Проблемы развития местного самоуправления в России

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Местное самоуправление имеет историю ещё более давнюю, чем государственное управление. Люди издревле жили в поселениях и, естественно, самостоятельно организовывали и регулировали свое поведение, деятельность, взаимосвязи. Часто здесь работали традиции, обычаи, религиозные нормы, общинные правила.
Федеральный закон от 06.10.03 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так определяет МСУ: «местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Кажется совершенно естественным, что любой человек с первых дней жизни стремится «самостоятельно и под свою ответственность» решать как можно большее число «вопросов личного значения» - младенец отстаивает свое право выбирать игрушки, подросток - музыку и наряды, взрослый - работу и отдых. Человек стремится максимально расширять не только «перечень вопросов личного значения», но и свои финансовые возможности по их самостоятельному решению, то есть «личный бюджет».
Достигнутый им уровень «самоуправления» и называется свободой. За нее человек готов бороться всеми силами и даже рисковать жизнью.
И уже на этом, личном уровне начинается неизбежный конфликт по «разделению компетенции между уровнями власти», между стремлением человека к максимальной свободе и стремлением более
крупной ячейки общества ограничить эту личную свободу определенными рамками, приемлемыми для остальных членов сообщества. Даже семья (не говоря о государстве) регламентирует действия своих членов, определяет «пределы компетенции» и заодно рамки их «личных бюджетов», отбирая часть личных доходов на общесемейные нужды. И так ли велика разница между взаимоотношениями в семье, где жена конфискует «заначку» мужа, и в государстве, где государственные органы перераспределяют доходные источники от муниципалов в свою пользу?
Это, конечно, рискованная аналогия. Но очевидно, что на любом уровне органически неизбежно противоборство между стремлением каждого человека, каждой семьи, каждого поселения, каждого региона к максимальному уровню свободы - и встречным стремлением более крупной ячейки общества эту свободу ограничить. В наиболее благоприятном случае равновесие интересов достигается путем разумного компромисса, взаимной договоренности, закрепленной законодательными актами. Чем большая степень самоуправления предоставлена каждому уровню - тем более демократично данное общество.
МСУ представляет собой законодательно урегулированную форму ведения жителями муниципальных образований (городов, поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов) тех вопросов своей жизни, которые объединяют их в местное сообщество.
Для понимания сути МСУ вспомним, что существуют различные теории местного самоуправления, разные взгляды на природу МСУ.
Так, представители теории свободной общины (или общественной теории самоуправления) полагали, что к трем ветвям конституционной власти (законодательной, исполнительной и судебной) необходимо добавить четвертую - общинную. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а лишь признает ее.
Большинство современных ученых стоит на позициях двойственной (государственно-общественной) природы местного самоуправления. Это предполагает решение общиной как местных вопросов, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и вопросов государственного значения. В последнем случае органы МСУ выступают как своего рода агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства.
В Европейской Хартии местного самоуправления (далее -Хартия) дается следующее определение местного самоуправления: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать зна-
чительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Согласно Хартии указанное право осуществляется советами или собраниями, состоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону. Важно, что Хартия предусматривает реальную способность органов МСУ решать местные вопросы. Однако, именно реальная способность (и, прежде всего, экономическая и финансовая), является самым уязвимым местом в российском (да и не только российском!) местном самоуправлении.
Хартией установлено, что «принцип МСУ должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Статьей 3 Конституции РФ определено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 06.10.03 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания в законах и иных нормативных актах Российской Федерации применяются в одном значении. Термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis (тяжесть, тягота, бремя) и capio, recipio (беру, принимаю). Таким образом, самоуправление можно определить как бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут решать свои (местные) вопросы гораздо лучше, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами.
Местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных целеполагать, организовывать и регулировать коллективную и общественную жизнедеятельность в рамках муниципальных образований. Решение вопросов местного значения составляют лишь часть тех процессов, которые происходят в каждом муниципальном образовании. Между тем, на уровне местного самоуправления отсутствует достаточный потенциал управления. Органы МСУ зачастую не справляются со своими функциями, часто не хватает кадров, материально-финансового обеспечения. Масштабы и сложности развития муниципальных образований требуют поддержки со стороны органов государственной власти.
Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления. При этом соотношение между элементами управления и самоуправления в разных странах и в разные периоды времени может быть различным.
В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, существует три уровня публичной власти - центральная (федеральная), региональная (субфедеральная), местная (муниципальная). Местное самоуправление - нижний уровень публичной власти, наиболее приближенной к населению, избираемой населением и обладающей значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.
Расширение предметов ведения, функций и полномочий органов МСУ вовсе не означает, что государственные органы снимают с себя ответственность за то, как на самом деле реализуются права и свободы граждан, проживающих в муниципальных образованиях. Это предполагает постоянное взаимодействие органов МСУ с государственными органами.
В принципе, можно согласиться с мнением ряда российских исследователей , что в системе государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы. Эта подсистема «снизу» связана с населением (носителем и источником власти), а «сверху» - с органами государственной власти. Благодаря этой взаимосвязи сохраняется системность государственного и муниципального управления.
К сожалению, надо признать справедливость тезиса об отсутствии у российского населения глубоких самоуправленческих традиций. За столетия тоталитарных режимов выработались устойчивые психологические стереотипы поведения людей: чиновники не умели управлять иначе, как приказами, не считаясь с законом, а население, принуждаемое к подчинению, вынуждено было всеми путями изыскивать способы уклонения от выполнения этих приказов. Права и свободы, таким образом, нарушались с обеих сторон - и со стороны государства, и со стороны его граждан.
Местное самоуправление в современной России еще нетвердо
стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Укрепление МСУ имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является одним из ключевых условий устойчивого социально-экономического развития России.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!