Проблемы социальной ответственности российского бизнеса

5 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Бизнес играет в экономике центральную роль, в нем скон­центрированы колоссальные творческие и интеллектуальные ресурсы, и перед государством особо остро стоит вопрос о регулировании направленности использования этого потен­циала. Требуется гармонизация общественных интересов, с одной стороны, и частных коммерческих интересов - с дру­гой. Задача эта очень сложна, поскольку подавляющее число предпринимателей во главу угла ставит доходность своего бизнеса, стремясь переложить решение социальных проблем на государство.

В сегодняшних условиях бизнес начинает осознавать свою ответственность и необходимость активного социального парт­нерства с государством в широком смысле этого понятия. Российский деловой менеджмент начинает проникаться иде­ей, что ни бизнесу без помощи государства в мировой эконо­мике не выжить, ни государству без отечественного бизнеса не выполнить своих социальных функций и не обеспечить последнему определенный уровень устойчивости существо­вания. Реализация социальной политики, ориентированной на кардинальное улучшение жизни граждан России, возможна только на основе корпоративной социальной ответственнос­ти государственных органов всех уровней власти, всего де­лового сообщества и общественных организаций, устойчиво­го экономического роста как в целом в экономике государ­ства, так и на отдельном предприятии. Успех или неудача экономических реформ зависит не от состояния общих мак­роэкономических показателей, а от результатов деятельнос­ти конкретных предприятий. Решение социальных проблем во многом зависит от эффективности работы отечественных предприятий и организаций.

В современной экономике промышленность - ключевой сектор, поскольку научно-технический прогресс преимуще­ственно реализуется через индустриальные и новые инфор­мационные технологии, а их производство и распростране­ние концентрируются в отраслях и секторах промышленнос­ти. В 2002 г. сохранилась тенденция замедления роста про­мышленного производства, проявившаяся в 2001 г. Общий объем промышленной продукции за 2002 г. увеличился отно­сительно 2001 г. на 3%, а в январе 2003 г. - на 4,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В 2002 г. в структуре промышленного производства, как и в 2001 г., сохранилось превышение доли продукции обраба­тывающих отраслей (52%) над долей продукции топливно-сырьевых отраслей (48%). Среди обрабатывающих отраслей доминирующее положение в общем объеме выпуска продук­ции промышленности занимают машиностроение и пищевая промышленность.

На рост промышленного производства негативно влияет снижение инвестиционного спроса, что в первую очередь сказалось на развитии основных отраслей машиностроения. Ухудшается конъюнктура внешнего рынка для продукции алюминиевой и медной промышленности, ряда видов продук­ции химической промышленности. Происходит насыщение спроса внутреннего рынка на отдельные виды продукции оте­чественной промышленности (легковые автомобили, мука и крупа, сахар, растительное масло).

Серьезные проблемы развития отечественного промыш­ленного производства:

- высокая степень износа основных производственных фондов;

- ухудшение состояния минерально-сырьевой базы;

- низкая конкурентоспособность отечественной продук­ции;

- снижение экспорта конечной промышленной продук­ции при снижении рентабельности.

Решение указанных проблем развития промышленности и совершенствование структуры производства и экспорта невозможны без модернизации и технического перевооруже­ния производственного аппарата на основе активизации ин­вестиционной и инновационной деятельности и внедрения ре­сурсосберегающих технологий.

Важный инструмент решения указанных проблем - раз­рабатываемые в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ стратегии (концепции) развития промышлен­ности и ее отраслей и меры по их реализации, ряд из кото­рых уже принят российским Правительством.

В настоящее время разработаны и утверждены Прави­тельством Российской Федерации Концепция развития авто­мобильной промышленности, Комплекс мер по развитию ме­таллургической промышленности на период до 2010 г., Ос­новные направления развития лесной промышленности, пе­речень первоочередных мероприятий по их реализации.

В результате принятых мер в металлургической про­мышленности в 2002 г. удалось увеличить выпуск высокока­чественной стали в конверторах и электропечах, стали на ус­тановках непрерывной разливки, увеличить доли выпуска хо­лоднокатаного листа с защитными покрытиями, производ­ство стальных электросварных труб большого диаметра с по­крытиями и т. п.

В лесопромышленном комплексе в рамках программ тех­нологического развития подотраслей происходит обновление производственного потенциала, реализованы проекты по со­зданию и выпуску новых образцов лесозаготовительной техни­ки, деревообрабатывающего оборудования, в том числе для малого бизнеса, новых конкурентоспособных материалов и ле­собумажной продукции, обеспечивающих импортозамещение.

В соответствии с концепцией развития автомобильной про­мышленности введены экологические требования Евро-1 для грузовых автомобилей и более жесткие требования Евро-2. В 2002 г. начал работу сборочный завод по производству авто­мобилей фирмы Форд в г. Всеволожске (Ленинградская обл.), фирма Scania открыла в Санкт-Петербурге завод по сборке городских автобусов, запущен цех сборки автомобилей "Шевроле-Нива" на совместном российско-американском предпри­ятии ЗАО "Джи Эм-АВТОБАЗ".

