Профессиональная мораль в органах внутренних дел и ее специфика

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Профессиональная мораль обладает специфическими чертами в каждый конкретно-исторический период времени, несет на себе, как и вся моральная система данного общества, отпечаток господствующих в нем базисных экономических отношений. Особенность того или иного профессионального кодекса морали, его отличительные черты определяются социальной функцией данной профессии. Специфические моральные требования складываются, прежде всего, у тех профессиональных групп, объектом деятельности которых выступает человек: его здоровье, воспитание, охрана прав и свобод и т. п.

«Мораль, или нравственность, – отмечает Р. Г. Апресян, – относительно целостный, но внутренне неоднородный феномен; в своем существовании и функционировании она по-разному обнаруживается как, во-первых, ценности и представления, выражающие моральный идеал, возвышенный и абсолютный, во-вторых, ценности и представления, связанные с жизнью человека, самоопределением и самоосуществлением личности, и, в-третьих, ценности и представления, связанные с жизнью сообщества, его (само)управлением и проводимыми в нем политиками. А также как соответствующие ценностям требования и осуществляемые в соответствии с ними практики»[1].

Оформление профессиональной морали происходит в специфических видах деятельности, осуществляемой в рамках профессиональных ассоциаций, посредством складывания моральных кодексов. «Министерство внутренних дел Российской Федерации, – отмечается в Приказе МВД РФ № 1138 от 24 декабря 2008 года «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», –

исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка,

основываясь на фундаментальных общечеловеческих  и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга,

олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа,

принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»[2].

Необходимо отметить, что Кодекс профессиональной этики «представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические представления, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс – не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблаговидные юридические последствия»[3].

«Нравственная культура личности, – отмечает Е. М. Федорова, – подразумевает знание общих моральных принципов, способность трансформировать их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Высший уровень нравственной культуры – «нравственная мудрость». Способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях»[4].

Профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали, дополняя ее спецификой конкретной профессиональной деятельности. Содержание любой профессиональной морали определяется принципами общечеловеческой морали. Такие нравственные принципы как гуманизм, совестливость, честность, неподкупность и т. п. характерны фактически для всех профессий. При всей однозначности этих требований существует значительная разница в их реализации. Она зависит от специфики профессиональной группы и ее функций в обществе.

Особенность профессиональной морали, ее отличительные черты определяются социальной функцией данной профессии. Специфические моральные требования складываются, прежде всего, у тех профессиональных групп, объектом деятельности которых выступает человек; его здоровье, воспитание, обучение, охрана его прав, свободы т. п.

В профессиональной морали нравственные требования в значительной степени конкретизированы и максимализированы, предполагая высшую степень нравственной надежности человека.

Профессиональная мораль отличается характером функционирования и механизмом контроля за исполнением нравственных норм и принципов. Общие моральные нормы имеют в целом рекомендательный характер. Профессиональная мораль приобретает директивный характер. В деятельности профессиональной группы мораль начинает выступать на уровне служебных инструкций, указов и положений, подлежащих неукоснительному исполнению.

В обществе мораль в целом контролируется личным убеждением, совестью самого индивида, а также общественным мнением. В профессиональной группе контроль более строгий: здесь действуют одновременно общественное мнение, право и служебно-административная санкция. В целом же все варианты нравственных требований, действующих в профессиональных группах, можно свести к следующему: подчиняй свой интерес интересу группы, будь максимально солидарен с ней, подчиняй интерес группы интересам общества.

Говоря об источниках профессиональной морали сотрудников ОВД, необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство. Правовая мораль представляет собой нравственное содержание права, следовательно, ее источники совпадают с источниками права. В частности, указанный выше Кодекс «разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Нормы и требования Кодекса соответствуют положениям Кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка, а также Европейского кодекса полицейской этики» (ст.1)[5]. Последний документ носит рекомендательный характер, о чем и указано в преамбуле, где говорится, что «принимая во внимание необходимость определить единые европейские направления и принципы в области общих целей, функционирования и ответственности полиции для обеспечения безопасности и прав человека в демократических обществах, регулируемых верховенством права, рекомендует правительствам государств-членов руководствоваться в их внутреннем законодательстве и практике, а также в их кодексах поведения для полиции принципами, изложенными в Европейском кодексе полицейской этики, с целью обеспечения постепенного введения в практику и возможно более широкого их распространения»[6].

