Проблемы правового обеспечения социального партнерства

5 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В последнее время растет интерес бизнеса к трудовому законодательству. Однако если вернуться в историю, когда начинала разрабатываться, вернее, когда только ставилась проблема о реформе трудового законодательства, т. е. к нача­лу 90-х гг. В то время бизнес забыл о том, что трудовое зако­нодательство - законодательство достаточно специфическое. Наряду с социальной составляющей, имеющей под собой цель снивелировать неравенство между работниками и работодате­лями, оно несет еще и производственную нагрузку.

В последние годы, когда работа над реформой трудового законодательства приняла завершающую стадию, работода­тели приняли соответствующую активность. Был принят но­вый Трудовой кодекс Российской Федерации - первый доку­мент уровня федерального закона, в условиях, когда все за­интересованные стороны регулирования социально-трудовых отношений - Правительство РФ, Объединения работодате­лей и Объединения профсоюзов РФ активно участвовали в его подготовке.

Надо сказать, что на этом этапе реформа трудового за­конодательства у нас не завершена. И после принятия Трудо­вого кодекса через год было принято решение о подготовке закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс. В Комитете Государственной Думы по труду и социальной по­литике сформирована новая рабочая группа, обобщающая за­мечания и предложения, поступающие от Объединений рабо­тодателей, профессиональных союзов, от Правительства РФ.

На что хотелось бы обратить внимание со стороны Объе­динения работодателей на социальное партнерство? При при­нятии нового Трудового кодекса несколько поспешно было выведено из числа субъектов социального партнерства госу­дарство. То есть если посмотреть на текст Кодекса в том виде, в котором он есть, то субъектами социального партнерства у нас являются работники и работодатели, осуществляющие эти взаимоотношения через своих представителей.

Государство как субъект социального партнерства выра­жено в следующих случаях: участвует в работе Трехсторон­ней комиссии, которая определяет общие принципы регули­рования социально-трудовых отношений; выступает как пред­ставитель работодателей, когда они представляют интересы государственных организаций.

Отсутствие государственных органов в отраслевых со­глашениях приводит к тому, что наблюдаются перекосы в заработной плате, когда заработная плата, скажем, в энерге­тике и в других отраслях промышленности не связывается с уровнем заработной платы в регионах.

Трудовой кодекс расширил договорную базу регулирова­ния трудовых отношений. Если раньше доминировала одна система регулирования трудовых отношений - государствен­ная, сейчас база расширилась, появилось достаточно боль­шое поле для регулирования трудовых отношений на дого­ворных началах.

Если раньше по законодательству у нас субъектами со­циального партнерства были профсоюзы, с одной стороны, а также объединения работодателей и другие представители, которые принимали участие в регулировании социально-тру­довых отношений, то в соответствии с Трудовым кодексом со стороны работодателей при заключении отраслевых со­глашений, при заключении генерального соглашения высту­пают только объединения работодателей, являющиеся неком­мерческими организациями, правовое положение которых определяется федеральным законом.

В развитие положений Трудового кодекса РФ принят Федеральный закон об объединениях работодателей, опреде­ливший правовое положение объединения работодателей как субъекта социального партнерства. И здесь необходимо обра­тить внимание на следующее: объединение работодателей - это самостоятельная организационно-правовая форма неком­мерческих организаций, т. е. объединения работодателей, сей­час действующие в этой сфере и имеющие организационно-правовые формы, например, ассоциации, союзы (в некото­рых случаях под объединением работодателей понимаются общественные организации), должны привести свои уставы в соответствие с новым Законом об объединениях работодате­лей - обозначить себя как самостоятельную некомерческую организацию.

В этом законе предусмотрены все особенности правово­го положения объединения работодателей: как они создают­ся, как формируется их имущество, как они ликвидируются и кто управляет этим объединением. В данном конкретном случае законодатель предусмотрел возможность для объеди­нений работодателей, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений, привести свои уставы в соответ­ствие с новым законом об объединениях работодателей в те­чение трех лет. Это касается вопроса правового положения объединений работодателей.

Государство должно активнее идти на диалог и с объе­динениями работодателей, и с объединениями профсоюзов, не только обсуждая проблемы, но и при принятии различ­ных управленческих решений. Например, вопросы формиро­вания социального страхования решаются примерно на та­ких же принципах, на которых проводилась и работа по Тру­довому кодексу РФ, т. е. государственный орган разрабатыва­ет концепцию и текст законопроекта. И потом уже делаются попытки в этот законопроект внедрить предложения, посту­пающие со стороны работодателей и профсоюзов.

Нормативные правовые акты, которые затрагивают судь­бы людей, судьбы бизнеса и регулируются законодательством о труде и иным социальным законодательством, должны при­ниматься обязательно с учетом мнения как общероссийских объединений профсоюзов, так и соответствующих объедине­ний работодателей. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти должны прини­мать свои нормативные акты с обязательным учетом мнений как объединений работодателей, так и объединений профес­сиональных союзов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!