Проблемы развития туристского бизнеса

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В настоящее время индустрия туризма является одной из наибо­лее динамично развивающихся сфер международной торговли ус­лугами и входит наряду с нефтедобывающей промышленностью и автомобилестроением в число трех крупнейших экспортных от­раслей.

Что же касается Российской Федерации, то доля нашей страны на мировом рынке туристских услуг, по экспертным оценкам, со­ставляет не более 1 % [2].

Причин слабого развития туристского бизнеса в России и, в час­тности, на Южном Урале, достаточно много. Данная статья наце­лена на привлечение внимания к проблеме недостатка квалифи­цированных кадров, непосредственно занимающихся туристским бизнесом, недостаточно развитой системе их подготовки. Это приводит к низкому уровню обслуживания клиентов и неэффек­тивному ведению бизнеса в целом, что проявляется в неумении адекватно реагировать на требования законодательства, в том числе вести учет и сдавать отчетность, своевременно и в полном объеме исчислять законно установленные налоги. Формирование рынка туристских услуг в нашей стране факти­чески началось одновременно с радикальными экономическими и политическими реформами, которые обусловили появление, начиная с 1991 г., большого количества субъектов туристской де­ятельности.

Первоначально туристский бизнес развивался стихийно. Стре­мительный рост благосостояния отдельных граждан порождал устойчивый спрос на рынке выездного туризма. Вместе с тем не­достаточный государственный контроль за рынком туристских услуг обусловил появление многих негативных тенденций в дан­ной сфере бизнеса: уклонение от уплаты налогов, появление зна­чительного числа мошеннических фирм, фирм, не выполнявших взятые на себя обязательства. Российский туризм был в то время достаточно доступным видомбизнеса, которым можно было заняться, не имея большого стар­тового капитала. Не представлял особой сложности и процесс ли­цензирования, который, по сути, был уведомительным, а не разре­шительным.

В настоящее время в России насчитывается около 8 тыс. турист­ских фирм, которые подразделяются на турагентов (фирмы, пере­продающие туры) и туроператоров (фирмы, организующие и ре­ализующие туры). В Магнитогорске зарегистрировано около 60 туристских фирм. Однако формирование рынка туристских услуг еще не закончено, и сейчас сложно говорить о наличии туропера­торов или турагентов в чистом виде. Отметим, что в большинстве стран с развитой туристской индустрией такое деление существу­ет на законодательном уровне.

В настоящее время можно выделить следующие основные группы туристских фирм:

1) стабильные - с именем, широким перечнем предоставляе­мых услуг, постоянной клиентурой, работающие на рынке от 3 до 7 лет;

2) развивающиеся - недавно появившиеся на рынке, выполня­ющие взятые на себя обязательства, расширяющие географию и спектр оказываемых услуг;

3) регрессирующие - по той или иной причине теряющие кли­ентуру, работающие иногда без прибыли, нерегулярно выполняю­щие взятые на себя обязательства;

4) полукриминальные и криминальные - не выполняющие сво­их обязательств, а подчас и работающие по мошенническим схе­мам, присваивающие денежные средства клиентов, не оказывая при этом никаких услуг или оказывая услуги низкого качества и не в полном объеме. К этой же группе можно отнести фирмы, занимающиеся туристским бизнесом полулегально без государс­твенной лицензии. Как правило, это мелкие фирмы - «одно­дневки». Встречаются случаи, когда такие фирмы, собрав деньги с доверчивых клиентов, исчезают вместе со своим руководством и «хозяевами». Зачастую проблемы по возвращению из-за рубежа туристов, брошенных такими «фирмами» на произвол судьбы, ло­жатся на плечи государства.

Для анализа развития туристского бизнеса важное значение име­ет статистическое наблюдение в форме отчетности «1-турфирма». В соответствии с Постановлением ФСГС РФ от 13.07.2004 г. №26«Об утверждении статистического инструментария для организа ции статистического наблюдения за деятельностью, осуществля­емой в сфере услуг...» туристские фирмы обязаны отчитываться в органы статистики один раз в два года. По данным Магнитогор­ского городского отдела статистики такой отчет за 2004 год пред­ставили лишь 15 организаций.

