Проблемы материнства и детства в РФ

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оглавление

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Проблема материнства и детства как закономерность современного российского общества                                                           7

1.1. Институты материнства и детства: понятие, сущность, содержание и функции                                                                                         7

1.2. Условия и факторы развития и функционирования институтов материнства и детства в современной России                              15

1.3. Проблемы функционирования института материнства и детства в Уральском регионе                                                                            25

Глава 2. Социологическое исследование проблем материнства и детства в Уральском регионе                                                                            34

2.1. Методика и технология социологического исследования               34

2.2. Результаты исследования                                                                           38

Заключение                                                                                                       44

Список литературы                                                                                          47

Приложение

  

Введение

Актуальность исследования. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного до­мохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании  личности,  удовлетворении  духовных  потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным соци­альным институтом, посредником между индивидуумом и государством транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития воспроизводства рабочей силы становления гражданских отношении. Этот потенциал реализуется во многом благодаря другому социальному институту – материнства и детства, который имеет консолидирующее значение, противостоит социаль­ному противоборству и напряженности.

Однако модернизация общественных отношений в XX века оказала мощное воздействие на функционирование института материнства и детства, состав структуру, демографическое поведение. Объективные тенденции изменения брачно-семейных отношений способствовали снижению смертности и уменьшению рождаемости, привели к изменению характера воспроизводства населения, повлиявшему в свою очередь на активизацию его старения. В результате стремительного развития урбанизации на смену многопоколенным и многодетным крестьянским семьям пришли малодетные городские. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на брак семейные отношения роль мужчин и женщин. Наблюдаются сокращение числа браков, рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей

Семья всегда испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что современная российская семья, а также важнейшая ее составляющая – институт материнства и детства, переживают кризис, который отражается на процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Детство является объектом изучения многих наук: культурологии, педагогики, психологии, социологии, этнографии, и др. Однако, как отмечает Дж.Квортруп, «доминирующими парадигмами в изучении детства до сих пор были психологическая и педагогическая» (47, с. 157). В рамках этих парадигм акцент ставится на рассмотрении детства как определенного этапа жизненного пути человека, причем особое внимание уделяется вопросам развития и воспитания ребенка.

Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями анализа данного феномена. В рамках первого можно выделить работы, рассматривающие детство как определенную культурно-историческую ценность. В работах Ф.Ариеса, Ф.Боаса, М.Мид, Б.Малиновского, Л.Демоза, Э.Эриксона и др. представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.

Социокультурные аспекты развития детства также нашли отражение в работах современных зарубежных ученых: П.Брюхнера., М.Виннса, Н.Постмана, Д.Рихтера. В России эта проблематика стала предметом исследований И. В. Бестужева-Лады, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, И.С.Кона, Л.Г.Кураевой, Д.И.Фельдштейна, С.Н. Щегловой и др.

Второе направление социологического анализа детства представлено структурным подходом, о котором говорит Дж.Квортруп: в рамках этого подхода автор рассматривает детство как «структурную форму», подчеркивая, что детство является структурой в любом обществе, хотя и временной. Таким образом, как указывает Л.Г.Кураева, «несмотря на то, что ребенок развивается во взрослого, детство остается частью социальной структуры». В отечественной социологии отдельные аспекты детства как «структурной формы» затронуты в работах И.С.Кона, Е.Л.Омельченко, М.В.Осориной, С.Н Щегловой.

Проблемы материнства также получили разработку в отечественной социологической науке. Социальные проблемы материнства исследовались в работах Ю.В.Бопцовой, В.И.Брутмана, О.Р.Ворошниной, Р.Ф. Мухамедрахимова, М.С. Родионовой и других. В грудах С.И.Голода, И.С.Кона, И.С.Андреевой, А.А. Гордона и других рассматривались различные аспекты семейных отношений. В трудах, посвященных проблемам материнства, рассмотрены общие проблемы: особенности жизнедеятельности матерей в состоянии жизненных затруднений, особенности социализации, воспитательного процесса и т.д. В целом, определение места и роли женщины в семье и обществе отличается широким спектром мнений, однако можно выделить два основных подхода - патриархальный (И.Дементьев, К.Черлин) и эгалитарный (Л.Бондаренко, Э.Новикова).

Тем не менее, следует констатировать, что требуется расширение знаний о материнстве как социальном институте, не полностью проведена дифференциация затруднений жизнедеятельности матерей в зависимости от возраста, образовательного, профессионального уровня, семейного положения, возраста в момент рождения ребенка.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что исследователи не рассматривают детство в его связи с материнством и институт материнства и детства не получил должного внимания со стороны отечественных исследователей.

Актуальность проблемы позволила сформулировать тему нашего исследования: «Проблема материнства и детства в уральском регионе»

В качестве объекта данного исследования выступает институт материнства и детства. Предметом исследования являются семья, социальные проблемы  современной российской семьи, оказывающие влияние на институт материнства и детства.

Цель нашего исследования - выявить основные социальные проблемы, которые оказывают воздействие на институт материнства и детства в уральском регионе.

Цель данной курсовой работы реализовывалась в решении следующих задач:

  • выявить сущность и функции институтов материнства и детства, их содержание;
  • рассмотреть условия и факторы развития и функционирования институтов материнства и детства в современной России;
  • разработать программу социологического исследования по проблеме материнства и детства;
  • на основе проведенного исследования представить актуальные проблемы материнства и детства для уральского региона.

Указанные задачи решались при использовании следующих методов: анализ, системный, функциональный, эволюционный подход, анкетирование.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Страниц: 1 2 3 4 5
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!