Профессия социального работника как условие формирования и развития личности

4 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Обращение к личности студента, будущего профессиона­ла, актуально. Положительно, что в разработке нового стан­дарта одним из ключевых моментов выступает идея воспита­ния человека, личности студента, специалиста-профессио­нала в области социальной сферы.

И главная цель воспитания - формирование личности профессионала, который имеет ориентированные цели, мо­тивы, убеждения, качества и позиции в жизни, что находит отражение в исследованиях (К. А. Абульхановой-Славской, Л. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, А. А. Деркача, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. И. Ляшенко, Л. В. Мардаха-ева, А. М. Панова, П. Д. Павленка, В. А. Сластенина, Л. В. Топ-чего, Е. И. Холостовой, Б. Ю. Шапиро, Т. Д. Шевеленковой и др.). Воспитание и самовоспитание необходимых качеств, свойств и черт характера, позволяющих успешно реализо-вывать себя в профессии, происходит как в образовательном процессе вуза, так и его деятельности.

Полагаем, что студент как будущий профессионал, граж­данин формируется на основе концептуальной идеи воспита­ния и развития личности через профессию (особенно это от­носится к системе "человек-человек", "человек-общество". - Е. А. Климов). Большим потенциалом и основанием воспитания Человека-гражданина, гумманной и разносторонне на­правленной личности в жизни и деятельности выступает про­фессия "социальный работник". Предметная сущность соци­ального работника воплощена в системном феномене, отме­чает Е. И. Холостова, - "социальности", которая отражает многообразные способы и формы существования и взаимо­действия людей-личностей, семьи, коллективов, групп, клас­сов и т. д. Но вместе с тем категория "социальная деятель­ность", относящаяся непосредственно к более узкому объек­ту - социальная работа, помогает человеку, студенту, специалисту: самореализовываться, самовоспитываться, са­моутверждаться. Отмеченные характеристики позволяют лич­ности входить вместе с формированием процесса сознания и самосознания в профессиональную общность, что также яв­ляется фактором, условием воспитания профессией, воспи­тания в профессии1.

Полагаем, что важный акцент в воспитании личности как будущего профессионала выполняют ее потребности, моти­вация, стремление, интерес к самосовершенствованию, к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, самоакту­ализации "здесь и теперь", "сегодня и завтра". Личность имеет свои задатки, возможности, чтобы эффективно осуществ­лять профессиональную деятельность. Но и деятельность может оказывать влияние на формирование необходимых профессиональных качеств. В этом плане учебно-образова­тельная и внеучебная деятельность в вузе позволяет созда­вать "платформы", условия для формирования воспитания личности студента, будущего профессионала.

Значительное место и роль в воспитании личности соци­ального работника как профессионала осуществляют педаго­гические дисциплины. Педагогика в социальной работе выс­тупает гуманистическо-методологическим стержнем. Педаго­гические основы и закономерности позволяют не только выполнять информационно-консультативные, но и методи-ко-технологические функции, в первую очередь в деятель­ности "социальная работа".

В связи с этим следует выделить некоторые подходы ис­следователей к понятию "воспитание". Ю. К. Бабанский дает следующее толкование: воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития обще­ства. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова оп­ределяют воспитание как целенаправленное управление про­цессом развития личности. Это часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. "Воспитание есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необхо­дима человеку для исполнения своего назначения человека на земле"1. Н. М. Таланчук понимает воспитание - как фор­мирование гармонически развитой личности, готовой и спо­собной полноценно выполнять систему социальных ролей. Вместе с тем, по мнению И. А. Зимней, сегодня в основе разрабатываемой общей стратегии воспитания должна лежать концепция приоритета активной, творческой, созидательной жизни человека, в контексте чего "воспитание - это соци­ально-обусловленное становление индивида, как человека, личности, гражданина в процессе институциональной, межличностно-рефлексивной социализации и инкультура-ции". Следует полагать, что доминирующая в обществе мо­дель воспитания будет в определенной степени обозначать (культивировать) особенности формирования и выраженность гражданской позиции личности, и, безусловно, проявления ее в общественной жизни и профессиональной деятельности.

