Проблемное изучение литературного произведения в школе

В связи с тем что в настоящее время в школе укрепились принципы проблемного обучения, в ней завоевывает свое место проблемный путь анализа. Для того чтобы охарактеризовать этот путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемный вопрос и проблемная ситуация.

Как известно, проблемное обучение представляет собой систе­му связанных между собой и усложняющихся проблемных си­туаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изу­чения и развивает в себе качества, необходимые для творческо­го отношения к науке и жизни.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме. В последнее время высказывалось мнение, что лю­бой вопрос, побуждающий к работе мысли, ведущий к самостоя­тельным усилиям учеников, можно назвать проблемным. Это не так. Когда мы, скажем, спрашиваем школьников, почему сквоз­ными образами поэмы Блока «Двенадцать» оказываются ветер и снег, мы требуем от них умственных усилий, но еще не создаем проблемной ситуации. Другое дело, если вопрос обнаруживает многосторонние возможности его решения, намечает многие ва­рианты ответов (например, «Почему в конце поэмы появляется образ Христа?»).

Проблемный вопрос иногда требует альтернативной формы, которая оказывается естественным способом выражения противо­речия («Спасает или губит Раскольникова Порфирий Петро­вич?»). Но это необязательно: важно, чтобы вопрос создавал возможность неоднозначных ответов, вел к поиску и разверну­тому доказательству решения. Для того чтобы проблемный воп­рос развивался в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов.

Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, ув­лекательной для школьника, отвечать его потребностям, «вхо­дить» в круг его интересов и вместе с тем соответствовать при­роде художественного произведения, логике науки о литературе. Проблемы литературного анализа неразрывно связаны с вопроса­ми, жизненно важными для общего развития учеников. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объеди­няется с личной заинтересованностью ученика и ситуация затруд­нения, когда дети не могут разрешить проблему, вызывает пот­ребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении матери­ала. Самостоятельность должна выражаться не только в умении учеников сформулировать свою точку зрения, но и в их способ­ности аргументировать ее, сопоставить с другими мнениями, отказаться от необоснованных предложений, пересмотреть свои прежние впечатления, если они оказываются неоправданными.

Научный спор не рождает автоматически проблемной ситуа­ции в сознании учеников. С другой стороны, когда учитель идет на поводу у школьников, не учитывая при этом художественный материал произведения, проблемность также может оказаться внешней. При анализе отрывка «Разведка Метелицы» иногда предлагают вопрос такого характера: «Можно ли считать Ме­телицу хорошим разведчиком, если он не сумел выполнить задание отряда, неосторожно вел себя с пастушонком?...». Вопрос этот вызывает оживление в классе. Дети горячо обсуждают, какими качествами должен обладать настоящий разведчик, и даже находят эти качества в Метелице («Сумел выведать у пастушонка, где белые» и т. д.). На этот вопрос не органичен для произведения. Писатель ценит в герое при встрече с пастушонком не осторожность разведчика, а способность остаться человечным даже в самых суровых и опасных обстоятельствах. И если идти вслед за писателем, открывая художественную логику его мысли, вопрос бы надо поставить иначе: «Почему Метелица доверился пастушонку?» Этот вопрос также вызовет проблемную ситуацию, оживит класс, но его преимущество в том, что он органичен для произведения.

Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказы­вается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Он, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей кон­цепцией произведения.

В художественном произведении все взаимосвязано, и потому многие вопросы, поставленные в анализе, обладают качеством собирательности по отношению к литературному тексту. Однако в проблемном вопросе откровеннее выражена перспективность, возможность выхода к другим, более крупным вопросам. И по­тому для анализа первого действия пьесы Горького целесообра­зен проблемный вопрос такого типа: «Кто перед нами: люди или «обломки»?».

В условиях проб­лемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя здесь сводится к тому, что он помогает выявить­ся разнообразным точкам зрения, выразительно сформулировать их. Течение проблемной ситуации нарушается, если в классе сразу выявляются все аргументы в пользу одной из точек зре­ния. Это как бы отменяет право других мнений, уменьшает остроту проблемной ситуации. Поэтому разные аргументы долж­ны чередоваться в ходе беседы или диспута.

Таким образом, проблемное обучение требует от педагога мас­терства, необходимого и для верной постановки проблемного воп­роса, и для убедительного его разрешения. Проблемная ситуация для учеников неизбежно перерастает в проблемную ситуацию для педагога, который должен учесть и специфику художественного произведения, и читательское восприятие школьников. Возмож­ные противоречия между мнением читателя и позицией писате­ля - это тоже своего рода проблемная ситуация, в которой пе­дагог поможет на уроке разобраться учащимся.

Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, необязательно разрешается в диспуте. Ее (ситуацию) можно «распутать» и в лекции учителя, в его размышлении над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников. Часто учитель выступает не в роли ведущего беседу, а в роли организатора самостоятельных поисков школьников. Однако этим его задачи не ограничивают­ся. Педагог стремится продолжить проблемную ситуацию и поэто­му ставит перед классом новые вопросы. На уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

  1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения.
  2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разре­шается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.
  3. В изучении литературы эмоциональная деятельность уча­щихся играет столь же значительную роль, как интеллектуаль­ная, ибо художественное произведение требует сопереживания. Исключительно рациональное («головное») разрешение проб­лемных ситуаций обедняет восприятие и отдаляет учеников от искусства. Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и воображение учеников.

Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор произведения важными мировоззренческими вопросами и решать их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников.

Выдвижение в центр разбора вопросов, важных для идеоло­гического, нравственного и эстетического воспитания учащихся, может происходить при любом пути анализа. Так, анализируя роман Тургенева «Отцы и дети» «вслед за автором», уче­ники будут решать поднятые писателем проблемы любви, общественных взглядов, поведения героев, связей и конфликтов поколений и т. д. Таким образом, проблемные ситуации могут создаваться и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором», и при изучении образа персонажа в систе­ме пообразного анализа. Материалом проблемного анализа в рамках урока может оказаться и событие, и характер героя. В советской школе давно используется проблемно-тематический анализ, при котором художественный материал группируется по основным темам и проблемам текста, но проблемный анализ отличается от указанного тем, что в нем оправдана и мотивиро­вана последовательность постановки и решения проблем. Харак­терным качеством проблемного анализа является связь проб­лемных ситуаций уроков между собой, продиктованная перс­пективным вопросом, который как бы объединяет все проблемные ситуации и позволяет рассмотреть произведение в целом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!