы исследования.

Данный раздел требует основательной теоретической подготовки специалиста по социальной работе, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные социальные явления.

Методический раздел программы (или процедурный) предполагает:

а) определение изучаемой совокупности;

б) характеристику методов сбора первичной информации;

в) последовательность применения инструментария для ее сбора;

г) логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ.

Таким образом, существенным аспектом при разработке программы исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы. При этом социальная проблема определяется как «социальное противоречие», осознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Программа исследования выполняет две важнейшие функции: научно-познавательную и научно-организационную. Первая состоит в обеспечении теоретико-методической целостности исследования, вторая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.

Сформулируем общие требования, предъявляемые к идеальной программе.

1. Как таковая необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все иначе. Однако подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом – плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.

2. Эксплицитность программы. Все положения программы должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры.

3. Логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задач исследования. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом. Одним словом, все звенья программы должны быть связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно повлечет за собой ошибки в последующих операциях.

4. Гибкость программы. Гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то звене.

Однако отметим, что не все исследовательские программы непременно должны строится по той схеме, что здесь была предложена. Особенности вида исследования, субъективный фактор и др. накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения.

В заключение приведем некоторые практические советы для начинающих исследователей.

1. Не начинайте разработку программы прежде, чем вы не уясните, в чем главная проблема исследования, ее познавательный и практический смысл.

2. Обдумайте и обсудите с другими, является ли данная проблема достаточно значимой в теоретическом и (или) практическом смысле,  чтобы затратить усилия на исследование; нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей проблемы?

3. В зависимости от предыдущего обдумайте, каким будет ваше исследование (теоретико-прикладным или практически-прикладным), а затем решите, располагаете ли вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, материальными средствами) для проведения исследования такого типа в приемлемые сроки.

4. Постарайтесь в предварительном варианте детализировать проблему, наметить объект и уточнить предмет исследования и снова продумайте, какие практические трудности возникнут в проведении исследования. В частности, в какой мере доступен объект исследования, получите ли вы должную поддержку со стороны ответственных лиц, заинтересованных в изучении и решении данной проблемы, или что следует сделать, чтобы вызвать такой интерес.

5. Теперь вы можете ясно сформулировать цель исследования – на какой главный вопрос должен быть дан ответ и насколько детальным он должен быть применительно к избранному предмету исследования. Далее переходите к развертыванию системы задач.

6. Максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решить для достижения цели.

7. Безжалостно отсекайте задачи, косвенно или вовсе не связанные с главной целью.

8. Составьте список вопросов для уяснения особенностей предметной области и объекта исследования: что читать? С кем консультироваться?

9. Не жалейте время на самообразование, обращайтесь к новейшей литературе по предмету, в ней вы найдете ссылки на фундаментальные работы и опыт и снова консультируйтесь с доступными специалистами.

10. Формулируйте гипотезу исследования и уточняйте содержательный смысл основных понятий, которые вошли в формулировку гипотез.

11. Приступайте к систематической отработке понятийного аппарата исследования.

12. Составьте схему: слева – признаки ключевых понятий, справа - соответствующие показатели и в последней колонке – как получить сведения о данных показателях (набросок методического обеспечения исследования). Решите, какие методики придется разрабатывать специально, что можно использовать из имеющихся.

13. Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится вам не только в проведении исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации.

Разработанная программа дополняется и конкретизируется составлением разного рода планов исследования.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!