Педагогическая помощь, педагогическая поддержка, пе­дагогическое сопровождение человека, клиента, семьи, груп­пы лиц, оказавшихся в социально-уязвимых условиях, - реальные методы и технологии социальной адаптации, кор­рекции, помощи. Включение в эту деятельность педагогичес­кого такта, основ этики, "мажорного тона" в принятии чело­века, опоры на положительные основы личности делают ре­зультативной и эффективной профессиональную деятельность.

Пилотажный опрос, проведенный среди студентов III-V курсов (количество респондентов свыше 200 человек), по­зволяет подтвердить идею и цель исследования: воспитывает личность студента - профессия, которую он выбрал. Среди студентов специальности "Социальная работа" был проведен опрос, направленный на то, чтобы определить, воспитывает ли личность студента выбранная им профессия. Респонден­там было предложено дать развернутый ответ на 5 вопросов. Предлагаемые вопросы просты, но позволяют подумать, проанализировать, подкорректировать свое состояние, чер­ты характера, поведения, отношение.

  1. Какие качества личности, черты характера, прису­щие Вам, будут помогать в социальной работе.
  2. Какие качества личности, черты характера отсут­ствуют у вас, но они профессионально необходимы для со­циальной работы?
  3. "Воспитание" и "самовоспитание", как вы соотноси­те эти понятия с профессиональной работой?
  4. Ставите ли вы цель (на ближайшую перспективу) фор­мирования, воспитания профессионально-важных и личнос­тных качеств?
  5. Какие виды учебных и внеучебных занятий, практи­ческой деятельности, на ваги, взгляд, наиболее помогают вос­питанию и формированию личности-профессионала?

Студенты представили широкий спектр ответов на пер­вый вопрос, где нужно было перечислить основные личностные качества и черты характера, которые будут помогать в социальной работе. Мы рассмотрим наиболее часто встреча­ющиеся ответы. Самым полезным качеством в деятельности социального работника является доброта, так считают 26 человек, очень важным качеством является толерантность, с этим согласны 23 опрошенных, Вместе с тем важную роль в социальной работе играет коммуникабельность, это отмети­ли 32 респондента. Кроме того, в ответах были упомянуты такие качества, как эмпатия (19 человек), целеустремлен­ность (19 человек), альтруизм (7 человек), тактичность (15 человек), оптимизм (16 человек). Таким образом, мы ви­дим, что все представленные качества входят в категорию профессионально необходимых в деятельности социального работника, и это говорит о том, что студенты, развивая, формируя за время обучения даннйе качества личности, счи­тают необходимым применить их в своей будущей професси­ональной деятельности.

Среди личностных качеств, которые у них отсутствуют, но которые необходимы в социальной работе, респондента­ми были отмечены в основном такие черты характера, как решительность (22 человек), объективность (11 человек), урав­новешенность (20 человек), альтруизм (9 человек), организо­ванность (18 человек), толерантность (15 человек).

Здесь можно отметить, что преобладают в основном об­щие личностные качества, которые почти не перекликают­ся с чертами характера, упомянутыми в предыдущем вопро­се. Это свидетельствует о том, что на завершающем этапе обучения основные профессионально важные качества у рес­пондентов уже сформированы.

В третьем вопросе - о соотношении "воспитания" и "са­мовоспитания" с профессиональной деятельностью - студен­ты дали следующие ответы: 28 человек считают, что в про­фессиональной деятельности важны оба этих процесса, и в зависимости от их успешности будет идти процесс становле­ния профессионала. Данная группа опрошенных считает, что на протяжении процесса обучения важно заниматься самовоспитанием и активно участвовать в учебно-образователь­ном процессе. Вместе с тем 19 респондентов считают, что для достижения результатов в профессиональной деятельно­сти нужно больше внимания уделять самовоспитанию, так как никто не может дать больше человеку, чем он сам. 18 опрошенных разделяют мнение, что воспитание играет важ­ную роль в профессиональной деятельности, а значит, мно­гое зависит от того, кто и как обучает будущего специалиста.

На четвертый вопрос были получены почти единогласные ответы, 42 респондента планируют развивать и формировать профессионально необходимые личностные качества в бли­жайшем будущем. Большинство студентов считают, что на­личие профессионально необходимых качеств может служить хорошей базой для дальнейшего профессионального роста. Пять респондентов пока не ставят себе таких целей.

