Профессионально-личностный имидж специалиста социокультурной сферы и его формирование

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Имидж является достоянием человека конкретной сферы и профессии. При разработке имиджа работника социокультурной сферы учитываются основные требо­вания, предъявляемые к данной профессии, конкретные условия работы и перспективы карьеры, личностные ха­рактеристики специалиста. С учетом их составляется концепция деловых намерений, в которой анализируют­ся кадровые и технико-экономические характеристики, социокультурная ситуация в данной организации, райо­не, городе, регионе; круг персоналий, с которыми следу­ет контактировать по рабочим проблемам, спонсорские возможности.

Основная цель - сформировать деловой профессио­нально-личностный имидж, который выступает одновре­менно как внешняя презентация человека и как показа­тель его деловых, личностных качеств и характеристик.

Профессиональный имидж - важная составная часть имиджа специалиста. Современный человек нацелен на жизненный успех, карьеру, самореализацию в близкой для него сфере деятельности, что в основном зависит от уровня сформированного профессионально-личностно­го имиджа. Важными условиями процесса его формиро­вания являются следующие предпосылки:

- благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов;

- способность человека управлять окружающими обстоятельствами, а также своими собственными действиями, поступками и поведением;

- потребность постоянно осваивать, перерабатывать и применять на практике новую информацию, по­лученную из различных источников;

- духовно-нравственная культура, являющаяся ори­ентиром в противоречивом мире рыночных струк­тур, высоких технологий, политкомпаний и совре­менных коммуникаций.

Суммируем важнейшие показатели профессиональ­ного имиджа:

- удовлетворенность специалиста своим трудом;

- удовлетворенность специалиста своими отноше­ниями с коллегами, партнерами, а также отноше­ниями внутри организации;

- совпадение ценностного ряда специалиста с соци­альными ценностями организации;

- достаточный уровень профессионального автори­тета сотрудника внутри организации и среди кол­лег-профессионалов из других фирм;

- невысокий уровень конфликтности и ее управляе­мость;

- наличие развитого уровня фирменного стиля.

Профессии в социокультурной сфере, как правило, публичные, связаные с известностью, даже популярнос­тью, требующие развитых навыков и умений общаться с разными категориями населения, освоения современ­ных технических средств и передовых технологий ком­муникации. Нелишним будет еще раз напомнить, что успешность работы специалиста взаимосвязана с при­влекательностью и популярностью его имиджа. Профес­сиональная работа туристических агентств, бюро путе­шествий и экскурсий, гостиниц, ресторанов, развлека­тельных центров и клубов, музеев, библиотек, театров, кино, культурных и эстетических центров, образова­тельных комплексов во многом определяется привлека­тельным имиджем его сотрудников, которым делегиро­ваны самые широкие полномочия.

Каждый профессионал представляет собой уникаль­ную личность со своими особенностями и потребностя­ми. Личность как человеческий индивид содержит ус­тойчивую систему социально значимых черт, характери­зующих ее в качестве члена определенного общества, организации, фирмы. Будет интересно вспомнить, что в своем первоначальном значении слово «личность» обо­значало маску, роль, исполнявшуюся актером в гречес­ком театре. Можно его сравнить с русским словом «ли­чина». Важно знать, что личность не может существо­вать в отрыве от своего человеческого Я, и она является частью его сущности.

Личностный имидж представляет внутреннее и внеш­нее своеобразие конкретного человека. К личностному имиджу относятся:

- ментальные особенности, отличающие предста­вителя той или иной цивилизации на врожденном бессознательном уровне прообразов - архе­типов;

- психологический склад личности - способности, характер, темперамент, ценностные ориентации, самооценка, индивидуальный стиль мышления;

- биологические детерминанты личности, включаю­щие сочетание наследственных и приобретенных свойств.

Имиджирование представляет научно-обоснованный и технологически апробированный процесс формирова­ния позитивного профессионально-личностного имид­жа. Его основной целью является создание идеального имиджа конкретного специалиста с учетом его личност­ных особенностей для качественного, высокопродук­тивного выполнения профессиональных обязанностей, способствующих достижению им жизненного успеха. Задачи имиджирования достаточно специфичны: с од­ной стороны, данный процесс детерминирован строги­ми правилами, процедурами, критериями, методами, с другой - он имеет творческий, инновационный харак­тер. Имиджированием занимаются отдельные подготов­ленные специалисты или команда профессиональных имиджмейкеров. Оно состоит из овладения двумя уров­нями знаний и практик:

1) освоение теории психологии личности, психоло­гии общения, психотерапии, этики, эстетики, конфликтологии, социологии, управления пер­соналом, медицины, социодинамики культуры;

2) освоение практик риторики, ораторского искус­ства, этикета, пластики, косметологии, моды, ди­зайна одежды и аксессуаров, эргономики, парик­махерского искусства, здоровьесберегающих тех­нологий.

