Проблема сознания в философии

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Выделение сознания как предмета философского анализа, по мнению М. К. Мамардашвили, начинается с Платона, с его учения о «мире идей», противостоящего человеку и одновременно присутствующего в нем[1]. У Платона мир оказывается поделенным пополам: «мир идей» с его реализованным состоянием и его отражение в человеческом сознании. Тут же возникает и главный вопрос познания: насколько соответствует отраженный в сознании мир оригиналу? Платон, как известно, считал, что субъективная реальность, в которой господствует «мнение», не совсем верно отражает подлинное бытие. Но почему? Если зеркало искажает отраженный в нем предмет, то причину нужно искать в самом зеркале. Интерес к этому «зеркалу» резко возрос в Новое время, когда началась сциентизация европейской культуры и вопрос об источнике ошибок в науке приобрел не только теоретический характер. В философии эта проблема в довольно четком виде было обозначена и по-новому решена в «Критике чистого разума» И. Канта. Кантовское решение указанной проблемы заключается в переносе акцента с изучения объективного мира к исследованию субъективной реальности – первичного и единственно доступного для человека мира феноменов, представляющих собой репрезентанты объективно существующих предметов. Завершением этой философской традиции является, на наш взгляд, философский постмодернизм, где идея субъективности, относительности, отрицания всякой определенности в знаниях о мире и человеке доведена Ж. Дерридой до абсурда. Но наука с ее верой в наличие в объективной реальности устойчивых связей, инвариантов успешно существует и помогает решать многие человеческие проблемы. Следуя научной традиции, рассмотрим сознание онтологически – как некий вид реальности, обладающий своими особенностями бытия.

Следует заметить, что в данном случае речь идет только о компоненте человеческой психики, а не о духовном вообще. Сознание является частью психики и включает в себя ее осознаваемые процессы, связанные, однако, со сферой бессознательного. «Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека», – пишет известный исследователь сознания А. Г. Спиркин[2].

[1] Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 10–14.

[2] Спиркин А. Г. Философия: учебник. М., 2003. С. 350.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!