Проблемы нравственного в социальной работе и о подвижничестве

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопере-секающейся совокупностью регулирующих нормативных сис­тем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обя­зательных к исполнению законах, кодексах и т. д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушитель­ный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях. Нормы морали существуют в невещественной форме обществен­ного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполне­нию индивидов побуждают, а иногда и принуждают внутренние механизмы долг, совесть. Наконец, за нарушение нравствен­ных норм индивидов, как правило, не наказывают, если не счи­тать угрызений совести.

Общественная мораль, индивидуальный нравственный кон­троль могучие факторы регуляции человеческого поведения. Социальная работа более других профессий располагается в гра­ницах нравственного выбора и этического поведения. Социаль­ный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Его личностное вознаграждение в значительной степени заключа­ется в чувстве морального удовлетворения от сознания выпол­ненного долга, а не в материальном поощрении. Сама мотивация его деятельности объясняется в первую очередь принятием на себя социального долженствования как индивидуального дол­га, личностной обязанности, которую за него не может выполнить никто.

Моральное содержание социальной работы влечет за собой определенные нравственные проблемы, которые постоянноприходится разрешать каждому специалисту в своей практике. Это прежде всего неприменимость абсолютных, метафизиче­ских, одномерных трактовок добра и зла как совершенно проти­воположных социальной действительности в целом и социаль­ной ситуации каждого конкретного клиента. Так, всякая помощь связана со скрытой опасностью воспитания иждивенчества или угрозой посягательства на свободу личности. В то же время вос­питание самостоятельности, опоры на собственные силы чревато переоценкой этих собственных сил, надломом клиента, его не­благоприятным социальным самочувствием.

Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных эта­пах развития социальной сигуации. Поэтому социальный работ­ник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его лич­ности, чтобы принести пользу и избежать вреда.

Социальный работник как социальный менеджер, как лицо, изменяющее ситуацию и жизнь клиента, всегда стоит перед ис­кушением считать свои моральные суждения, свое представление о должном и нормальном абсолютными и единственно правиль­ными. Между тем, даже если не учитывать возможность ошиб­ки в этом вопросе, вся социальная практика человечества пока­зывает, что нельзя заставить человека быть счастливым на чужой лад, нельзя навязать ему судьбу и жизнь. Поэтому попытки ин­тервенции в жизнь клиента, в его взаимоотношения с близкими и представления о действительности всегда должны быть резуль­татом длительного размышления, анализа всех сторон действи­тельности.

Помимо единых требований общественной морали социаль­ная работа регулируется также такими принципами профессио­нальной этики, как конфиденциальность и толерантность. В ос­нове профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, лич­ностной предрасположенности и выбора судьбы, описываемых понятием «социальная работа».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!