Проблемы и механизмы борьбы с бедностью

11 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Экономическая реформа, осуществляемая в России в течение последнего десятилетия, обусловила резкую дифференциацию различных слоев населения. Доля его социальных групп с величиной располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума и еще совсем недавно (по данным бюджетных обследований Госкомстата РФ) составляла 42,6% среди всего населения. В их числе удельный вес крайне бедных групп людей, у которых располагаемые ресурсы в два и более раз ниже прожиточного минимума, достиг Н.7%1.

Больше других бедность и крайняя бедность распространены среди временно неработающих: соответственно почти 61 и свыше 22% от всех, кто трудится и ищет работу. На втором месте пенсионеры по случаю потери кормильца - более 56 и около 15%. Далее идут дети до 16 лет (54 и 18%), получатели социальных пенсий (50 и 17%), пенсионеры по инвалидности (47 и 12%), стипендиаты (45 и 9%), работающие по найму (38 и 9%), неработающие пенсионеры (33 и 7%), пенсионеры по старости (28 и 5%), занятые предпринимательством (20 и 5%) и работающие пенсионеры (20 и 3%).

Если даже предположить, что за прошедший период к настоящему времени бедность несколько сократилась, то она охватывает все же не менее трети населения страны. Отсюда вполне логично допустить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защите населения не в полной мере учитывает происходящие в стране институциональные трансформации и тенденции в формировании рынка труда. Причины отечественной бедности следует искать в слабой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и плохой его организации, преобладании низкооплачиваемых работ. Сформированная система выявления, учета и социальной поддержки бедных в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна, и ее необходимо реформировать с учетом требований рыночной экономики. Средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, нередко идут не в те семьи, которые действительно в них нуждаются. В результате беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная и пауперизированная бедность.

Для преодоления сложившихся уже в реформенный период стереотипов, действенных и эффективных шагов по сокращению бедности с последующими мерами ее ликвидации нужна новая социальная политика государства во взаимосвязи с политикой на рынке труда. Основой такого подхода могла бы стать федеральная целевая президентская программа "Борьба с бедностью".

Ее разработка, а затем и реализация означали бы, что государство придает данной программе приоритетный характер. Его властные федеральные, региональные и местные структуры призваны были бы строить свою деятельность, считаясь с названным документом и обозначенной постановкой. Требуется определить критерии, в соответствии с которыми выявлялись бы бедные, велся их учет и оказывалась социальная помощь. Такими показателями могли бы быть: 1) совокупные доходы семьи, находящиеся ниже официально установленного стандарта бедности; 2) стоимость семейного имущества, не превышающая некий официально установленный региональный минимальный стандарт. Только одновременное применение данных двух условий может стать достаточным основанием для возможного получения социальной помощи.

Дополнительным критерием определения бедного населения могла бы быть официальная величина прожиточного минимума, устанавливаемая по доходам ООН и Всемирного банка и которая равна 1 и 2 долл. в день для развивающихся стран и 4 долл. в день для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и СНГ.

Исследователи бедности выделяют три ключевых стратегических направления борьбы с ней: а) сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности; б) создание условий для активной части населения зарабатывать достаточно, чтобы обеспечить себя и свою семью; в) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации - беженцы и т. п.) и гарантий их недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным социальным услугам.

Для предотвращения дальнейшего расширения бедности среди населения следует ввести жесткую процедуру экспертизы социальных последствий реализуемых реформ. Если последние ведут к ухудшению положения некоторых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты. В преддверии реформ в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунального хозяйства и реструктуризации РАО "ЕС", Газпрома этот принцип приобретает особую актуальность.

Другое направление - меры институционального регулирования занятости, которые касаются ограничения на наличие второй работы и продолжительности занятости на ней. Необходима либерализация отношений найма и увольнения работников. Такая мера действительно назрела, но ее реализация возможна, если изменится концепция социальной поддержки безработных и повысится качество надзора за исполнением трудового законодательства работодателями, которое отражает новый Трудовой кодекс РФ.

Представляется необходимым повысить ответственность не только работодателей за нарушение трудовых прав работников, но и государственных правоохранительных и судебных органов за некачественное и несвоевременное реагирование на нарушение этих прав. Следует ужесточить штрафные санкции, применяемые за выявленные нарушения, ведущие к ухудшению положения работников, которые на сегодняшний день минимальны, а потому не оказывают на работодателя ощутимого материального воздействия.

Следующее направление преодоления бедности - содействие занятости, предполагающее максимальную активизацию неинвестиционных факторов экономического роста в целях генерирования новых рабочих мест, необходимость стимулирования приоритетного развития тех секторов экономики, которые способны дать быстрое увеличение занятости при минимально возможных вложениях капитала. Это малый бизнес, ряд трудоемких отраслей традиционной промышленности, разумная, не ущемляющая интересы потребителя, протекционистская политика в отношении отечественного товаропроизводителя, активная внешнеэкономическая политика, совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса.

Эффективно также развитие системы автоматизированной информации по рынку труда в регионах, прежде .всего по банку вакансий. В настоящее время даже близлежащие районные службы занятости в большинстве своем лишены возможности обмениваться информацией по вакансиям в режиме реального времени. Такая информация тем более труднодоступна безработным. Становление компьютеризированной системы может начаться с формирования "кустовых" банков данных по вакансиям для нескольких районов и обмена информацией по линии "столица региона - районы". В перспективе такой системой целесообразно охватить всю территорию Российской Федерации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!