Специалисты по имиджированию разработали фор­мулу воздействия имиджа на окружающих людей, которая представляет собой схему поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа:

- привлечение к себе внимания - пробуждение интере­са - создание потребности - спровоцированное дей­ствие.

При создании имиджа могут использоваться различ­ные технологии. Например, с помощью создания како­го-либо события, спонсорства, скандала, поездки созда­ется образ организации, привлекательный для клиентов. Основополагающее значение в организации успешного процесса имиджирования В.М. Шепель придает обяза­тельным психолого-педагогическим принципам, кото­рые выступают в роли постоянных факторов, воплощен­ных в разнообразных формах и методах профессиональ­ного мастерства специалистов [49, с. 96-98]. Это, в част­ности:

- принцип самовоспитания;

- принцип гармонии визуального образа;

- принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного воздействия,

- принцип саморегуляции и самосбережения тела и души, разумного образа человеческого бытия;

- принцип речевого воздействия. .

Особое место в формировании имиджа занимает вы­бор модели поведения. Великий поэт и философ И.В. Гё­те утверждал, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Суще­ствует своего рода талант вглядываться в это зеркало и улавливать отношение окружающих людей. Чем объек­тивнее представление о своем поведении, основанное на реакции коллег, друзей, недругов, тем действеннее будет тактика и стратегия выбранной модели поведения, кото­рая зависит как от внутренних возможностей человека, так и от внешних обстоятельств.

Итак, основными критериями выбора определенной модели поведения могут являться следующие. Выбран­ная модель поведения должна соответствовать общепри­нятым нравственным и правовым нормам. Критерием выбора модели поведения может являться и поставлен­ная человеком цель при условии, что она не противоре­чит правопорядку и нравственно безупречна. Следует учитывать при выборе собственной модели поведения индивидуальные особенности, в том числе возраст, пол, семейное положение, национальность. В любом конк­ретном случае поведение должно не копировать чьи-то действия, а являться достойным способом взаимодей­ствия человека с окружающими, задействуя ожидаемые привлекательные качества:

- от мужчин - силу духа, благородство, мужествен­ность, интеллектуальную незаурядность, заботли­вость, физическую силу и выносливость;

- от женщин - внешнюю привлекательность, жен­ственность, природный шарм, стильность, привет­ливость, нежность.

Однако не всегда молодой честолюбивый специа­лист, нацеленный на жизненный успех, может восполь­зоваться услугами профессиональных имиджмейкеров. Поэтому ему следует самостоятельно осваивать имидже-логию как науку, искусство и технологию. С чего следует начать? Во-первых, попытаться объективно оценить себя, свои личностные возможности в выбранной про­фессиональной деятельности. Во-вторых, определить основные составляющие собственного профессиональ­но-личностного имиджа. Большинство исследователей такими составляющими считают:

- профессионализм и компетентность;

- нравственную надежность;

- гуманитарную образованность и общую культуру;

- коммуникативную привлекательность;

- конструктивные поведенческие стратегии и тактики;

- профессиональную этику и стиль поведения;

- здоровый образ жизни;

- владение психотехнологиями.

Безусловно, никакой позитивный имидж невозмо­жен без данных слагаемых. Однако они требуют своей конкретизации применительно к профессиям социо­культурной сферы. Полагаем, что следует особо выде­лить такие специфические составляющие, как:

- знание и соблюдение правил и условностей дело­вого этикета;

- владение искусством устной и письменной дело­вой речи, в частности, общением по телефону, ве­дением переговоров, публичным выступлением перед разной аудиторией;

- внешняя привлекательность, стильность;

- конструирование поведенческой тактики и страте­гии в зависимости от конкретной ситуации и воз­можных перспектив ее развития;

- владение эффективной поведенческой техникой;

- сохранение физического, психологического, нрав­ственного здоровья;

- владение здоровьесберегающими технологиями.

Для овладения основными составляющими позитив­ного профессионально-личностного имиджа в социо­культурной сфере следует:

- во-первых, ознакомиться с соответствующей лите­ратурой, приведенной в рекомендованном списке источников;

- во-вторых, поработать над психологическими тес­тами;

в-третьих, выбрать с помощью компьютерной программы «Ваш стиль» новую современную при­ческу, цвет волос, макияж, оправу для очков, одеж­ду, аксессуары;

в-четвертых, освоить основные принципы созда­ния собственного имиджа:

- принцип повторения;

- принцип постепенного и непрерывного усиле­ния воздействия;

принцип «двойного вызова» разум и чувства окружающих;

воздействия на

в-пятых, для закрепления полученных знаний не­обходимо поучаствовать в тренингах, которые на технологическом уровне позволяют овладеть уме­ниями продуктивного построения межличностных коммуникаций, вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слуша­ния, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных в данных ситуациях решений, активизации дея­тельности, снятия стресса с помощью современ­ных методик.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!