В настоящее время дорабатываются первоочередные меры по стратегическому развитию до 2010 г. медицинской, легкой промышленности, энергетического машиностроения станкоинструментальной и химической промышленности, а также комплекс мероприятий по их реализации.

Решение основных проблем развития промышленности возможно лишь на основе перевода в ближайшие годы эко­номики в целом и промышленности на инновационный путь развития, перехода от сырьевой экономики к высокотехноло­гичной и наукоемкой, основанной на новых знаниях, новых и новейших технологиях, широком использовании информаци­онных и коммуникационных технологий.

Инновационная деятельность - важнейшая часть госу­дарственной промышленной политики - призвана обеспечить воспроизводство главного материального фактора обновле­ния научно-технической и технологической базы производ­ства - систем высокопроизводительных машин, оборудова­ния и технологий.

В рамках активизации инновационной деятельности в промышленности приоритетные научно-технологические на­правления от научной идеи до рыночной реализации (или как их называют "технологические коридоры") формируются как "заказ" промышленности на результаты прикладных НИР, опытно-конструкторских и технологических работ в терми­нах конкретных требований к технико-экономическим харак­теристикам новых технологий, материалов, систем машин и оборудования.

Эти требования определяются на основе анализа суще­ствующих и прогнозируемых в рамках стратегий развития отраслей промышленности ограничений развития отечествен­ных производств, выявления причин и факторов, обусловли­вающих их низкую эффективность и конкурентоспособность.

В настоящее время разрабатываются:

- основы инновационной политики на период до 2010 г., включающие предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в инновационной сфере, задачам, струк­туре, порядку, условиям создания и функционирования на­циональной инновационной системы (НИС), пилотному про­екту создания экспериментальных сегментов НИС;

- основы политики Российской Федерации в области ис­пользования и правовой защиты результатов интеллектуаль­ной собственности.

Важнейшее значение для проведения инновационно-про­мышленной политики имеет реализация федеральных целе­вых программ. Минпромнауки России - заказчик-координа­тор трех федеральных целевых программ: "Национальная тех­нологическая база", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" (с общим объемом финансирования 6193,52 млн руб.). Програм­мы направлены на повышение конкурентоспособности отече­ственных товаропроизводителей, привлечение средств из внебюджетных источников для создания наукоемких произ­водств и максимальную эффективность бюджетных ассигно­ваний.

Одна из задач 2003 г. в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и техноло­гий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу - разра­ботка проекта федеральной целевой программы "Инноваци­онная Россия" на 2004-2010 гг., направленной на решение задачи перевода экономики и промышленности на инноваци­онный путь развития, повышение конкурентоспособности оте­чественных товаропроизводителей и обеспечивающей непре­рывность цикла "НИР-ОКР-технологии - серийное произ­водство-рынок".

Реализация программ позволит сконцентрировать усилия на освоении результатов перспективных научных исследова­ний и разработок, выполняемых в рамках упомянутых выше федеральных целевых программ, в том числе на реализации инновационных проектов государственного значения.

Особое место в процессе создания наукоемкой продук­ции и высокотехнологичных производств занимает сформи­рованный Минпромнауки России комплекс инновационных проектов государственного значения на период с 2003 по 2006 г. Эти проекты основаны на научных результатах, определяю­щих мировой уровень исследований в приоритетных направ­лениях развития науки, технологий и техники, и призваны обеспечивать решение наиболее актуальных задач в соци­альной сфере (связанных с повышением качества жизни на­селения) и давать значимый эффект на уровне экономики в целом и крупных ее секторов.

В результате начавшейся масштабной реструктуриза­ции и модернизации российских промышленных предприя­тий выпуск промышленной продукции должен увеличиться на 3-4% в 2003 г. и на 4-5,5% в 2005 г. Прирост за период 2001-2005 гг. составит не менее 16%, а при благоприятном развитии событий - 20%. Улучшатся показатели эффектив­ности промышленного производства, в том числе материало­емкости и энергоемкости российской экономики. Будут созда­ны новые рабочие места, повысится социальная привлека­тельность научно-технической и инновационной деятельнос­ти для реального сектора, будет сформирован рынок интел­лектуальной продукции, предпосылки для построения в стране "экономики, основанной на знаниях".

Вместе с тем имеются проблемы, решение которых тре­бует системных и согласованных действий и менеджмента предприятия и субъектов управления разных уровней. Речь идет о реструктуризации градообразующих предприятий. Финансово-экономическое состояние этих предприятий от­ражает все недостатки неконкурентной структуры промыш­ленности. Здесь эти недостатки выражаются наиболее отчет­ливо и остро по сравнению с многоотраслевыми промышлен­ными центрами.

