Профилактика девиантного поведения

Профилактика - это совокупность государственных, обще­ственных, социально-медицинских и организационно-воспита­тельных мероприятий, направленных на предупреждение, ус­транение или нейтрализацию основных причин и условий, вы­зывающих различного рода социальные отклонения в поведе­нии подростков. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предприня­тые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;  сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых це­лей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения сле­дующих составляющих: направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовер­шеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение ребенка новым навыкам, которые помогают до­стичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основы­вается на том, что отклонения в поведении подростков от соци­альных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением ра­боты должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государ­ством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевиде­ние), кино, театр, художественную литературу и другие произ­ведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социаль­но-экономических, общественно-политических, организацион­ных, правовых и воспитательных мероприятий, которые про­водятся государством, обществом, конкретным социально-пе­дагогическим учреждением, социальным педагогом для устра­нения или минимизации причин девиантного поведения.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социаль­но-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возмож­ных отклонений от социальных норм целенаправленными ме­рами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Очень важно вовремя рас­познать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуман­ных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соот­ветствующим медицинским лечением, дополненным опреде­ленным воспитательным воздействием со стороны социально­го педагога.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности под­ростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап — раскрытие сущности отдельных волевых ка­честв, правильная их иллюстрация примерами. Второй этап — выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения меж­ду смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; са­мостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Первооче­редной задачей воспитателей на этом этапе является устранение мифов о волевом облике подростка как человека эгоцентрично­го, не считающегося с чужим мнением, развитого физически и т.д. Это позволяет достигнуть начала самовоспитания несовер­шеннолетнего. Необходимо выработать у подростков привычку критически оценивать свои поступки и самого себя, а следова­тельно осознание «кто ты есть и каким можешь стать». Третий этап — планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным не­достаткам. Четвертый этап — зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сфор­мировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина.

Существует еще один подход, связанный с применением сан­кций. Сущностью его является наказание человека, совершив­шего правонарушение, на основании уголовных законов. «Чтоб другим не повадно было» — гласит народная мудрость. Одна­ко весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности толь­ко жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных от­клонений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!