Проективные методы исследования личности

Проективные методы, несмотря на широкое распространение за рубежом, в отечественных исследованиях по прикладной психологии еще не получили широкого применения. Продол­жительное время эти методы считали психоаналитически ори­ентированными, а не объективными и обоснованными.

Применение проективного подхода к исследованию личности — важный этап в развитии психологической диаг­ностики. Проективные методы имеют три характерные осо­бенности постановки задачи (1-3) и три отличия их интер­претации: 1) отсутствие каких-либо ограничений для испытуемого при выполнении заданий; 2) нейтральная, кос­венная по отношению к личности направленность заданий; 3) неопределенный характер тестового материала; 4) отсут­ствие фиксированной однозначной шкалы нормативов по оценке результатов; 5) признание многозначности каждого отдельного показателя и понимание необходимости сведения всех показателей в единую психологически осмыслен­ную структуру; 6) опора на понятие проекции, обозначаю­щее факт привнесенности в любую психическую деятель­ность собственных личностных особенностей.

Проективные методы выступают как модели жизненных ситуаций, в которых испытуемый обнаруживает себя. Благо­даря своей неструктурированности, неопределенности, проек­тивные методы вскрывают сложную организацию скрытых мо­тивов человека и их влияние на познавательные процессы. и мыслей.

«Тест тематической апперцепции— ТАТ». Применяется для выяснения тех особенностей личности, которые прояв­ляются в социальной среде и в социальных отношениях: по­зиция личности (действенная, созерцательная, страдатель­ная); межличностные отношения (симпатии, антипатии, привязанности); преобладающие тенденции; способы дей­ствия (способы организации действия, особенности практи­ческого мышления, способы решения жизненных задач); динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, эмоциональная лабильность, реактивность).

Полный тест представляет собой набор из 30 картин ситу­ационного типа. В нем подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают двум основным требовани­ям. При достаточно четких и ярких изображениях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же время объективно неопределенными, не до пускающими однозначного толкования. При восприятии та­ких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направ­ление реакции, но в то же время неопределенность компози­ции (исключающая однозначное и одинаковое решение) зас­тавляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивиду­альный опыт, свой способ действия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявленных картин нужно в свободном изложении 1) описать то, что происходит на картине (то есть данный момент); 2) рассказать, что способ­ствовало возникновению данной ситуации (что ее породило); 3) предсказать, что произойдет в дальнейшем; 4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц; 5) предста­вить мысли людей. ТАТ передает развернутую картину особенностей поведения личности ди­намично в разных жизненных ситуациях.

«Тест Роршаха». Г. Роршах разработал его для диагнос­тики отдельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и сторон личности основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отра­жаются (проецируются) некоторые индивидуальные особен­ности личности. В тесте Роршаха используются 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями - «пятнами». Пять пятен выполнены только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а осталь­ные три представляют собой сочетание цветов пас­тельных тонов. Испытуемому задается вопрос: «Что это вам напо­минает, на что это похоже ?», после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испы­туемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Допустимо поворачивать таблицы, но ни в коем случае не подсказывать, что на них изображено. Испытуемого не ограничивают во вре­мени. После того, как он завершает свои спонтан­ные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: «Что еще?», «Что вы можете добавить?». Все полученные от испытуемого ответы заносятся в протокол, где также отмечаются восклицания, ми­мика и поведение испытуемого в целом, а также временные показатели. Имеется несколько систем для подсчета и интер­претации показателей теста Роршаха. К числу наибо­лее общих категорий можно отнести локализацию, детер­минанты, содержание, оригинальность-популярность, уровень формы. В целях формализации ответов по названным категориям и последующей их интерпре­тации используется шифровка ответов. За ответ при­знают те высказывания, которые сам испытуемый при­знает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.

Детский апперцептивный тест (CAT) отличается от ТАТ тем, что в стимульном материале фигуры живот­ных заменили изображения людей. Это вызвано не в последнюю очередь взглядом некоторых психологов на проблему идентификации детей с взрослыми персона­жами или персонажами другого пола. Тест CAT предназначен для работы с детьми от 3 до 10 лет. Стимульный материал CAT состоит из 10 "карти­нок, эмпирическим путем отобранных из первоначального набора из 18. Сами карточки несколько меньше по размеру по сравнению со стандартным ТАТ, на большинстве карточек картинки занимают практичес­ки все пространство. Интерпритация, такая же как в ТАТ.

Методики завершения предложений — группа про­ективных методик исследования личности. Впервые были применены А.Пейном (1928), а затем А. Тендлером. Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он завершил их по своему усмотрению. Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, отно­сящиеся к изучаемым свойствам личности. Наиболее известными являются методики, разработанные Дж.Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.. Роде (1957).

Методики завершения предложений открывают широкие возможности для выражения подсозна­тельных подавляемых мотивов, эмоций, чувств и комплексов, которые субъект не может или не хочет признавать. Он может нечаянно обнажить эти заву­алированные тенденции, когда пишет окончания фраз, стимулирующих свободные ассоциации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!