Градообразующие предприятия вынуждены устанавли­вать рыночные цены на свою продукцию при нерыночной структуре издержек производства. В настоящее время в стра­не функционирует более 900 градообразующих предприятий во всех субъектах Российской Федерации. Эти предприятия производят около 30% промышленной продукции. На базе градообразующих предприятий образовано 467 моноструктур­ных городов и 332 поселка городского типа, численность жи­телей которых превышает 24 млн чел.

Учитывая важность этой проблемы, Минпромнауки Рос­сии разработало и внесло в Правительство проект Концеп­ции государственной политики по реструктуризации градо­образующих предприятий.

Основой политики должно стать создание политико-пра­вового и социально-экономического механизма содействия разработке программ восстановления эффективности про­изводства, в том числе смены в необходимых случаях таки­ми предприятиями своего производственно-рыночного про­филя.

Придание процессу реструктуризации градообразующих предприятий целенаправленного характера оздоровит регио­нальные бюджеты, существенно увеличит объемы производ­ства и количество рабочих мест, повысит уровень и качество жизни населения моноструктурных городов. Именно такой под­ход можно охарактеризовать как реализацию наиболее ра­циональным способом государственной политики, в том чис­ле и социальной политики.

В структуре промышленности России низка доля малых предприятий по сравнению с развитыми странами, в кото­рых малый бизнес - один из стратегических факторов соци­ально-экономического развития национальных экономик - обеспечивает основную долю в формировании и приросте всех составляющих внутреннего валового продукта. Можно кон­статировать, что такое положение - одновременно и суще­ственный резерв развития отечественной промышленности.

Отличительная особенность малого предпринимательства в промышленной и научно-технической сферах в том, что в этих сферах даже в современных условиях обеспечивается, по сути, наивысшая экономическая эффективность. Потен­циальные же выгоды для общества, могущие быть получен­ными этом секторе, без преувеличения - огромны.

Отсюда следует вывод: в основу политики государствен­ной поддержки малого предпринимательства должен быть положен принцип целевой ориентации и приоритетности под­держки развитию бизнеса в промышленной и научно-техни­ческой сферах. Такой подход в наибольшей степени отвечает стратегическим государственным интересам. Его реализация позволит создавать источники долгосрочных налоговых дохо­дов для государственного бюджета.

Существенному повышению корпоративной социальной ответственности, более четкому определению круга обязанно­стей у бизнеса перед обществом в решении социальных про­блем во многом способствует проведение конкурсов "Российс­кая организация высокой социальной эффективности".

Ежегодное проведение такого конкурса позволит найти оптимальное соотношение баланса между предприниматель­ской свободой и государственным регулированием, между не­обходимостью жесткой конкуренции и социальной ответствен­ностью.

В декабре 2002 г. подведены итоги III всероссийского кон­курса "Российская организация высокой социальной эффек­тивности". Из более тысячи организаций, участников конкур­са, 450 - это предприятия промышленности и науки, в том числе 283 входят в сферу деятельности Минпромнауки Рос­сии. Победителями в основных и дополнительных номинациях стали 190 организаций, из них 48 относятся к Минпромнауки России. Наиболее широко представлены отрасли: машиностро­ение, металлургия, оборонная и химическая промышленность.

Большую поддержку в решении социальных проблем ока­зывают администрации субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, отраслевые союзы и ассо­циации.

Важное направление корпоративной социальной полити­ки - проведение эффективной кадровой политики, подготов­ки персонала. Организацией работы по обучению, подготовке кадров и повышению квалификации занимается Минпромнау­ки России. Министерство участвует в реализации Президент­ской программы подготовки административных и управленчес­ких кадров и осуществляет собственные программы.

Развитие социальной инфраструктуры и реализация со­циальных программ предусматривают проведение скоорди­нированной политики в сфере социального обслуживания ра­ботников, включая традиционные формы и рыночные меха­низмы. На ведущих предприятиях обслуживание работников и членов их семей осуществляется на собственных базах от­дыха, санаториях-профилакториях, оздоровительных лаге­рях, дошкольных детских учреждениях и других объектах медицинского, спортивного и культурно-массового назначе­ния. Для обеспечения социальной защиты работающих в ус­ловиях рыночных отношений реализуются социальные про­граммы пенсионных, жилищных, медицинских услуг с ис­пользованием средств работника и предприятия.

Исследования рынка труда показали, что среди трудо­способного населения предпочтение отдается рабочим мес­там не только с высоким уровнем денежного содержания, но и с максимальным числом социальных гарантий в виде дополнительного пенсионного обеспечения, предоставления жилья, бесплатного медицинского обслуживания, наличия детских учреждений и прочих льгот, в итоге увеличивающих реальные доходы работающих.

Обмен опытом работы в развитии социальной сферы и реализации программ, который следует активизировать, дол­жен способствовать: широкому распространению передовых методов и технологий социальной поддержки наемных работ­ников в условиях развития рыночных отношений и структур­ной перестройки экономики; дальнейшему поиску и совер­шенствованию надежных механизмов формирования корпоративной социальной ответственности; пониманию необходи­мости совместных усилий государства и бизнеса по успешно­му решению социальных проблем.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!