Профессиональная мораль включает в себя определенные этические принципы, определяющие профессиональную деятельность, моральные качества профессионалов.

Профессиональная мораль характеризуется такими категориями как «профессиональный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других[7].

«Дефицит таких ключевых для любого человека ценностей, – указывается в статье А. Щеглова и  С. Пылева, – как коллективизм, патриотизм, верность высоким нравственным идеалам в правоохранительной сфере чреват не просто «досадными упущениями», но и тяжелейшими долговременными последствиями. Духовно-нравственная культура сотрудника милиции – это основа его профессионализма, без чего об эффективности работы органов правопорядка говорить невозможно»[8].

«На основе этики, – отмечает А. Щеглов, – решаются вопросы взаимосвязи целей, средств и результатов работы в сфере общественной безопасности нравственного оправдания применения силы и мер принуждения в борьбе с преступностью, обеспечения прав и свобод человека с точки зрения иерархии моральных ценностей»[9].

Природа профессиональной морали предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели – высоконравственные свойства человека, так и пороки – аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность – весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского сада или школьного учителя – скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, бес­принципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

Профессиональная мораль, подчеркивая значимость тех или иных моральных качеств, конечно, не может и не должна предписывать, как нужно поступать сотруднику в той или иной ситуации. Она апеллирует к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение и деятельность работника, не исходя из конкретной ситуации, а в соответствии с общезначимым характером моральных требований и ценностей в обществе и в данной профессиональной группе. Однако, если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т. д.).

Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов – это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных («законопослушных») граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

Деятельность сотрудника ОВД, судьи, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляющими властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Своими действиями они затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности сотрудника ОВД, судьи и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность[10].

Всякое решение, всякое действие, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям. Специфика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов такова, что ему почти всегда приходится находиться в конфликтной ситуации между добром и злом.

Пограничность ситуации требует от него каждый раз решения в выборе форм, средств и методов сопротивления злу. Другими словами, сотрудник часто вынужден действовать в пределах нормы-меры, а не нормы-идеала, руководствуясь при этом принципом профессиональной этики «меньшего зла» и «наибольшего добра». Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый сотрудник правоохранительных органов в каждом конкретном случае соблюдал соразмерность применяемых им средств не только закону, но и той цели, ради которой и существуют органы внутренних дел.

Специфическим видом профессиональной этики является служеб­ная этика, которая рассматривает нравственные отношения между людьми, находящимися в определенной зависимости друг от друга, особенности взаимоотношений в рамках определенного трудового коллектива руководителей и рядовых, начальников и подчиненных, а также отношения между коллективами, взаимосвязанными характером трудовой деятельности.

В заключение отметим, что в рамках профессиональной этики не только разрабатывается теория профессиональной морали, но вырабатываются практические рекомендации[11], повышающие эффективность служебной деятельности, способствующие нравственному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с населением, их авторитет и высокий социальный статус.

[1] Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 4.

[2] Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009. – С. 4.

[3] Малиновский А. А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. – 2008. – № 4. – С. 41.

[4] Федорова Е. М. Духовно-нравственный аспект профессиональной культуры работника УИС // Закон и право. – 2006. – № 11. – С. 91.

[5] См.: Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009. – С. 6.

[6] Цит. по: Щеглов А. Принципы и нормы деонтологии в Европейском Кодексе политической этики // Профессионал. – 2003. – № 6. – С. 40.

[7] См.: Профессиональная этика: Тематический словарь / сост. У. А. Кашапов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2007. – С. 58

[8] Щеглов А., Пылев С. Разговор о нравственных и духовных истоках милицейской профессии // Милиция. – 2008. – № 10. – С. 52.

[9] Щеглов А. Полицейская деонтология и международное сотрудничество правоохранительных органов // Профессионал. – 2003. – № 4. – С.29-30.

[10] Пантелеев Б. Н. Проблемы соблюдения этических норм работниками правоохранительных органов России // Вопросы ювенальной юстиции.  – 2006. – № 4. – С. 35–39.

[11]Кашапов У. А., Сулейманов Т. Ф. Профессионально-нравственная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления: методические рекомендации. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007; Сборник практических ситуаций по учебной дисциплине «Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел» / составитель У. А. Кашапов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2007.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!