Среди ответов на 5-й вопрос о том, какие виды" деятель­ности помогают воспитанию и формированию личности-про­фессионала, большинство опрошенных выделили практичес­кую деятельность, непосредственное участие в профессио­нальной работе "на местах" (26 человек). Роль и значение различных тренингов и психологических упражнений в учеб­ном процессе отмечают 28 человек. Семинары и дискуссии были упомянуты 15 опрошенными. Творческая деятельность и креативные упражнения предпочтительны для 24 человек. 11 человек назвали семинарские занятия как способ воспита­ния личности. Приглашение специалистов в области социаль­ной работы для того, чтобы они рассказывали о своей дея­тельности, делились опытом было отмечено 19 студентами, самостоятельная работа упомянута лишь 13 респондентами, этот показатель заставляет задуматься о роли и месте само­стоятельной работы как виде учебной деятельности для сту­дентов очной формы обучения.

Таким образом, следует отметить, что студенты предпо­читают активное обучение, где можно проявлять свои твор­ческие возможности и личностные качества, учиться конк­ретным действиям на практике, узнавать интересное, знакомиться с новыми людьми и их проблемами. Все это должно помочь в воспитании личности, в формировании новых про­фессионально важных черт характера, что, в свою очередь, может привести не "только к личностному росту, но и про­фессиональному совершенствованию.

Данное исследование наглядно показывает, что профес­сия накладывает отпечаток на формирование личности. Дея­тельность социального работника имеет свои особенности, что обуславливает определенный набор личностных качеств, ко­торые формируются в процессе профессионального обуче­ния. На протяжении всей профессиональной подготовки идет воспитание и самовоспитание личности, и от успешности протекания этих процессов во многом зависит будущее про­фессиональное становление специалиста социальной сферы.

Учебно-образовательный процесс, построенный на лично-стно-ориентированных, развивающих педагогических техно­логиях - с использованием деловых, ролевых, имитацион­ных игр, проблемных дискуссий, ситуативных упражнений, тренингов и др., способствуют воспитанию и развитию не только интеллектуальной, но и нравственно-волевой комму­никативности личности. Эффективным дополнением явля­ются и лекционные занятия, встречи за круглым столом по заданной тематике, в которых должна преобладать личност­ная преамбула: Кто я? Каков я в будущей профессии, жиз­ни? Что мне конкретно необходимо в личностном пла­не, чтобы достичь успеха в профессии? (Н. А. Рыбакова, Н. Б. Шмелева и др.).

Еще одно возможное направление формирования необхо­димых качеств личности - это непосредственное включение студентов в профессиональную деятельность "практическое поле" в период практики, когда формируются и самовоспиты­ваются такие качества личности, как самостоятельность в при­нятии решений, инициатива, организованность, ответствен­ность и т. д.

Важной основой воспитания личности студентов является изучение и внедрение в практику Этического кодекса социального работника, социального педагога, который не только раскрывает этические принципы, стандарты, нормы поведе­ния личности в профессиональной деятельности, но отражает ориентированность человека в жизни. Вместе с тем различ­ные формы внеучебной работы (акции, конкурсы, олимпиа­ды, мероприятия - день защиты детей, месячник пожилого человека, праздник семьи; день социального работника, "не­деля" воина-защитника, миротворца; акции - "Памятка че­ловеку, попавшему в беду", "Внимание: подросток - бес­призорный", "Бездомный человек в нашем городе"; клубы - "Ищу друга", "Шанс" - помощь в трудоустройстве, "Помоги себе и другому"; экскурсии в социальные службы "Наша про­фессия сегодня и завтра", встречи с представителями соци­альных структур, организация групп взаимопомощи/самопо­мощи) способствуют воспитанию человека-гражданина, про­фессионала.

Профессиограмму социального работника, социального пе­дагога составляют такие компоненты гуманистических и нрав­ственных качеств, как гражданственность, социальная актив­ность, целеустремленность, организованность, справедливость, толерантность, эмпатия, рефлексия, тактичность, общитель­ность, корректность, доброжелательность и пр. Профессия не только определяет путь человека, но она его и воспитывает.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!