Стоимость реализованных путевок составила: всего - 33326,г? тыс. руб., в том числе:

- внутренний туризм - 8878 тыс. руб.,

- выездной - 24448,5 тыс. руб.

Таким образом, средняя стоимость путевки по территории Рос­сии составляла 20,4 тыс. руб., а по территории зарубежных стран

- 34,8 тыс. руб.

В настоящее время большинство туристских фирм работает в об­ласти международного выездного туризма. Это связано главным образом со слабым развитием собственной туристской индуст­рии. Многие российские граждане предпочитают путешествовать и отдыхать за границей, чему способствует доступность выездного туризма (цена отдыха за границей бывает даже ниже, чем на рос­сийских курортах, при несопоставимом уровне обслуживания). Простые расчеты на основании приведенных данных показывают, что на туристском рынке Магнитогорска действуют турагенты, а не туроператоры. Средняя выручка за 2004 год одной турфирмы составила 501 тыс. руб. Средняя стоимость реализованных путевок за 2004 год по данным отчетности, приходящаяся на одну фирму, составила 2221,8 тыс. руб. Следовательно, эти организации заклю­чают агентские договоры, и выручкой признают вознаграждение за продвижение туристских услуг.

Как правило, турагенты - это представители малого бизнеса. Чаще всего такие организации переходят на налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения. Для них объектом налогообложения являются доходы по кассовому методу, то есть фактически поступившие денежные средства от реализации ус­луг.

Остановимся также на некоторых вопросах налогообложения при реализации путевок турагентствами. Согласно разъяснениям на­логовых органов (Письмо Управления ФНС России по Московс­кой области от 08.04.2005 №22-19/4554), туристская путевка не яв­ляется товаром, она лишь подтверждает право на тур. Поэтомутурагенты, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут учесть расходы на приобретение реализованных ими пу­тевок при расчете единого налога. До выхода данного Письма, по­купая путевки для перепродажи, турагентства всегда списывали покупную стоимость путевок на расходы в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Налоговики правы: при передаче путевки турист действительно получает не товар, а право на тур [1, ст. 1]), а в ст. 346.16 НК РФ нет подобного вида расхода, который можно было бы учесть при упрощенной системе налогообложения. Поэ­тому у предпринимателей есть только два выхода из данной ситу­ации: либо выбирать при упрощенной системе налогообложения объектом налогообложения «доходы» (по ставке 6%), либо перей­ти на агентский договор с поставщиками путевок - ведь агент платит единый налог только со своего вознаграждения (Письмо Минфина России от 12.05.2004 №04-02-05/2/21). Но, по всей ви­димости, не все турагенты заключают именно агентские договоры с туроператорами, так как в соответствии с анализом, проведен­ным специалистами, для туристских фирм характерны такие нару­шения налогового законодательства, как неоприходование в кас­сах наличных денежных сумм, полученных от реализации путевок, оказания туристских услуг, сокрытие налогооблагаемой прибыли, полученной от перевозки багажа [2].

На основании ст. 5 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» лицензирование туроператорской и турагент-ской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сер­тификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это связано с необходимостью установления дополнительных требований при оказании туристских услуг:

- осуществление государственного контроля за деятельнос­тью турфирм и обеспечение стабильности гражданского оборота в данной сфере;

- контроль за качеством предоставляемых услуг;

- установление дополнительных гарантий защиты прав граждан

- потребителей данных услуг. [4]

Таким образом, условиями предоставления услуг в сфере туризма является не только наличие лицензии, но и соответствие стандар­там в области туристской индустрии и сертификация туристского продукта.

В настоящее время деятельность туристских фирм подлежит ли­цензированию в соответствии с федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируе­мого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензионным требованиям можно отнести обязательные и спе­циальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осу­ществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства РФ, экологи­ческих, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противо­пожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалифи­кационные требования к соискателю лицензии и лицензиату. Так, в отношении туристской деятельности дополнительно включают­ся квалификационные требования к работникам юридического лица, осуществляющим туристскую деятельность, а также инди­видуальным предпринимателям.

