Проблемы развития образования в России

Образование — авто­номная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня обра­зования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, следовательно, и состояние экономики общества. Под системой образова­ния понимают совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образо­вательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, опреде­ляющих ее функционирование. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культур­но-историческими и национальными особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образователь­ной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структу­ре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений отрицательное воздействие оказыва­ют факторы социально-экономической нестабильности в обществе, острый дефицит финансовых средств, неполнота нормативно-правой базы в области образования.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обу­чения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Рос­сийской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образова­тельных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживаю­щих в сельской местности, на получение качественного образования является осо­бенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманиза­ция, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценно­стей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России. Однако в России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Се­годня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нор­мы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Средства аудио­визуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохране­ния культурной самобытности.

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открыва­ются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнитель­ные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогиче­ского коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, за­трагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образова­нию, введение ЕГЭ, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхожде­нию в мировую практику системы образования. Наряду с государственными учеб­ными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования су­ществует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов.

Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой. Государственные социальные гарантии обу­чающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!