Для получения лицензии турагентам необходимо (п. 4 Положения о лицензировании турагентской деятельности):

- наличие у турагента не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или допол­нительное образование в области туризма либо стаж работы в об­ласти туризма не менее трех лет, а также наличие у руководителя турагентства высшего, среднего специального или дополнитель­ного образования и стажа работы в области туризма не менее трех лет;

- наличие сертификата соответствия туристских услуг требова­ниям безопасности;

- повышение не реже одного раза в три года квалификации ра­ботников юридического лица, осуществляющих турагентскую де­ятельность, а также турагента - индивидуального предпринима­теля;

- доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребы­вания в иностранном государстве, о специфике поведения во вре­мя туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурно­му наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

- оказание туристских услуг только после заключения с клиен­том договора, соответствующего законодательству РФ;

- предоставление клиенту исчерпывающей информации о режи­ме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертифика­ции, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим орга­ном в целях проверки полноты и достоверности сведений о соис­кателе лицензии, которые содержатся в представленных соискате­лем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки све­дений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (п. 1 ст. 12 Закона № 128-ФЗ).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие ли­цензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубо­го нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Однако в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 федерального зако­на «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2007 года лицензирование в туристской сфере прекращается. Что касается стандартизации, то до 1 января 2005 г. еще действо­вали Квалификационные требования (профессиональные стан­дарты) к основным должностям работников туристской индуст­рии (утв. Постановлением Минтруда России от 17.05.1999 №8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии». В настоящее время они не действуют, поскольку Постановлением Минтруда России от 10.10.2002 №71 срок действия данных Квали­фикационных требований был продлен до 1 января 2005 г., а затем было расформировано и само ведомство (Распоряжение Прави­тельства РФ от 11.06.2004 №799-р).

В результате соблюдение этого документа перестало быть обяза­тельным, однако многие работодатели туристской отрасли про­должают использовать его для собственного удобства, ведь Квали­фикационные требования являлись нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, органи­зации подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбо­ру, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководите­лей и специалистов. В них были определены перечень должностей с квалификационными требованиями к ним и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных фун­кциональных задач в процессе оказания туристских услуг лицами, занимающими определенные должности.

В номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги в сфере туризма не предусмотрены (Постановление Гос­стандарта России от 30.07.2002 № 64 «О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Но­менклатуре продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии». Следовательно, в части сертификации непосредственно туристского продукта в настоя­щее время нет требования о ее обязательности. Однако, это положение не исключает организации добровольной сертификации согласно Приложению Б.7 к Постановлению Гос­стандарта России от 21.08.2003 №97 «Об утверждении норматив­ных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг» - «Порядок сертифика­ции туристских услуг и услуг средств размещения». Однако это, как видно, уже добровольное решение каждого организатора ту­ристского бизнеса.

В этих условиях развитие туристской деятельности возможно, если только на этот рынок придут квалифицированные специалисты, понимающие свою ответственность перед потребителями турист­ских услуг, перед обществом в целом и перед государственными органами, которые будут способны своевременно и в полном объ­еме предоставить полноценный туристский продукт, выполнить свои налоговые обязательства, своевременно сдать необходимую отчетность.

 © Н. В. Антонова

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах турист­ской деятельности в Российской Федерации».

2. Соловьев И. Н. О криминогенной обстановке и налоговых пра­вонарушениях в сфере туризма/ И. Н. Соловьев// Налоговый вес­тник. - 2ОО2.-№ 5.

3. Беляева Н. Лицензирование туристской деятельности/ Н. Беля­ева// Аудит и налогообложение. - 2006. - №5.

4. Сюткина М.А. Порядок получения индивидуальным предпри­нимателем лицензии на осуществление турагентской и туропера­торской деятельности/ М. А. Сюткина// Предприниматель без об­разования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2005. - № 8.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!